Галина Морозова
Консультация для педагогов «Почему с некоторыми родителями так трудно ладить?»
▼ Скачать + Заказать документы
С некоторыми родителями ладить легко, с некоторыми трудно, потому что все люди разные, имеют разные взгляды на роль сада/школы в воспитании и образовании, разные ожидания. Но есть учителя и воспитатели, которые испытывают больше трудностей и напряжения с родителями. Чем это вызвано?
Давайте рассмотрим, какие факторы мешают построению конструктивного диалога между педагогом и родителем :
1. Незнание техник общения или неумение ими пользоваться — здесь могут помочь тренинги и упражнения, да и просто литература по правилам эффективной коммуникации, которую легко найти.
Публикация «Консультация для педагогов „Почему с некоторыми родителями так трудно ладить?“» размещена в разделах
2. Проекция — приписывание родителям своих представлений и ожиданий. Например, если Вы готовы к диалогу, оборонительная позиция родителей может стать сюрпризом и привести в замешательство. Здесь нужна рефлексия педагога, то есть отслеживание этих проекций, если что-то не ладится в процессе диалога, не всегда то, что важно для Вас, важно и для родителя.
3. Директивная позиция в отношении родителей, которая ведет к сопротивлению последних. Учителю и воспитателю нужно помнить, что родитель — равноправный участник воспитательного процесса, а не исполнитель учительских указаний.
4. Эмоциональный настрой учителя/ воспитателя (агрессивность, истерика, суетливость, напористость, равнодушие). Чтобы исключить этот фактор, нужно перед встречей с родителями эмоционально настроить себя на партнерское спокойное общение. Если Вы чувствуете, что поддаетесь эмоциям, возьмите небольшую паузу (например, сосчитайте до 10, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов).
5. Использование стереотипов, установок, затрудняющих общение. Осознание и изменение этих установок способно существенно повысить качество общения. Попробуйте выявить собственные установки и заменить их на более продуктивные.
В любом случае, совершенствование навыков общения, подтверждение значимости родителя в процессе воспитания, демонстрация положительного отношения к ребенку будут способствовать установлению контакта с «трудными» родителями, но они не помешают и в отношениях с родителями, которые готовы конструктивно общаться. А главное, если возникают проблемы с ребенком, важно придерживаться установки: мы вместе против проблемы, а не против друг друга!
Как можно выйти из конфликтной ситуации? Психологи советуют дать родителю выговориться на первой фазе разговора (примерно 10–15 минут, который в форме монолога будет высказывать либо свои претензии к детскому саду/ школе и лично к Вам, либо жаловаться на свою беспомощность в воспитании. Поддерживайте в это время в себе спокойный и охлажденный нейтралитет.
Слушая, отмечайте для себя моменты, которые стоит прояснить, какие вопросы стоит задать для уточнения ситуации и позиции родителя. Почувствовав Вашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель, скорее всего, начнет «остывать», успокоится и будет больше готов к конструктивному разговору.
Понимайте переживания родителей своего воспитанника, чтобы избежать противостояния с родителями. Проявите сдержанную доброжелательность, открытость. Скажите коротко и о своих чувствах: «Меня беспокоит, что ребенок… Я переживаю за его дальнейшее развитие, судьбу… Мне очень хотелось бы, чтобы у него все было хорошо…»
Поддерживайте общение на равных позициях с родителями, т. к. объединение усилий педагога и членов семьи возможно только при взаимном, уважительном признании ими позиционного равенства друг друга.
Подчеркивайте значимость родителя в воспитательном сотрудничестве. Скажите о том, что Вы без их участия и поддержки не сможете изменить ситуацию. Приложите все усилия к тому, чтобы объяснить отцу или матери их реальную роль в воспитании и развитии ребенка.
Продемонстрируйте родителю свою лояльность по отношению к его ребенку, что Вы видите положительные стороны в его характере, симпатизируете ему. Хорошее начало есть в каждом человеке, даже в самом отчаянном нарушителе дисциплины.
Избегайте во что бы то ни стало отстаивать собственную позицию. Основная цель беседы педагога с родителями состоит в том, чтобы организовать с ними совместную воспитательную деятельность.
Ищите новые формы сотрудничества совместно с родителями. Покажите другие возможности участия родителей в реализации совместных воспитательных мероприятий. Выразите уверенность в том, что, если будут организованы совместные усилия семьи и дошкольного учреждения/школы, существующая воспитательная проблема успешно будет решена.