Ольга Столярова
План-программа развития коммуникативной компетентности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель программы – развитие коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста, помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их общению со сверстниками.
Содержание программы.
Блок 1. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций.
Публикация «План-программа развития коммуникативной компетентности дошкольников» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2013
Задачи. Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого; развить способности понимать эмоциональное состояние другого, рассказать о нём и умение выразить своё.
Занятия:№1 «Знакомство» : приветствие (петь); игра «Связующая нить» (клубок – чувства, пожелания); игра «Прогулка» (типа солнышко и дождик); игра «Возьми и передай» (улыбку)
Занятие №2 «Настроение» : чтение песенки Маршака; Этюд «Солнечные зайчики» (снятие напряжения); беседа.
Занятие №3 «Настроение» : игра «На что похоже настроение» (время года, погоду); инсценировка «Котята»; рисование сценки «Котята».
Занятие №4 «Настроение» : игра «Настроение и походка»; упражнение «Впереди всех»; игра «Хоровод».
Блок 2. Взаимопомощь в игре
Задачи. Развитие проявления сопереживания другому, помощи и поддержки сверстника и взрослого.
Занятие № 1: Игра «Старенькая бабушка» (к врачу через дорогу).
Занятие № 2: Игра «Живые куклы».
Занятие № 3: Игра «Шляпа волшебника» (помочь другим).
Занятие № 4: Игра «Гномики» (колокольчик – желание, у 1-го не звенит).
Занятие № 5: Игра «Заблудившийся ребенок» (звери жалеют, помогают без слов).
Занятие № 6: Игра «День помощника.
Блок 3. Добрые слова и пожелания.
Задачи. Научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей, выражать словесное отношение к другому.
Занятие № 1: Игра «Обзывалка», игра «Спящая красавица».
Занятие № 2: Игра «Пожелания» (маги, игра «Комплименты» (за руки).
Занятие № 3: Игра «Добрые волшебники».
Занятие № 4: Игра «Волшебные очки» (хорошее в человеке).
Занятие № 5: Игра «Конкурс хвастунов».
Блок 4. Снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками. Развитие навыков общения.
Задачи. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; формировать адекватные формы поведения; учить осознавать свое поведение; регулировать поведение в коллективе.
Занятие №1 «Солнце в ладошке» : Игра «Встреча сказочных героев» (придумать сказку, описать свои ощущения).
Занятие № 2: Игра «Мальчик (девочка) – наоборот» (не так как все).
Занятие № 3: Игра «Клеевой дождик»; этюд «Идем за синей птицей»; расставание.
Блок5. Согласованность действий.
Задачи. Научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей. Правила игры задаются таким образом, что для достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них, во-первых, большого внимания к сверстникам и, во-вторых, умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей.
Занятие № 1: Игра «Сороконожка»; упражнение «Составные фигуры» (слон).
Занятие № 2: Игра «Лепим скульптуры» (из детей по фото); игра «Живые картины» (по репродукции).
Занятие № 3: Упражнение «Работаем вместе» (садим деревья, варим суп по 4 человека – сценка); упражнение «Слепой и поводырь»; упражнение «Перетягивание каната» (парами изображают).
Занятие № 4: Упражнение «На тропинке» (по узкой на встречу); упражнение «Лабиринт» (лицом друг к другу обнявшись); игра «Путанка»; игра «Продолжи движение».
Занятие № 5: Упражнение «Божья коровка» (увеличивается при передачи по кругу); игра «Часы» (пробегают по кругу).
Занятие № 6: Упражнение «Змейка» (меняют голову); упражнение «Сиамские близнецы»; игра «Весы».
Блок 6. Помощь в совместной деятельности.
Задачи. Научить детей делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности, принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху.
Занятие № 1: Упражнение «Закончи рисунки» (по хлопку передают свой соседу).
Занятие № 2: Игра «Рукавички»; упражнение «Угадай-ка» (пары раскладывают рисунок).
Занятие № 3: Игра «Мастер и подмастерья» (общая аппликация).
Занятие № 4: Упражнение «Общая картина» (рисуют лес и добрых зверей).