Юлия Валерьевна Иордан
План работы секции «Шахматы и шашки»
▼ Скачать + Заказать документы
Шахматы – это по форме игра, по содержанию –
искусство, а по трудности овладения – наука.
Шахматы могут доставить столько же радости,
сколько хорошая книга или музыка.
(Т. Петросян)
Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. Несмотря на то, что шахматы – одна из древнейших игр, но в тоже время и самая современная игра, привлекающая все большее число поклонников во всем мире.
Публикация «План работы секции „Шахматы и шашки“» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Шахматы. Проекты, планы
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Шашки. Учимся играть в шашки
- Темочки
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает нас на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.
Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребёнка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребёнка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств, как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность
Игра в шахматы способствует формированию основных компетенций у дошкольников и позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Игорь Георгиевич Сухин предлагает начинать обучение игре в шахматы как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка.
Шахматы – игра, помогающая подготовить дошкольника к скорому и успешному постижения общеобразовательных школьных дисциплин, в первую очередь математики. Занятия шахматами укрепляют память, учат мыслить логически, сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность, развивают воображение и аналитические способности, помогают вырабатывать организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись игрой, маленький непоседа становиться усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичнее. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же, шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий взаимопониманию, укреплению дружеских и добропорядочных отношений. Не случайно девизом всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья». Обучение дошколят в игре в шахматы помогает выявить шахматные дарования.
В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций.
1. Познавательную. Играя в шахматы, ребенок учится мыслить, логически рассуждать, сравнивать, просчитывать свои действия, а также предвидеть реакцию соперника. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.
2. Воспитательную. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее от-носиться к неудачам.
Шахматы учат дошкольников логически мыслить, запоминать, сравнивать, предвидеть результат, планировать свою деятельность, дисциплинируют мышление, воспитывают сосредоточенность, развивают память.
Таким образом, шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир. Переходя от взрослых к детям, удивительная игра может стать средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного.
Цель:
Знакомство детей с игрой «шахматы»; формирование первичных умений игры в шахматы
Задачи:
• Вызвать интерес воспитанников к игре в шахматы.
• Познакомить с шахматными фигурами, их названиями и игровыми возможностями.
• Познакомить с шахматным полем, основными понятиями (белые, черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр)
• Познакомить с начальной расстановкой фигур на шахматном поле.
• Дать представления и формировать игровые умения приемов игры в шахматы (правила ходов и взятие фигур)
• Учить детей играть шахматными фигурами не нарушая правил.
• Формировать умения строить внутренний план действий для достижения цели шахматной партии (шах, мат, ничья)
Процесс обучения игре в шахматы необходимо сделать максимально наглядным, доступным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным. Использование различных технологий позволит увлечь ребенка:
• Развивающее обучение – при развивающем обучении ребёнок самостоятельно приобретает какую – либо информацию, самостоятельно приходит к решению проблемы в результате анализа своих действий.
• Игровое обучение – влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутые действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
• Эвристическое обучение позволяет подвести детей с помощью умелой постановки вопросов воспитателя и благодаря собственным усилиям к самостоятельному мышлению и приобретению новых знаний.
На начальном этапе работы преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Словесный метод даёт возможность передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути его решения.
Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При использовании игрового метода за воспитателем сохраняется ведущая роль: он определяет характер и последовательность игровых и практических действий.
Наглядный - один из основных, ведущих методов дошкольного образования. Ведущая роль этого метода связана с формированием основного содержания знаний дошкольников – представления о предметах и явлениях окружающего мира. Наглядный метод соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
1. Дидактические игры и задания;
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
3. Практическая игра;
4. Теоретические занятия, шахматные игры;
5. Шахматные турниры.
Планируемые результаты
(первый год)
• Дошкольники проявляют интерес к игре в шахматы.
• Различают шахматные фигуры от других по форме и цвету.
