Галина Лифенко
План родительского собрания «Эмоциональная поддержка ребенка дошкольного возраста в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма проведения:
планирование работы с семьей_с учетом полученных данных и их анализа;
_выбор адекватных способов и методов взаимодействия с родителями;
согласование воспитательных задач;
просвещение родителей;
психолого-педагогическая помощь и сопровождение семей детей дошкольного, младенческого и раннего возрастов.
Публикация «План родительского собрания „Эмоциональная поддержка ребенка дошкольного возраста в семье“» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Родительские собрания в детском саду
- Семья. Планы
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Цель: обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого – педагогической помощи родителям, поддержка разностороннего развития личности детей.
Задачи:
• создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;
• оказание консультативной помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;
• активизация и обогащение психолого – педагогических знаний и умений родителей;
• научить родителей устанавливать доброжелательные, доверительные отношения с ребенком;
• проинформировать родителей о возрастных психологических особенностях детей дошкольного возраста;
• обобщение и пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
Предварительная работа:
Анализ социального паспорта семей воспитанников, посещающих детский сад.
Анкетирование родителей «Мама, папа, детский сад и я – вместе дружная семья».
Посещение семей воспитанников на дому.
Составление перспективного плана родительского собрания.
Ход:
1. Вступительная часть.
Воспитатель: Эмоциональная поддержка — один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование.
Поддерживать ребенка — значит верить в него. Вербально и невербально старший сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только когда ему плохо, но и когда ему хорошо.
Взрослый, стремящийся поддержать ребенка, не только рассматривает поступок в целом, но и старается выделить отдельные позитивные для ребенка стороны. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя.
Для того чтобы поддержать ребенка, взрослые должны сами испытывать уверенность. Они не смогут оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научатся принимать себя и не достигнут самоуважения и уверенности.
Взрослому необходимо понимать роль психологической поддержки в процессе воспитания и знать, что оказывая ее, он сам того не ведая, может разочаровать ребенка, сказав ему, например, следующее: "Ты мог бы и не пачкаться", "Какой ты неуклюжий", "Посмотри, как твой брат (друг) хорошо сделал это", "Ты должен был смотреть, когда я тебе это показывал". Как правило, негативные замечания не имеют действия. Постоянные упреки приводят ребенка к выводу : "Какой смысл стараться? Все равно я ничего не могу. Я никогда не смогу заслужить одобрение. Я сдаюсь".
2. Упражнения на овладение практическими элементами общения родителя и ребёнка
Ролевая ситуация «Мама, посмотри, как я нарисовала»
Родителям предлагается проиграть ситуацию: «Вы очень спешите, прибежали в детский сад за ребёнком. На улице вас ждёт машина, а сын (или дочь) к Вам обращается со своей радостью: «Мама, посмотри, как я нарисовала!»
Помогает разыграть ситуацию сами же родители. Затем проводится анализ поведенческих образцов родителей.
Осознание родительских установок
Ролевая ситуация: «Истерика у маленькой Светы»
Мама маленькой Светы не разрешала ей играть с мобильным телефоном. Света упала на пол и отчаянно задрыгала ногами. Мама терпела эту истерику несколько минут, а потом сдалась. Запреты на девочку перестали действовать: чуть что, она добивается своего таким некрасивым способом. Что делать в такой ситуации?
(Если ваш ребёнок повёл себя таким же образом, спокойно уйдите в другую комнату. Скорее всего, эта работа на публику сразу прекратится и вряд ли повторится, ведь ребёнок поймёт, что такой прием не действует. Вы ушли, а этот «концерт по заявкам» не прекращается? Постарайтесь просто отвлечь ваше чадо и переключить его внимание на что-то другое.)
Если ребёнок ещё мал, то, когда вы что-то запрещаете ему, говорите об этом спокойным и твердым голосом. Смотрите ему прямо в глаза. Малейшее колебание или улыбка - и ребёнок совершенно не поймёт вашего серьёзного настроя. Зачастую реакция малыша на запрет — ослепительная улыбка. И совершенно невозможно не улыбнуться в ответ. И потом — что бы вы ни говорили — вас не будут воспринимать всерьёз.
* Мне очень понравилась одна история, которую я прочитала в Интернете…
«Наблюдаю такую картину на детской площадке: молодой папаша гуляет со своим сыном, которому года 4. Тут к ребенку подходит кошка и он, не долго думая, бьёт её со всей силы, бедное животное тут же ретируется. Отец подходит к своему чаду, не кричит, не ругает, а садится перед ним на корточки и спокойно говорит:- Ты большой? - Да. - Сильный? - Да. - Такой большой и сильный, что можешь ударить маленькую слабую кошечку? -. - Вот я больше и сильнее, но знаешь, почему не бью тебя?. Потому что сила нужна для того чтобы защищать тех, кто слабее, понял?. А не для того чтобы бить маленьких и беззащитных. Сильные так не поступают, понял? - Понял… - Что ты понял? - Маленьких бить нельзя. а то никогда сильным не будешь. - Молодец.» По-моему, такой поступок папы заслуживает уважения и подражания.)
