Галина Кушнарева
Экскурсия в заповедник «Лес на Ворскле» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повторить и закрепить с детьми названия деревьев, птиц, животных, которые обитают и растут у нас в лесах.
Задачи:
1. Воспитывать основы экологической культуры дошкольников через заботливое отношение к природе и соответствующее поведение в ней, любовь к животному миру.
2. Активизировать познавательную деятельность детей через создание проблемных ситуаций, постановку поисковых вопросов.
3. Развивать любознательность детей, кругозор, уметь делать выводы.
4. Систематизировать знания об объектах экологической тропы.
Предварительная работа:
Публикация «Экскурсия в заповедник „Лес на Ворскле“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Заповедники и национальные парки
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Беседы о природе, дидактические игры по экологии, чтение произведений о природе, о лесе, наблюдение на прогулке, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций в книгах, чтение стихов, художественной литературы о животных, растениях, прогулка по осеннему саду.
Ход экскурсии:
Воспитатель: Ребята сегодня такая чудесная, солнечная, осенняя погода. Так и хочется прогуляться по золотому, осеннему лесу, вспомнить стихи про осень, подышать лесным воздухом, и просто помечтать.
Воспитатель: Ну, что хотите в лес на экскурсию?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Тогда собираемся в путь.
По пути играем в игру: «Что мы видим?». Дети называют одним словом, что видят вокруг (небо, солнце, деревья). Говорить надо быстро, не повторять слова, сказанные другими.
Далее, по дороге на экскурсию, мы с детьми вспомнили ранее выученные стихотворения об осени:
1. Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Что в глуши твоей таится
Все открой, не утаи
Ты же видишь, мы свои!
2 .Березы косы расплели
Руками клены хлопали
Ветра холодные пришли,
И тополя затопали.
Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали
Дубы огромные всегда
Как - будто меньше стали
Все присмирело, съёжилось,
Поникло, пожелтело.
Лишь ёлочка пригожая
Совсем похорошела.
Воспитатель: А вы знаете, почему листья осенью желтеют и падают?
Дети: Потому, что наступают холода и земля промерзает, а корни деревьев не могут впитывать влагу и листья желтеют и падают.
Воспитатель: Дети давайте остановимся и послушаем, как ветер играет с кронами деревьев.
(Дети останавливаются и слушают шум ветвей).
Воспитатель: Ну, что ребята пойдем дальше?
У ворот заповедника нас встречает экскурсовод по имени Алексей Иванович. Знакомство наше с заповедником "Лес на Ворскле", началось с небольшой вводной лекции внутри уютного музея на территории усадьбы. Он рассказал нам о том, что животный мир заповедного участка весьма разнообразен. Особенно богат он на птиц, которых насчитывают 50-60 гнездящихся, 5-7 зимующих и 10-20 залетных видов птиц. В "Лесу на Ворскле" насчитывается до 200 видов птиц, преимущественно это пернатые мелких размеров. В том числе: серая цапля, черный коршун, пустельга, неясыть, чеглок, сизоворонка, балобан и др. Самый многочисленный из птиц, - отряд воробьиных. Из парнокопытных большое количество кабанов и европейских косуль. Из хищных животных встречаются: лисица, енотовидная собака, барсук, каменная куница, ласка, хорь лесной. Обычен заяц-русак. Из грызунов: рыжая полевка, желтогорлая мышь, подземная полевка, белка; из насекомоядных - европейский еж, крот, бурозубки, кутора. Большинство птиц Леса на Ворскле гнездятся на кустарниках и деревьях, в том числе значительная доля приходится на представителей экологической группы дуплогнездников - это птицы которые живут в дуплах, пояснил детям экскурсовод.
Воспитатель: Ребята, я сейчас вам загадаю загадки о птицах, а вы попробуйте их отгадать.
Ей на месте не сидится,
Все летает целый день
Суетится, суетится,
Целый день звенит
Тень - пинь.
Угадай-ка, что за птица?
То веселая … (синица)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая.
Птица говорливая-
Самая болтливая (сорока)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды:
С первым снегом тут как тут (снегирь)
Окраской сероватая,
Походкой мешковатая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая (ворона)
Днем спит, ночью летает, людей пугает (сова)
Эту птицу всякий знает:
На шесте ее дворец,
Червяков птенцам таскает,
Да трещит весь день (скворец)
Спереди шильце,
Сзади вильце.
Сверху – черное суконце,
А снизу белое полотенце (ласточка)
Маленький мальчишка
В сером армячишке.
По дорожкам шныряет
Крохи собирает (воробей)
Воспитатель: Молодцы ребята, загадки все отгадали, мы очень много узнали интересного о птицах. Закончив рассматривать экспонаты в музее, Алексей Иванович, предложил продолжить нашу экскурсию по единственной разрешённой для прогулок тропе, петляющей между огромных дубов.
