Елена Трифонова
Подборка игр, упражнений и заданий к тематической неделе «Фрукты» в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Дать детям первоначальные знания о фруктах.
Обогатить словарь детей по теме «фрукты».
Формировать устойчивые представления о величине (высокий-низкий, количестве (один, два, много, цвете.
Уточнить знания о понятии «половина».
Учить детей сравнивать совокупности предметов.
Упражнять в лепке, наклеивании, рисовании карандашами и пальчиками.
Развивать умение согласовывать движения и слова песни.
Развивать мышление, моторику, зрительное и слуховое сосредоточение, координацию движений, тактильный и вкусовой анализаторы.
Публикация «Подборка игр, упражнений и заданий к тематической неделе „Фрукты“ в первой младшей группе» размещена в разделах
- Игры для детей
- Овощи, фрукты, урожай. Планирование, недели
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Игры, дидактические пособия
- Фрукты и ягоды. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Оборудование: чудесный мешочек с муляжами фруктов; парные картинки «Фрукты»; картинка-фон с высоким и низким деревом и поломанной лестницей, цветные силуэтные картинки шести яблок и четырех груш, счетные палочки; картинки изображающие ящики с четырьмя прямоугольными секциями (для груш) и шестью квадратными секциями (для яблок); развивающая игра «Червячки в яблочках» по количеству детей; развивающая игра «Разрежь пополам»; картинка-заготовка «Яблоня», салфетки красного и зеленого цвета, клей ПВА; картинка-заготовка «груша», пальчиковые краски желтого и зеленого цветов; картинка-заготовка «проведи линию от фрукта к корзине», карандаши; картинка-заготовка силуэтная «банка», цветные силуэтные картинки «фрукты», клей; пластилин желтого и оранжевого цвета, стеки, дощечки ля лепки, абрикосовые косточки; мячи разной величины, мяч-арбуз, корзины (или другие емкости) разной величины; силуэтные картинки «фрукты», вырезанные из плотного картона, разноцветные прищепки; двойные неразливайки с водой, с наклеенными на них картинками «оранжевый апельсин» и «желтая груша», кисти, гуашь оранжевого и желтого цвета; нарезанные кусочками настоящие фрукты; аудиозапись «Ты похлопай вместе с нами».
Использованы материалы ст. воспитателя Давыдовой Светланы Алексеевны
Ход занятия
Игра-приветствие «Наши умные головки»
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Сюрпризный момент «Чудесный мешочек»
Сегодня «Чудесный мешочек» нам подскажет, о чем же будет наше занятие. Опускайте руку в мешочек, доставайте один предмет и называйте, что вам попалось.
Упражнение «Найди фрукт»
На столе лежат разные предметы и муляжи фруктов. Дети по очереди должны подойти к столу, найти среди предметов фрукт, назвать его и положить в корзинку.
Воспитатель оценивает умения детей выделять нужный предмет из множества предметов и объединять предметы по общему признаку, затем вместе с детьми обобщает: в корзине лежат «фрукты».
Ребята, предлагаю вам посетить фруктовый сад. На чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей) Здорово, а давайте полетим на самолете (ответы детей)
Мы садимся в самолет (приседают)
Отправляемся в полет (заводят моторы, встают)
Мы летим над облаками (руки в стороны)
Осторожнее – гора: (наклоны влево, вправо)
Приземляться нам пора!
Посмотрите, как красиво! А где мы с вами оказались? (ответы детей)
Дидактическое упражнение «Парные картинки»
Детям предлагается выбрать себе картинку с изображением какого-либо фрукта, а затем найти точно такую же картинку. Воспитатель обращает внимание детей, что сначала у них была одна картинка, а затем стало две картинки.
Дидактическое упражнение «Путаница»
Посмотрите перед нами 3 тарелки – красная, жёлтая, зелёная – и перепутанные фрукты. Это ветер-проказник все перепутал.
Как вы думаете, что нам нужно сделать? (ответы детей)
Правильно, нам нужно разложить фрукты по тарелочкам : на жёлтую тарелочку положить фрукты жёлтого цвета, на красную – красного, на зелёную – зелёного.