• Знакомы с шахматной доской,
• Дети по – своему расставляют шахматные фигуры и с удовольствием играют в них.
Планируемые результаты
(второй год)
• Дошкольники проявляют желание учиться играть в шахматы.
• Дети знают названия шахматных фигур и умеют отличать их друг от друга.
• Дети умеют ориентироваться на шахматном поле.
• Владеют умением играть «по частям» (фрагменты игры).
Перспективный план
(1 год обучения)
Октябрь.
Тема 1
«В стране шахматного королевства» Познакомить детей с понятием «Шахматная игра», способствовать развитию интереса к игре в шахматы.
Тема 2
«Волшебство начинается» Продолжать знакомить детей с понятием «Шахматная игра», знакомство с шахматной студией.
Тема 3
«В шахматной стране»
Продолжать знакомить детей с шахматной студией, познакомить с новыми понятиями «Шахматная доска» и «Шахматные фигуры»
Тема 4
«Удивительные клетки»
Продолжать знакомить детей с понятием «шахматная доска», «белые и черные поля», чередование белых и черных полей, шахматная доска и шахматные поля квадратные
Ноябрь
Тема 5
«Шахматная доска»
Продолжать знакомить детей с понятием «шахматная доска», «белые и черные поля», чередование белых и черных полей, шахматная доска и шахматные поля квадратные, «центр» шахматной доски.
Тема 6
«Шахматное поле»
Продолжать знакомить детей с шахматной доской. Учить правильно располагать доску между партнерами.
Тема 7
«Шахматные клетки»
Познакомить детей с полями шахматной доски: «Вертикаль», «Горизонталь»
Тема 8
«Волшебная доска»
Повторить понятие горизонтальных и вертикальных линий и познакомить с новым понятием «Диагональ».
Декабрь
Тема 9
«Шахматные фигуры»
Познакомить детей с понятием «шахматные фигуры», учить сравнивать между собой, делить на белые и черные.
Тема 10
«В стране шахматных чудес»
Формирование первоначальных представлений о понятиях: пешка, фи-гура; развитие слухового и зрительного восприятия, мыслительных операций анализа и синтеза
Тема 11
«Мудрец»
Развитие умения различать пешки и фигуры. Формирование первона-чальных представлений о начальном положении, понятиях:, ход, парт-нер, последовательности ходов
Тема 12
«Шахматные фигуры»
Продолжать знакомить детей с шахматными фигурами, белыми и чер-ными, учить сравнивать между собой, упражнять в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных.
Январь
Тема 13
"Ладья"
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой – ладья. Учить сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных.
Тема 14
"Слон"
Продолжать знакомить детей с фигурой – слон. Учить сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных.
Тема 15
"Конь"
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой – конь. Учить сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных.
Тема 16
"Ферзь"
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой – ферзь. Учить сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных.
Февраль
Тема 17
"Король"
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой – король. Учить сравнивать с другими фигурами, упражнять в нахождении ее в ряду остальных.
Тема 18
«Шахматные фигуры»
Продолжать знакомить детей с шахматными фигурами (ладья, слон, конь, ферзь, король) белыми и черными, учить сравнивать между собой, упражнять в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных.
Тема 19
«Пешка»
Познакомить детей с шахматной фигурой «Пешка». Место в начальном положении.
Тема 20
«Пешка»
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспом-нить место в начальном положении. Ход пешки
Март
Тема 21
«Пешка»
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспом-нить место в начальном положении, ход пешки. Взятие.
Тема 22
«Пешка»
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспом-нить место в начальном положении, ход пешки, взятие. Правило «взя-тие на проходе»
Тема 23
«Пешечный бой»
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, играть по правилам.
Тема 24
«Пешечный бой»
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки. Играть по правилам, уточнить что победы можно добиться тремя способами: добраться до конца доски быстрее соперника, срубить все пешки противника, лишить ходов пешки противников.
