Надежда Григорьева
Подготовка детей к школе. Конспект родительского собрания
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание (воспитатель Григорьева Н. Э.)
Тема: «Подготовка детей к школе»
Форма: арт-проекта
Цели и задачи проекта:
ознакомить родителей с критериями готовности ребенка к школе;
-формировать позитивный эмоциональный контакт между родителями, педагогами и детьми;
Темочки:
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
-привлечь детей и взрослых к активному участию в арт-проекте, результатом которого должна стать большая декоративная работа, которая украсит интерьер детского сада;
-обеспечить условия для общения, диалога и достижения взаимопонимания между участниками проекта.
Ход собрания
- Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас. Тема собрания вам известна, ее мы сообщили в пригласительных билетах, а вот форма проведения необычная- арт –проект. Вконце нашей встречи мы должны, по итогам услышанного создать худ. панно «ШКОЛА», в окнах которой будут ваши пожелания,чему бы вы хотели научить ребенка за этот год.
Надеюсь, что от этих окон будет веять теплом и уютом. Они будут светиться ярким, радостным светом.
Ведь окно - это маленький кусочек целого мира.
А дети украсят здание школы цветами, чтобы радостно было идти в такую школу.
Итак, мы начинаем!
Вот и заканчивается последний год пребывания наших детей в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошкольным детством. Скоро перед детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни. Они станут первоклассниками, а вы, дорогие мамы и папы, вместе с ними «сядете» за парты.
Как подготовить ребенка к школе? Этот вопрос волнует всех нас взрослых. Как вы думаете, на ваш взгляд, какими качествами должен обладать будущий школьник?
(Высказывания родителей)
Есть общие подходы к подготовке детей к школе (параметры готовности) :
• Физическая
• Интеллектуальная
• Психологическая
Нам о них расскажут сами родители (выступление родителей)
Физическая готовность
- Хорошее состояние здоровья,
- уровень развития двигательных и физических качеств (ловкость, увертливость, быстрота, сила, выносливость и др.).
- уровень развития культурно – гигиенических навыков и привычек
-закаливание организма, выносливость, хорошая сопротивляемость к заболеваниям
Хорошо развитая мелкая моторика руки (для письма).
Интеллектуальная готовность
Ведущей деятельностью становится - учебная. Для этого необходимо сформировать навыки учебной деятельности:
-Умение слушать и слышать и воспринимать информацию.
Детям надо научиться внимательно слушать учителя на уроке. Нельзя кричать с места, вставать без разрешения учителя, выходить из класса. Если ребёнок хочет что-то сказать, то нужно поднять руку. Дети должны помнить, что учитель даёт задание всему классу и не может повторять его только ему. Ваш ребёнок будет постоянно испытывать дискомфорт от того, что в классе для учителя все дети равны и он один из них. Научите ребёнка слушать и слышать вас! Выполнять ваши просьбы и поручения!
И тогда он будет слышать учителя, и выполнять его требования. Так вы научите своего малыша работать в коллективе, слушать, когда говорят всему классу и выполнять задание вместе со всеми. И не в коем случае не привлекать к себе внимание плохим поведением).
- Умение планировать свою деятельность, готовить и убирать свое рабочее место.
- Знания, широкий кругозор, эрудиция, умение ориентироваться в окружающем мире
- Высокий уровень развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия).
- Уровень мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнения, обобщения, смекалка).
- Уровень специальных навыков (грамота, математика, развитие речи и тд.)
Психологическая готовность
Мотивационная, волевая, эмоциональная
Успех ребёнка в школе зависит от : психологической готовности ребёнка к школе – это, прежде всего желание получать знания, отнюдь не всегда интересные и привлекательные, и желание учиться (мотивационная готовность). Но и это ещё не всё. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать», без осознания этого «надо» ребёнок не сможет хорошо учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и так далее. ;
развития произвольных когнитивных процессов: мышления, памяти, внимания; развития речи и фонематического слуха. Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.
Воспитатель:
-Так что же необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу? -Вы узнаете из этих памяток (раздать родителям и дать время прочитать).
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ.
1. Своё имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свое село, его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живёт.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детёнышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
10. Транспорт наземный, водный, воздушный.
11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая -левая сторона, верх- низ и т. д.)
15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
16. Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.
17. Различать гласные и согласные звуки.
18. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги,
прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)
20. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
21. Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.
22. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).
23. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
Обмен мнениями.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Все дети идут в школу с разным багажом.
Родители тратят много сил, чтобы научить ребенка читать писать считать и не предполагают, что это не самое важное.
Главное – это то, может ли ребенок принять те требования, которые сразу, с первых же дней предъявляет ему школа (сидеть на уроке, слушать учителя, выполнять задания, умеет ли он контролировать свое поведение и подчинять его установленным правилам. Это и есть основной критерий готовности ребенка к школе.