Динамическая пауза «Мы по садику гуляем»
Мы по садику гуляем, Дети водят хоровод
Фрукты с дерева срываем. Сжимают и разжимают пальчики
К дереву мы подойдём, Шагают на месте
Фрукты с дерева сорвём. Поднимаются на носки и тянут руки вверх
Фрукты с дерева сорвём Сжимают пальчики
И в корзинку отнесём. Наклоняются вниз
Всё домой мы отвезём. Топают ногами
Едем, едем мы домой Изображают шофёров, топают ногами
На машине грузовой,
Урожай везём большой! Образуют большой круг, поднимают руки вверх
Дидактическая игра «Яблоки созрели»
Воспитатель показывает картину «Фруктовый сад».
– Когда яблоки созревают и их никто не собирает, то они начинают падать с ветки сами. Показывает детям 2 муляжа яблок: большое и маленькое. Когда яблоки падают, они, ударяясь о землю, издают звук «бум». Если яблоко большое, то звук громкий – «БУМ», а если яблоко маленькое, то звук тихий – «бум».
Далее воспитатель показывает детям попеременно большое и маленькое яблоко,
а дети говорят либо громко, либо тихо слово «бум».
Можно использовать 2 мяча: большой и маленький. Бросать мяч можно попеременно
то одному, то другому ребёнку. В зависимости от размера мяча,
ребёнок произносит слово «бум» громко или тихо.
Дидактическая игра «Фруктовый сад»
На высоком дереве растут яблоки – разложите яблоки на высоком дереве. А на низком дереве растут груши – разложите груши на низком дереве. Груши сорвать легко, а вот яблоки очень высоко, чтобы их сорвать – нужна лестница. Да вот беда, лестница разломалась. Давайте починим лестницу – сделаем ей ступеньки из палочек.
Теперь можно собирать урожай. В одну корзину сложите яблоки, а в другую корзину – груши. В какой корзине больше фруктов? Яблок больше, чем груш.
Дидактическая игра «Разложи яблоки и груши в ящики»
Теперь собранные груши и яблоки нужно сложить в ящики, чтобы отвезти их в магазин.
Подумайте, какой ящик подойдет для яблок, а какой для груш? Сложите фрукты в подходящие ящики.
Дидактическое упражнение «Разложим фрукты по корзинкам»
На фланелеграфе 4 корзинки: красного, зелёного, жёлтого и синего цвета. На маленьком столике картинки с изображёнными фруктами.
Вот в саду созрели фрукты,
Это вкусные продукты.
Фрукты с дерева срываем
И в корзинку убираем. М. Карпеева
Дети должны взять картинку с каким-то фруктом и положить её в корзинку такого же цвета, как нарисованный фрукт. Дети ходят вокруг столика, выполняя задание.
– Давайте посмотрим, правильно ли вы собрали урожай.
Воспитатель показывает на жёлтую картинку.
– Саша, какого цвета фрукты в этой корзинке? (Жёлтого).
– Даша, какого цвета фрукты в этой корзинке? (Красного) и т. д.
Дидактическое упражнение «Назови и посчитай»
– Вера, какой фрукт лежит в синей корзинке? (Слива) Сколько слив лежит в синей корзинке (Одна слива.)
– Матвей, какие фрукты лежат в красной корзинке? (Яблоко, виноград.) Давайте посчитаем, сколько фруктов в красной корзинке : один, два. Два фрукта в красной корзинке.
– Марина, какие фрукты лежат в зеленой корзинке? (Яблоко, груша) Давайте посчитаем, сколько фруктов в зеленой корзинке : один, два. Два фрукта в зеленой корзинке.
– Гордей, какие фрукты лежат в жёлтой корзинке? (Яблоко, груша, лимон) Сколько фруктов в жёлтой корзинке? (Много).
Рисование карандашами «Разложи фрукты в корзинки»
Проведите карандашом прямую линию сверху вниз от яблока к корзинке - разложите все фрукты в корзинки.