Воспитатель: Я в лес осенний, на прогулку приглашаю вас пойти
интересней приключений нам, ребята, не найти.
Друг за другом становитесь, крепко за руки беритесь.
Воспитатель: Дети, прежде чем идти в лес, давайте с вами вспомним о правилах поведения в лесу. Как ни в коем случае нельзя себя вести?
Дети: В лесу нельзя:
1 громко говорить (кричать)
2 включать громко музыку
3 рвать с корнем цветы, грибы
4 ломать ветки деревьев
5 разжигать костры
6 разорять гнезда, муравейники
7 стрелять из рогатки в птиц
8 оставлять за собой мусор
9 разбивать стеклянную посуду.
Дети вспомнили небольшие стихотворения о правилах поведения в лесу:
1. Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегать, прыгать и играть
Только, чур, не забывать.
2. Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь,
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
3. Ветки с дуба не ломать –
Никогда не забывать
Мусор с травки убирать!
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять!
Ты пришел не убивать!
4. Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают,
Здесь не нужно их ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
5. Ты в лесу всего лишь гость
Здесь хозяин дуб и лось
Их покой побереги –
Ведь они нам не враги!
Воспитатель: - Алексей Иванович, так чем уникален ваш заповедник? Что вас есть такого, чего больше ни у кого нет? Может быть животные, которые живут только здесь, или птицы, или растения? Или это просто очень старый лес?
Экскурсовод : Да, верно. Просто очень старый лес. Реликтовая трёхсотлетняя дубрава, не тронутая человеком – таких не осталось больше нигде в Европе. Это и есть наше настоящее сокровище! Главная цель любого заповедника - оставить в природе всё как есть, добавляет Алексей Иванович. Не допустить вмешательства людей в естественную жизнь леса. Поэтому для ознакомительных экскурсий в "Лесу на Ворскле" доступна только одна тропа, начинающаяся от усадьбы.
Тропа углубляется в чащу, сквозь листву показываются первые деревья исполины.
Герб и главная достопримечательность заповедника – это мощные старые дубы, возрастом в 250-300 лет, которые стоят поодаль друг от друга, не касаясь кронами. Эти исполины видны издалека. Между ними - относительно молодая столетняя поросль. Ясени, клены, осины и прочая поросль не решаются близко подступить к мощным королям заповедника.
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, послушайте лесную тишину, полюбуйтесь красотой осеннего пейзажа. Какие звуки осени вы слышите? Встаньте, прижавшись спиной к стволу дуба, и послушайте звуки осени. Расскажите о них так, чтобы мы их тоже услышали.
Дети: Листья шуршат под ногами, птицы тоскливо переговариваются, ветерок еле шелестит листвой, прошуршала мышка.
Воспитатель: Какая музыка подходит под эту осень?
Дети: Спокойная и грустная.
Воспитатель: Послушайте стихотворение, об это могучем дереве.
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый
Значит дуб выносливый,
Значит закаленный.
Посмотрите, осень также раскрасила дуб, листья его пожелтели. Листья у дуба большие, по краю извилистые, их не с чем не спутаешь. Осенью на дубе созревают плоды. Как они называются? (загадываю загадку)
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (Желудь)
Кто из животных любит лакомиться желудями? (Кабаны)
Воспитатель: Мы вдоволь налюбовались на деревья, наслушались пения птиц. Затем, разделившись на две команды, поиграли в игру:
«Кто больше соберет желудей».
Крупной живности нам не встретилось, зато кабаньих следов (и довольно крупных) на влажных участках почвы мы заметили в избытке.
Как рассказал экскурсовод. Из прочих млекопитающих самыми массовыми в дубраве, безусловно, являются мелкие мышевидные грызуны; кроме того здесь обычны виды насекомоядных, а также лисица, лесная куница, европейская косуля и некоторые другие. Неотъемлемой частью фауны дубравы являются представители классов Земноводных и Пресмыкающихся – 6-7 и 5-6 видов. В Лесу на Ворскле зарегистрировано более 2500 видов насекомых, среди которых немало редких (жук-олень, бронзовка большая зеленая, жужелица венгерская и др.) и около 300 видов паукообразных.
Вдоволь нагулявшись по лесу, Алексей Иванович сказал, что пора возвращаться. На обратном пути, мы с детьми вспомнили еще одну игру:
«Что какое?». Дети по очереди называют предмет и его свойство (небо - голубое, тропинка – длинная, камешек – шершавый, земля – теплая).
Когда мы вернулись к Музею природы, нас встретили работницы дендрария и подарили на память, много разнообразных комнатных растений в горшках, для нашего детского сада. И пригласили нас снова посетить прекрасный заповедник «Лес на Ворскле».