Также необходимо готовить руку ребенка к письму, делать ее гибкой и выносливой. Для этого есть всевозможные шнуровки, конструкторы, лепка, прописи и т. д. Необходимо чаще давать ножницы, работать в тетради. Пусть он в левом верхнем углу нарисует один предмет, в нижнем правом- другой, соединит их. Так, играя, он научится ориентироваться на листе бумаги.
Хорошо бы, конечно, создать общее представление о времени, часах, научиться определять ровные часы: 12.00 или 4.00. Дать такое понятие, как «лево» и «право».
Очень важно, но сложно научить ребенка до школы играть по правилам.
Игра-основа обучения, мы играем всю жизнь. От того насколько «качественно» ребенок умеет играть, зависит то, насколько легко он будет принимать на себя новые социальные роли по мере взросления. Кроме того, в игре развиваются все стороны личности. Особенно спортивные и настольные игры. Ребенок должен следовать правилам, уметь переживать проигрыш.
Сегодня первоклассники не могут ловить мяч, отбивать, прыгать через скакалку, вращать обруч, ездить на велосипеде и т. д. не могут ждать: хода в игре, маму в магазине, своей очереди. Им в школе придется трудно.
Обучение- это не только русский и математика, мы учимся взаимодействовать с другими, находить компромиссы, решать конфликтные ситуации, сотрудничать. Так что уметь договариваться со сверстниками- тоже ценное качество.
Обязательно научите ребенка выполнять несложныедействия: выбрать и купить хлеб в магазине, убрать комнату, покормить кота и т. д. Когда ребенок действует по плану, то есть учится держать в голове сложные инструкции, - это здорово поможет ему в дальнейшем обучении.
И самое главное-не следует произносить слово «учиться» «заниматься», предлагайте ребенку поиграть.
А сейчас попробуйте оценить готовность своего ребенка к школе. На столах лежат цветные жетоны (желтый-ребенок полностью готов к школе; зеленый- средний уровень готовности; черный-ребенок совсем не готов к обучению в школе). Почему вы так решили?
Давайте узнаем, а готовы ли вы, родители, к школе?
1. Конкурс "Разминка" Родителям предлагается игра "Да-нет", в которой на каждый вопрос ведущего надо ответить либо "да", либо "нет".
*** 1. Ноль меньше трех (Да.)
2. Год начинается в марте (Нет.)
3. Земля квадратная (Нет.)
5. Есть ли числа больше, чем тысяча (Да.)
6. "А"- последняя буква в алфавите? (Нет.)
7. Звук [М]- гласный (Нет.)
8. Буква "Е" состоит из двух звуков? (Да.)
9. Название городов пишутся с маленькой буквы? (Нет.)
*** 1. Неделя начинается со вторника (Нет.)
3. Градусником измеряют длину (Нет.)
4. Может ли быть пятница после четверга (Да.)
5. У пятиугольника шесть сторон (Нет.)
6. "Я"- первая буква в алфавита (Нет.)
7. Предложение начинается с большой буквы (Да.)
9. Ударный звук всегда гласный (Да.)
Упражнение «Согни листок»
Предлагаю выполнить упражнение. Выполняя упражнение, не смотрите на других, чётко выполняйте инструкцию, ничего не спрашивая. Делайте так, как считаете нужным. Возьмите листок бумаги, сложите его вдвое, оторвите верхний правый угол, снова сложите листок вдвое, оторвите верхний правый угол. И так до тех пор, пока не станет трудно рвать. Разверните свои листы и положите на пол перед собой. Вопросы для обсуждения. Можно ли сказать, что кто-то выполнил это упражнение неправильно?
Почему? Идёт обсуждение.
Видите, насколько по-разному воспринимается одна и также инструкция разными людьми. Мы все хоть чем-то отличаемся друг от друга. От того, что сходства и различия есть между нами, у нас формируются предубеждения и стереотипы по отношению к окружающим. Это происходит потому, что различия преувеличиваются, а сходства недооцениваются.
Упражнение «Потребность в любви»
Присутствующие делятся на две группы. Одни- «дети», другие – «родители». «Дети» встают во внутренний круг, «родители» во внешний, лицом друг к другу. Задача «детей» произносить: «Я хочу, чтобы меня любили». Взрослые, не глядя «детям» в глаза, отвечают: «Мне некогда». Каждый взрослый, должен сказать это каждому ребёнку и наоборот. Внутренний круг на месте, а внешний передвигается.
Вопросы для обсуждения.
-Что вы чувствовали? Чему научило вас это упражнение? Высказывания участников.
Думаю, что каждый из вас сделал для себя определённые выводы. Это упражнение способствует размышлению над организацией воспитания и общения с детьми в семье.