Апрель
Тема 25
«Пешка»
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе». Познакомить с новым понятием «Превращение пешки»
Тема 26
«Начальная расстановка фигур»
Познакомить детей с новым понятием «начальное положение» или «начальная позиция»: черные и белые фигуры расположены друг напротив друга; слева направо: ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, ладья, следом за ними одним рядом выстраиваются пешки.
Тема 27
«Начальная расстановка фигур»
Продолжать знакомить детей с новым понятием «начальное положение» или «начальная позиция»: черные и белые фигуры расположены друг напротив друга; слева направо: ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, ладья, следом за ними одним рядом выстраиваются пешки.
Тема 28
«Партия»
Продолжать знакомить детей с понятиями «начальное положение» или «начальная позиция». Познакомить с понятием «партия», запомнить правило «ферзь любит свой цвет»
май
Тема 29
«Шахматные часы»
Познакомить детей с часами, которыми пользуются шахматисты во время партии. Познакомить с новым понятием «шахматные часы» время отведенное на партию, контроль времени.
Тема 30
«Шахматные фигуры»
(закрепление)
Закрепить знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правиль-ном названии фигур. Учить определять ту или иную фигуру в ряду остальных.
Тема 31
"Так много их, но мы уже их знаем"
Закрепление знаний о правильном расположении доски м/у партнеров, расстановкой фигур перед игрой; развитие интереса к игре, памяти, внимания творческих способностей.
Тема 32
Закрепление пройденного материала.
Развлечение «Шахматный праздник»
Перспективный план
(2 год обучения)
Октябрь
Тема 1
«В стране шахматных чудес»
Продолжать знакомить детей с игрой в шахматы, способствовать разви-тию интереса к этой игре. Вспомнить названия шахматных фигур, как располагается доска и ее основные понятия: вертикаль, диагональ, центр.
Тема 2
«Ладья»
Познакомить детей с шахматной фигурой «Ладья», новым понятием «Ход фигуры»
Тема 3
«Ладья»
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Ладья», вспомнить место ладьи в начальном положении, ход фигуры, познакомить с новым понятием «взятие»
Тема 4
«Бить или не бить»
Учить детей выполнять взятие – брать фигуру противника, которая стоит перед боем, не подставлять свою ладью под удар.
Ноябрь
Тема 5
«Ладья»
Закреплять полученные знания детей о шахматной фигуре «Ладья» в игровой практике на шахматной доске, упражнять в умении ходить ла-дьей, отслеживать взаимодействие между белой и черной ладьей на шахматной доске, учиться предвидеть события на шахматной доске на один ход вперед.
Тема 6
«Ладья»
Повторить и закрепить данные детям знания о шахматной фигуре «Ладья» - место ладьи в начальной позиции, ход, взятие, решение простейших шахматных задач.
Тема 7
«Слон»
Познакомить детей с шахматной фигурой «Слон». Место слона в начальном положении. Ход слона. Белопольные и чернопольные слоны.
Тема 8
«Слон»
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Слон». Место слона в начальном положении, ход слона, что такое белопольные и чернопольные слоны. Показать детям, как слон выполняет взятие.
Декабрь
Тема 9
«Слон против слона»
Познакомить с ходами слонов, подвести детей к пониманию того, что разноцветные слоны никогда не могут встретится. Поупражнять детей в игре двумя слонами против одного, двумя против двух.
Тема 10[/b]
«Ладья против слона»
Закреплять полученные знания детей о шахматных фигурах «Ладья» и «Слон» в игровой практике на шахматной доске, учить детей следовать определенным правилам во время шахматной партии – делать ходы по-очередно, учитывая предыдущий ход соперника и предвидя ответный ход: учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу.
Тема 11
«Ладья против слона»
Подвести детей к пониманию того, что ладья сильнее слона. Поупражнять детей в игре на фрагментах доски из 4, 6, 8 полей
Тема 12
"Ферзь"
Познакомить детей с шахматной фигурой «Ферзь». Место ферзя в начальной позиции, как ходит ферзь.