Упражнение «Разрежь фрукт на две половинки»
Детям предлагается игрушечным ножом разрезать на две половины фрукт-игрушку, скрепленные вместе липучкой. Воспитатель обращает внимание детей на то, что половинок две.
Игра «Найди свою половинку»
Для того, чтобы из фруктов приготовить сок, их разрезают на две половинки. Сейчас вы возьмёте из мешочка половинку фрукта и по команде «Найди свою половинку» вы должны встать рядом с тем ребёнком, у кого такая же половинка, как и вас.
– Половинки какого фрукта вы соединили? (Эта груша). Какого цвета груша? (Груша зелёного цвета) и т. д.
Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
Этот пальчик – апельсин, По очереди загибают пальчики на правой руке.
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива –
Вкусная красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Для тебя на ветке рос.
Это пальчик – ананас – Разжимает пальчики одной руки и
Фрукт для вас показывает всем ладошку.
И для нас. Показывают всем другую ладошку.
Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
Мы делили апельсин.
(Пальцы рук полусогнуты, словно в руке апельсин)
Много нас, а он один.
(Ладонь сначала раскрыта, затем пальцы сжимаются в кулак,
прямым остается только большой палец каждой руки)
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра.
(Ладони сжаты в кулак. Начиная с большого пальца,
дети разжимают кулаки, на каждую фразу по пальцу)
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда!
Разбегайтесь кто куда.
(Дети раскрывают и закрывают ладонь, сжимая пальцы в кулак на каждое слово)
Пальчиковая игра «Яблонька»
Яблонька, яблонька, где же твои яблочки
(пальчики вверх, пошевелить будто – веточки)
Заморозил их мороз
(сжать кулачки)
Или ветер их унес?
(плавные движения кистями)
Или молния спалила?
(закрыть глаза ладошками)
Или градом их побило
(постучать подушечками пальцев по столу)
Или птицы поклевали?
(изобразить, как птицы клюют зернышки со стола)
Не морозил их мороз, и не ветер их унес
(повторить все движения по порядку)
Не спалило их огнем, града не было с дождем,
Птицы их не поклевали…
Дети оборвали!
(показать круглые ладошки, будто в них лежит яблочко)
Ручной труд «Яблоня»
Отрывайте кусочек от салфетки красного цвета, скатывайте его в шарик – это будет яблочко. Окуните его в клей и приложите к дереву – яблочко спелое выросло на дереве.
После того, как дети сделают несколько красных «яблочек, предложить им точно таким же образом сделать одно зеленое яблоко – неспелое.
Ребята, сколько у вас зеленых яблок? Одно яблоко. А сколько красных яблок? Много. Каких яблок больше, красных или зеленых? Красных яблок больше.
Динамическая пауза «Сбор урожая»
Дети собирают рассыпанные по полу мячи разной величины и складывают их в корзины соответствующей величины.
Затем дети выстраиваются в шеренгу и передают друг другу из рук в руки мяч-арбуз.
Лепка «Абрикос»
Дети лепят круговым раскатыванием из оранжевого или желтого пластилина шар, разрезают его пополам, делают в центре каждой половинки вмятину большим пальцем, затем вкладывают в одну половинку косточки и соединяют с другой половинкой.
Упражнение «Червячки в яблочке»
Не только люди любят кушать фрукты. Червячки тоже лакомятся яблоками и грушами – прогрызают в них дорожки. Возьмите в руки игрушки и просуньте червяка в дорожки внутри яблока.
Рисование пальчиками «Груша»
Детям предлагается закрасить грушу пальчиком желтой краской, а листик – зеленой.
Игра с прищепками «Хвостики у фруктов»
Приделайте хвостики-прищепки к фруктам.
Музыкальная пауза «Ты похлопай вместе с нами»
Дети под музыку выполняют движения соответственно словам песни.
Пальчиковая игра «Компот»
Будем мы варить компот.
Фруктов нужно много, вот.