Этап проведения практикума «Варианты общения»
Воспитатель предлагает родителям разбиться на пары или вызываются разные пары родителей для демонстрации позиций.
Позиция «Синхронный разговор». Оба участника в паре говорят одновременно в течение 10 секунд. Можно предложить тему разговора. Например, «Книга, которую я прочел недавно». По сигналу ведущего разговор прекращается.
Позиция «Спина к спине». Во время упражнения участники сидят спинами друг к другу. В течение 30 секунд один участник высказывается, А другой в это время слушает его. Затем они меняются ролями.
Позиция «Низко – высоко». Один участник из пары садится на маленький стульчик, другой встает перед ним на стул.
Позиция «Далеко – близко». Участники садятся на стулья на расстоянии 3-4 метров друг от друга.
Обсуждение:
Комфортно ли вам было общаться друг с другом в предложенных ситуациях?
Не казалось ли вам, что вы слушаете с усилием, что это не так просто?
Что мешало вам чувствовать себя комфортно?
Что помогает вам в общении?
Шкала общения родителей с ребенком
Методы воспитания, которые вызывают у ребенка
Позитивные эмоции негативные эмоции
Сколько раз вы сегодня ребенка
хвалили упрекали
поощряли подавляли
одобряли унижали
целовали обвиняли
обнимали осуждали
ласкали пренебрегли
сопереживали одергивали
симпатизировали позорили
улыбались читали нотации
восхищались лишали чего-то необходимого
делали приятные сюрпризы наказывали
делали подарки ставили в угол
Презентация «Дети дают советы»
Педагог: Мы просили детей дать свои советы папам и мамам, давайте проанализируем их. (Просмотр слайдов).
Обсуждение: Какие эмоции вызывают у вас советы детей? Как хочется их прокомментировать или лучше задуматься и помолчать.
Вывод. Советы наших детей чаще являются просьбами или требованиями, связанными с удовлетворением интересов ребенка и получением вывод, и лишь изредка можно заметить проявления искренней заботы о родителях.
•Вы меня портите, когда балуете. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
• Никогда не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
• Никогда не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить – это поколеблет мою веру в вас.
• На мои провокации не поддавайтесь, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я попытаюсь достичь еще больших побед.
• Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею буквально это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
• Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
• Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии делать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
• Не позволяйте моим дурным привычкам привлекать ко мне чрезмерно большую долю вашего внимания. Это только вдохновит меня на их продолжение.
• Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет хорошо, если вы предпримете определенные шаги, но поговорите со мной об этом несколько позже.
• Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
• Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не чувствуя, что я ни на что не годен.
• Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
• Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
• Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
• Не забывайте, я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
• Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
• Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
• Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
• Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и ободрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.
• Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я стану вашим другом.
• Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.
• Я хочу быть уверенным, что родился от вашей любви друг к другу. Ссоры между вами подтверждают мои самые страшные опасения.
• если вы мне говорите, что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, то я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я буду с вами торговаться, и поверьте, что я окажусь с прибылью.
• Для меня важно знать, что правильно, а что нет. Но более всего мне важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами, что правильно, а что нет.
• Если я вижу, что вы любите больше брата или сестру, я не буду жаловаться. Я буду просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимания и любви. В этом я вижу справедливость.
• Не бейте меня, память о причиненной боли держится долго, и я могу в самый неподходящий для вас момент «припомнить» ее.
3. Рефлексия
Письменный ответ родителей.
Что нового вы сегодня узнали? Что было трудным? Какие пожелания?
Приложение
Полезные советы для родителей по воспитанию дошкольников :
Разговаривайте со своим ребенком. Постоянно объясняйте ему свои действия и свои просьбы. Помните, что ребенок должен четко понимать, почему им или вами совершаются те или иные действия.
Общаясь с ребенком, руководствуйтесь не только своими желаниями и чувствами, а желаниями и чувствами ребенка. Помните, что он самостоятельная личность. Учитесь уважать его уже с детства.
Обязательно оценивайте сделанные руками ребенка вещи. Помните, что для него очень ценна ваша оценка, поскольку она повышает его самооценку.
Поощряйте попытки своего ребенка решать свои проблемы самостоятельно. Помните, что дети дошкольного возраста, как правило, уверены в своих силах. Не лишайте их этой уверенности.
Старайтесь предъявлять ребенку одинаковые требования от всех членов семьи. Помните, что ребенку трудно приноровиться к разному уровню оценок и требований.
В своих родительских действиях будьте последовательны. Помните, если вы пойдете на поводу его капризов, то дадите ему в руки инструмент руководства вами.
Расширяйте социальный опыт ребенка. Поощряйте его, когда он играет с другими детьми. Помните, что дошкольный возраст предполагает углубление общения ребенка за счет расширения его социальных связей.
Не огорчайтесь, если ваш ребенок капризничает. Помните, что период такого поведения редко длится старше трех лет. Конечно же, при условии вашей правильной реакции на его капризы.