Январь
Тема 13
"Ферзь"
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Ферзь». Место ферзя в начальной позиции, как ходит ферзь. Познакомить детей с правилами взятия ферзем.
Тема 14
"Ферзь"
Закреплять полученные знания детей о шахматной фигуре «Ферзь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей следовать правилам ведения шахматной партии: делать ходы поочередно, учитывая ход соперника и проведя ответный ход; учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу.
Тема 15
"Ферзь против ладьи и слона"
Уточнить знания детей о передвижении на шахматной доске ладьи, слона и ферзя. Объяснить детям. Объяснить детям, что слону и ладье нельзя нападать на ферзя – он их побьет. Ладью и ферзя называют тяже-лыми фигурами, а слона и коня – легкими фигурами
Тема 16
"Конь"
Познакомить детей с шахматной фигурой «Конь». Место коня в начальной позиции.
Февраль
Тема 17
"Конь"
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Конь», вспомнить место в начальной позиции, ход коня, взятие. Упражнять в ходе коня и во взятии. Учить детей правильно понимать и решать поставленные пе-ред ними учебную задачу.
Тема 18
"Конь против коня"
Продолжать учить детей играть конем против коня на фрагментах доски их 6,8,12 полей. Закрепить ход коня.
Тема 19
"Пешка"
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе».
Тема 20
"Пешка"
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе», «превращение пешки».
Март
Тема 21
"Король"
Познакомить детей с шахматной фигурой «Король». Место короля в начальной позиции. Ход короля. Взятие.
Тема 22
"Король"
Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «Король», вспомнить знания, полученные на предыдущем занятии (место короля в начальной позиции, ход короля, взятие). Дать новое понятие «контролируемое поле»
Тема 23
"Шах"
Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учить находить позиции, в которых объявлен «шах», в ряду остальных, где шаха нет.
Тема 24
"Шах"
Объяснить детям, как определять, объявлен ли шах в том или ином положении: если ближайшим ходом можно побить короля, то этому королю объявлен шах.
Апрель
Тема 25
"Ставим шах"
Учить детей ставить шах. Закрепить названия полей.
Тема 26
"Не иди король под шах"
Уточнить, что королей в шахматах не бьют, но и под шах их ставить нельзя, нужно подбирать для короля не атакованные поля. Если король нечаянно встанет под бой ему разрешается переходить. Уважая шахматного владыку, игроки разрешают исправить ошибку.
Тема 27
"Защита от шаха, пат"
Учить детей защищаться от шаха. Объяснить детям, если противник не сумел объявить шах, то король отделывается патом. Пат – это почетная ничья.
Тема 28
Умный «шах»
Расширять знания детей о «шахе», учить выбирать из двух возможных - лучший.
Май
Тема 29
"Мат"
Объяснить детям, что мат – цель шахматной партии, сильного игрока выделяет умение ставить своему сопернику «мат» за кротчайшее время и за наименьшее число ходов.
Тема 30
"Ферзь, ладья и слон дают мат в один ход".
Объяснить детям, что в шахматах выигрывает тот. Кто побьет неприятельского короля. Но чтобы побить короля, на него нужно напасть. Шахматную игру принято прекращать за ход до того, как король будет побит. Это и есть мат. Он обозначается - «X».
Тема 31
"Конь, пешка и король дают мат в один ход"
Учить детей ставить мат конем, пешкой и королем. Д/и «Да и нет», Загадки из тетрадки». Повторить, что такое пат.
Тема 32
"Закрепление пройденного материала"
Д/и «Волшебный мешочек», «Чего не стало?»
- закрепление основных терминов и понятий;
- лепка шахматных фигур;
- рисование в клетчатой тетради шахматной доски с фигурами.
Тема 33
Итоговое
"Шахматный турнир"