(«варят» - мешают пальчиком на ладошке)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
(ребром ладони стучат по другой ладошке)
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок,
(сжимают кулачки)
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ
(снова «варят»)
Аппликация «Компот»
Сложите в кастрюлю фрукты – будем варить компот. А теперь наклейте фрукты к кастрюле.
Дидактическая игра «Какого цвета сок?»
Каждому ребенку раздаются двойные неразливайки, наполовину наполненные водой. На одной половине неразливайки наклеен оранжевый апельсин, а на другой – желтая груша. Детям предлагается окунуть кисть в краску, соответствующую цвету фрукта и выполоскать в воде – получится сок, соответственного фрукту цвета.
Упражнение «Слушай внимательно»
Воспитатель раздает детям картинки и предлагает назвать фрукты, изображённые на них.
– Ребята, а давайте посчитаем, сколько фруктов на картинке (Один, два). А теперь – слушайте внимательно! Когда я скажу: «Один фрукт», вы должны поднять руку с картинкой, на которой изображён один фрукт. Когда я скажу: «Два фрукта», вы поднимаете руку с картинкой, на которой изображены два фрукта. А если я скажу: «Много фруктов», вы должны поднять вверх две руки с картинками.
Сначала воспитатель говорит: «Один фрукт», затем «Два фрукта», затем «Много фруктов». Если дети хорошо справляются с заданием, то можно усложнить: «Один фрукт», «Много фруктов», «Один фрукт», «Два фрукта» и т. д.
Динамическая пауза «Угостим зверей фруктами»
Воспитатель показывает картину «Фруктовый сад», уточняет у детей, какие фрукты растут в саду. Незаметно стучит по столу: «Кто-то стучится к нам», ставит на стол игрушечного медведя.
– Кто это к нам пришёл? Ответы детей.
Воспитатель говорит за медведя низким голосом:
Э-э-э, слышал я, у вас в саду
Спелых яблочек найду!
Только мне их не достать,
Уж очень высоко они на дереве висят.
– Давайте поможем Мишке достать яблоки с дерева!
Дети встают, показывают движения, произносят слова.
На носочки поднимусь встать на носочки
И до ветки дотянусь, поднять руки вверх
Веточку нагну – опустить руки вниз, встать на полную ступню
Спелых яблочек нарву! выполнить руками хватательные движения
Воспитатель даё т медведю муляж спелого яблока: «Вот тебе, Мишка, самое спелое яблочко!» Вновь стучит по столу и ставит на стол игрушечную мышку.
– А это кто к нам пришёл? Ответы детей.
Воспитатель говорит за мышку тоненьким голоском:
Пи-пи-пи, слышала, у вас в саду
Сочных грушек найду!
Только мне их не достать –
Очень высоко висят.
– Ребята, поможем мышке сорвать с дерева сочные груши?
Получив ответ, вновь повторяет с детьми движения и слова.
На носочки поднимусь встать на носочки
И до ветки дотянусь, поднять руки вверх
Веточку нагну – опустить руки вниз, встать на полную ступню
Грушу сочную сорву! выполнить руками хватательные движения
Воспитатель даё т мышке муляж груши: «Вот тебе, Мышка, самая сочная груша!»
– Каким голосом говорил Мишка? Э-э-э
– Каким голосом говорила Мышка? Пи-пи-пи
– Чем мы угостили Мышку? Грушей
– А чем мы угостили Мишку? Яблоком
– Как Мишка скажет спасибо – «Э-э-э» или «Пи-пи-пи»? Дети произносят низким голосом «Э-э-э»
– А как скажет спасибо Мышка? Дети произносят тоненьким голосом «Пи-пи-пи»
О. А. Новиковская
Дидактическая игра «Какой фрукт пропустили»
Воспитатель показывает игрушку Зайца и говорит: У Зайки день рождения. Друзья пришли в гости и принесли любимые фрукты и овощи.
Воспитатель раскладывает перед Зайкой овощи и фрукты и называет их. Один фрукт не называет. Дети должны отгадать, какой фрукт или овощ не назвал воспитатель.
