Ольга Балашова
План работы по формированию социально-нравственных понятий у детей старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по формированию социально-нравственных понятий у детей старшего дошкольного возраста на материале художественных произведений.
Сентябрь
Занятие №1 С. Михалков “Три поросёнка” Задачи: Формирование понятий качеств трудолюбия и лени; подвести детей к пониманию взаимосвязи поступков литературных героев и социально-нравственных качеств трудолюбивый, ленивый.
Публикация «План работы по формированию социально-нравственных понятий у детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
Занятие №2 В. Осеева ”Волшебное слово” Задачи: Формирование понятий вежливый, сердитый, добродушный; научить оценивать поступок героя произведения, соотносить личный опыт прочитанного.
Знакомство с пиктограммами (эмоции человека).
Этическая беседа: “Будь вежлив”. Цель: раскрыть содержания понятия “вежливость” внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается. Этическая беседа: “Вежливая просьба”. Цель: помочь детям осознать значение вежливых слов при обращении к кому-либо с просьбой.
Предложить детям завести доску “Добрых дел”, на которой отмечаются добрые дела, поступки, правильно воспитанных мальчиков и девочек.
Дидактические игры: “Назови себя”, “Позови ласково”.
Предложить детям житейские ситуации, их разбор.
Работа с родителями : Анкетирование родителей “Домашнее чтение” (анкета №1)
Октябрь
Занятие №3 М. Сутеев “Палочка-выручалочка” Задачи: формирование понятий добрый, злой; подвести к пониманию взаимосвязи данных черт характера с поступками героев произведения.
Занятие №4 С. Михалков “Дядя Стёпа” Задачи: формирование понятий добрый, отзывчивый, злой; обратить внимание детей на характерные особенности героя – стремление прийти на помощь попавшему в беду.
Этическая беседа: “Вместе тесно, а врозь скучно”. Цель: помочь детям понять, как можно избежать ссоры, как помириться.
Этическая беседа: “Глупые ссорятся, а умные договариваются”. Цель: помочь детям понять, что ссоры могут привести к беде.
Дидактические игры: “Передача чувств”, ”Волшебный цветок”, ”Скажи наоборот”.
Предложить детям разбор житейских ситуаций.
Работа с родителями : “Предложить детям почитать потешки, поговорки, пословицы. Учить детей чувствовать художественную выразительность слова, его образность, легкость”.
Ноябрь
Занятие №5 Н. Носов “Карасик” Задачи: воспитание правдивости и справедливости. Формирование представлений о честности и справедливом отношении к окружающим: обвинить другого в том, в чём он не виноват, несправедливо.
Занятие №6 Л. Толстой “Лев и собачка” Задачи: воспитание сочувствия, дружелюбия. Формирование представлений о добром и справедливом отношении друг к другу.
Этическая беседа: “Каждая ссора красна примирением”. Цель: предложить детям вспомнить слова, которые помогают людям помириться. Этическая беседа: “Не будь жадным”. Цель: воспитание у детей отрицательное отношение к жадности.
Дидактические игры: “Подарок другу”, ”Позови ласково”, ”Волшебный цветок”.
Предложить детям инсценировать житейские ситуации.
Работа с родителями : предложить с детьми прочитать рассказ В. Осеева “Три сына”. Побеседовать о значении приветственных слов, обратить на манеру вашего ребёнка приветствовать своих сверстников и взрослых, предложить поиграть в игру “Кто знает больше приветствий”.
Декабрь
Занятие №7 С. Михалков “Как друзья познаются” Цель: воспитание сочувствия, дружелюбия. Формирование представлений о добром и справедливом отношении друг к другу.
Занятие №8 Н. Носов “На горке” Задачи: Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений. Понятия трудолюбивый, ленивый.
Этическая беседа: “Зайчик, который всем помогал”. Цель: подвести детей к пониманию, что помощь другим может приносить радость тем, кто её оказывает. Этическая беседа: “Умей видеть тех, кому нужна помощь”. Цель: объяснить детям, что все ноги иногда нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь и помочь ему.