Не надо заставлять своего ребенка заниматься, ругать за плохо выполненную работу, а лучше найти в его работе хорошо выполненный фрагмент, пусть даже самый маленький, и похвалить его за выполненное задание. Важно, чтобы ребенок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью. Очень важны такие черты характера, как ответственность, способность преодолевать трудности, умение подчиняться общим правилам, считаться с интересами других. Родителям нужно развивать мышление, восприятие, память малыша. Надо помнить, что играя с дошкольником, выполняя с ним простейшие задания, взрослые в процессе выполнения упражнений развивают запоминание, внимание и мышление.
Родители должны помнить одну простую истину: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми - семьей.
-А сейчас мы пригласим детей и поработаем немного с ними.
(показ фрагментов занятий)
3. Конкурс "Познавательный"
Ведущий: «В этом конкурсе каждой команде необходимо ответить на 15 вопросов»
*** 1. Сколько месяцев в году? Перечислите. (12
2. Лошадь в детстве? (Жеребенок) .
3. Дом автомобиля? (Гараж) .
5. Прибор для глажки белья? (Утюг) .
6. Номер телефона скорой помощи? (03) .
7. Жгучая трава? (Крапива) .
8. Что значит «прикусить язык»? (Замолчать) .
9. В какое время года птицы вьют гнёзда? (Весной) .
10. Когда дети идут в школу? (Осенью) .
11. Назовите цвета радуги? (к о ж з г с ф)
12. На каком дереве растут жёлуди? (Дуб) .
13. Закончите пословицу «Сделал дело…»? (Гуляй смело).
*** 1. Сколько дней в неделе? Перечислите. (7
2. Мама телёнка? (Корова) .
3. Дом совы? (Дупло) .
5. Прибор для стирки белья? (Стиральная машина) .
6. Номер телефона пожарных? (01) .
7. Какой травой лечат раны? (Подорожник.)
8. Что значит «бить баклуши»? (Бездельничать) .
9. Когда листья опадают? (Осенью) .
10. Когда появляются подснежники? (Весной) .
11. Назовите части суток? (Утро, день, вечер, ночь) .
12. У какого дерева бывают сережки? (Берёза) .
13. Закончите пословицу «Любишь кататься - …»? (Люби и саночки возить)
Вот видите, даже вы, зная казалось бы все, справились не со всеми заданиями, вот так и наши дети не всегда справляются с заданиями. Поэтому не судите их за это строго, а разъясните и помогите "добыть" недостающие знания.
-Давайте заглянем в будущее!
(входит астролог с подзорной трубой и свитком в руках).
-Я великий звездочет,
Знаю судьбы наперед.
Вам поведаю сейчас,
В будущем что ожидает вас
Наша Ксюшенька так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты,винегреты.
Если вы в беду попали
Телефон 02 набрали,
К вам полиция придет
Наш Виталий всех спасет!
С огнем бороться будет он
С водой они напарники.
Денис наш очень крепкий,сильный,
Такой, как все пожарники!
Выезжать на дорогу
Максим будет спозаранку.
На педаль поставит ногу
И рукой крутит баранку!
Громко прозвенел звонок
В классе начался урок
Знает школьник и родитель
Наша Женечка- Учитель!
Захар не летчик, не пилот.
Он ведет не самолет,
А огромную ракету.
Космонавт конечно это!
Качу, лечу во весь опор,
Богдан- шофер, Богдан- шофер.
Нажимает на педаль
И машина мчится вдаль!
Средь облаков на высоте
Лев строит новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили в нем!
Кристина- доктор для детей
Она такая умница!
У нее- особый дар….
За минуту снимет жар.
Воспитатель:
-Вот и заканчивается работа над нашим проектом, осталось самое главное.
Родители должны в окошечки вписать, какими они видят своего ребенка- школьника, а дети- украсят школу.
Воспитатель предлагает участникам (по желанию) показать свое окно, рассказать, что в нем. Каким цветком украсил ребенок.
Дети, взрослые по одному выходят к большой картине, комментируют свою работу, делятся идеями, мыслями, мечтами. Дают общее название картине.
Воспитатель:
-А сейчас нам хотелось бы наградить каждую семью за успехи в воспитании детей!
1. За воспитание самого спокойного ребенка (семья Кунц)
2. За воспитание самого спортивного ребенка (семья Лизунковых)
3. Самой активной семье
4. Самой отзывчивой семье
5. За воспитание доброты в ребенке
6. За приобщение ребенка…
7. Самой творческой семье.
Не забывайте, уважаемые родители, что детство- это удивительное время в жизни каждого человека, и оно не заканчивается с поступлением в школу.
Решение собрания :
Помогите своему ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.
Приучайте ребенка содержать свои вещи в порядке.
Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе.
Научите ребенка правильно реагировать на неудачи.
Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе.
Приучайтеребенка к самостоятельности.
Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.