Игра «Фруктовый домик»
– А сейчас мы будем угадывать фрукты. Посмотрите, какой чудесный домик у нас появился. Он не простой, – фруктовый! Нужно будет вставить ручки в окошко, нащупать какой-нибудь фрукт и отгадать его. Вы готовы?
Дети поочередно подходят к домику, ощупывают фрукт, называют его. Воспитатель фрукт демонстрирует, дети определяют, верно ли назвал ребенок.
Дидактическая игра «Узнай на вкус»
Детям предлагается с закрытыми глазами попробовать кусочек и назвать фрукт.
Наше путешествие подошло к концу – нам пора возвращаться в детский сад.
Мы садимся в самолет (приседают)
Отправляемся в полет (заводят моторы, встают)
Мы летим над облаками (руки в стороны)
Осторожнее гора: (наклоны влево, вправо)
Приземляться нам пора!
А вот и детский сад, приземляемся.
Ребята, вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)
Где мы сегодня с вами побывали? Что узнали нового? Чему научились?
О. Э. Литвинова Занятие «Фрукты»
Материалы: тарелка; блюдце (3 шт.); груша, яблоки (по два красных и желтых яблока); нарезанные ломтики яблока и груши; вырезанные из картона силуэты яблока и груши; прищепки зеленого цвета (набор для каждого ребенка).
Ход занятия
Воспитатель приносит в группу фрукты на тарелке.
Воспитатель. Посмотрите, что я принесла! Что лежит на тарелке? (Ответы детей.) Правильно. На тарелке лежат яблоки и груша. Это – фрукты. Женя, возьми грушу. Женя, что ты взял? (Ответ ребенка.) Где лежала груша? (Ответ ребенка.)
Говорит нам Луша:
– У меня есть груша!
Вкусная, садовая,
Сладкая, фруктовая,
Сочная, большая,
Соком наливная,
Полезная, красивая,
Немножечко червивая,
Сахарная, спелая,
Желтенькая, зрелая.
Вот какая груша!
Даже жалко кушать. Ю. Дупепина
(Предложить ребенку подержать в руках грушу, ощутить, какая она гладкая) Вот какая груша у Жени. Кто еще хочет потрогать грушу, погладить ее руками? Женя, дай грушу Саше.
Предоставить детям возможность подержать грушу в руках (формировать умение включать движения рук по предмету в процесс ознакомления с ним (обводить руками, гладить их и др.). Побуждать детей передавать грушу друг другу.
Воспитатель. Какого цвета груша? (Ответы детей.) Дай мне грушу. Посмотрите, у груши есть «хвостик» – веточка-корешок, с помощью которой она была прикреплена к дереву. (Кладет грушу на блюдце.) Грушу я положила на блюдце. Сколько груш на блюдце?
Дети. Одна груша.
Воспитатель. Что осталось лежать на тарелке?
Дети. Яблоки.
Воспитатель. Много или мало яблок на тарелке?
Дети. Много яблок.
Воспитатель. Лена, возьми яблоко с тарелки. Что Лена взяла? (Ответы детей.) У яблока тоже есть «хвостик». Лена, покажи «хвостик» у яблока.
Яблоко спелое,
Яблоко сладкое,
Яблоко хрусткое
С кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю. Я. Аким
На что по форме похоже яблоко? (Ответы детей.)
Предоставить детям возможность подержать яблоки в руках (формировать умение включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками, гладить их и др.). Побуждать детей передавать яблоки друг другу.
Воспитатель. Какого цвета это яблоко? (Ответы детей.) Найдите яблоко такого же цвета. Кладите яблоко на тарелку. А это яблоко какого цвета? (Ответы детей.) Есть еще яблоко такого же цвета? (Ответы детей.) Возьми его, покажи детям и скажи, какого цвета яблоко у тебя в руках. Положи его на тарелку.
Воспитатель активизирует речь детей,
побуждая отвечать на вопросы индивидуально и фронтально
Воспитатель ставит на стол два блюдца.