Дидактические игры: “Скажи наоборот”, “Артисты”, “Кто больше”.
Беседы о правилах и нормах поведения в общественной жизни.
Работа с родителями : Советы родителям: “Книга друг человека”.
Январь
Занятие №9 В. Одоевский “Мороз Иванович” Задачи: воспитание честного отношения к труду, чуткости; лень, грубость и легкомыслие наказываются, осуждаются человеком.
Этическая беседа: “Хорошие беседы”. Цель: подвести детей к пониманию того, что нужно доброжелательно относиться к товарищу, у которого что-то не получается.
Дидактические игры: “Радио”, “Разноцветный букет”, “Позови ласково”, “Скажи наоборот”.
Беседы о правилах и нормах поведения в общественной жизни.
Работа с родителями : Анкетирование родителей “Домашнее чтение” (анкета №2)
Февраль
Занятие №10 Н. Носов “Фантазёры” Задачи: углубление представлений о честности и справедливом отношении к окружающему. Развитие способности к осознанию мотивов поведения героев рассказа.
Занятие №11 Л. Толстой “Косточка” Задачи: формирование представлений о правдивости, воспитание совести.
Беседа о том, как важно думать о других. Цель: донести до сознания детей замысел автора : радость не будет полной, если думаешь только о себе; воспитывать в детях чуткость к душевному состоянию близких.
Житейские ситуации и их разбор.
Дидактические игры: “Кто больше”, “Волшебный стул”, “Позови ласково”, “Покажи наоборот”.
Работа с родителями : “Индивидуальные беседы с родителями детей, имеющие трудности общения в коллективе”.
Март
Занятие №12 И. Крылов “Стрекоза и муравей” Задачи: воспитание трудолюбия. Самостоятельное определение морали басни.
Занятие №13 “Лиса и журавль” Задачи: формирование представлений о добром и справедливом отношении друг к другу.
Беседы на тему “Где работают мои мама и папа” Цель: уточнить знания о профессиях родителей.
Этическая беседа: “Семьи большие и маленькие” Цель: понимание детьми, что семья для ребёнка является родным домом, по мере своих сил заботится о взрослых.
Упражнения в нравственных поступках.
Дидактическая игра: “Кто больше назовёт действий”.
Викторина: проведение литературной викторины по произведениям, которые прочитали.
Работа с родителями : Консультация на тему: ”Воздействие родной природы на нравственное воспитание ребёнка”.
Апрель
Занятие №14 Ш. Перро “Фея” Задачи: воспитание честного отношения к труду, чуткости; лень, грубость и легкомыслие наказываются, осуждаются человеком.
Занятие №15 Ж. Першин “Для чего руки нужны?” Задачи: воспитывать уважение к труду.
Беседа о трудолюбии Цель: сформировать представления о связи мотивов с поступками героев, воспитывать в детях трудолюбие.
Беседа на тему “Природа и человек” Цель: формировать у детей экологическое сознание.
Ситуации-упражнения по нравственному воспитанию.
Дидактические игры: “В стране вежливых”, “Голоса животных”, “Скажи наоборот”.
Работа с родителями : Оформление уголка для родителей: “Что толкает ребёнка на ложь”.
Май
Занятие №16 “Кукушка” (ненецкая сказка). Задачи: воспитание чуткости, заботливого отношения к матери (жестокость людей справедливо наказывается).
Занятие №17 А. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”
Этическая беседа: “Я дома и в саду” Цель: воспитывать желание деятельно участвовать в домашних заботах, иметь постоянный круг ответственностей самостоятельно и аккуратно выполнять их. Помочь детям осознать свои возможности и вызвать стремление их проявлять.
Беседа на тему “Как мы говорим” Цель: развивать выразительную речь, довести до сведения детей значение слов шутливый, сердечный, строгий, ласковый.
Ситуации-упражнения по нравственному воспитанию.
Дидактические игры: “Свеча”, “Волшебный стул”.
Работа с родителями : Консультация для родителей “Рекомендации по составлению домашней библиотеки”.