Воспитатель. Света, возьми красное яблоко, положи его на блюдце. Сережа, возьми желтое яблоко и положи его на другое блюдце. Катя, возьми такое же яблоко и положи его на блюдце. Какого цвета яблоко осталось лежать на тарелке? (Ответы детей) Возьми его и положи к желтому яблоку. На блюдцах лежат яблоки одинакового цвета. На это блюдце мы положили желтые яблоки, а на это – красные. Сейчас я угощу вас яблоком и грушей.
Агу-агу-агушеньки!
Яблоко Андрюшеньке –
Прямо в руки –
(Слово «руки» можно заменить на слово «ротик».)
Прыг-скок!
Ну-ка съешь меня, дружок! Т. Кунилова
(Угощает детей ломтиками яблока и груши) Вам понравились яблоко и груша? (Ответы детей) Вкусные. Что надо сказать за угощение? (Ответы детей) Яблоки и груши можно есть сырые, а можно варить из них компот.
Игра с прищепками «Подарим яблоку листочек».
Воспитатель показывает силуэты яблока и груши с прищепками-«листочками» зеленого цвета.
Воспитатель. Посмотрите, вот яблоко и груша. У яблока есть зеленый листочек. (Показывает на прищепку) И у груши есть зеленый листочек. (Снимает прищепки.) Ой, оторвались листочки! Давайте вернем листочки яблоку и груше. Я беру прищепку, раскрываю ее и надеваю на корешок яблока. Взрослый помогает детям снимать и надевать прищепки на яблоко и грушу.
О. Э. Литвинова Занятие «Яблоки на яблоне»
Материалы: коробка красного и желтого цветов; яблоки (красные и желтые); картинка с изображением яблони с яблоками; вырезанный из плотного картона (формат А4) силуэт яблони с отверстиями, в которые вставлены верхние части пластиковых бутылок с крышками («яблоки», крышки выступают на лицевую часть (крышки красного и желтого цветов).
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение.
Воспитатель. Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю. Я. Аким
Посмотрите, как много яблок я принесла. (Выкладывает желтые и красные яблоки на стол.) Какого цвета это яблоко? (Ответы детей.) Найдите яблоки такого же цвета. А это яблоко какого цвета? (Ответы детей.) Есть еще красные яблоки? Покажите.
Воспитатель активизирует речь детей, побуждая отвечать на вопросы индивидуально и фронтально.
Воспитатель. Давайте разложим яблоки по цвету: желтые яблоки положим в желтую коробку, красные яблоки – в красную коробку.
Дети группируют яблоки по цвету, воспитатель индивидуально с каждым закрепляет название цветов и действия, которые выполняет ребенок.
Воспитатель. Какого цвета яблоко ты взял? В коробку какого цвета положишь желтое яблоко?
Воспитатель показывает картинку с изображением яблони с яблоками, рассматривает ее с детьми (яблоки красного и желтого цвета, на дереве много яблок, упавшие яблоки лежат на траве под деревом).
Воспитатель. Загляни в осенний сад:
Чудо-мячики висят.
Красноватый спелый бок
Ребятишкам на зубок. (Яблоко)
Яблоки растут на дереве – яблоне.
Игра «Яблоки на яблоне».
Воспитатель показывает силуэт яблони с отверстиями, в которые вставлены верхние части пластиковых бутылок с крышками («яблоки», крышки выступают на лицевую часть (крышки красного и желтого цветов).
Воспитатель. Посмотрите, вот какая яблоня. И яблоки есть. Много яблок на дереве. (Откручивает крышки и кладет их на стол.) Вот желтое яблоко упало с дерева, красное яблоко падает с веточки. Все яблоки упали с дерева. Повесим яблоки обратно на яблоню. Посмотрите, я беру крышку -«яблоко» красного цвета и прикручиваю туда, где помечено красным цветом. Вот так.
Воспитатель показывает способ выполнения работы. Дети выполняют работу, взрослый помогает, уточняет цвет, хвалит детей.