Екатерина Дормидонтова
План мероприятий по реализации регионоведческой составляющей содержания образования в образовательных организациях
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд1.
Слайд 2.
Во исполнение Указа президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» с целью развития исторического образования и преподавания регионоведения в Нижегородской области приказом от 12.01.2023г. № 316-01-63-53/23 был утвержден План мероприятий по реализации регионоведческой составляющей содержания образования в образовательных организациях Нижегородской области.
Темочки:
Письмом министерства образования и науки Нижегородской области от 02.02.2033 № СЛ-316-42538/23 данный приказ официально доведен до органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных и городских округов Нижегородской области.
Утвержденный План рекомендован дошкольным образовательным организациям, общеобразовательным организациям и организациям дополнительного образования детей Нижегородской области для организации работы по реализации регионоведческой составляющей содержания образования.
Сегодня мы рассмотрим пункты плана, которые относятся непосредственно к деятельности дошкольных образовательных организаций.
Слайд 3.
П. 1 Плана регламентирует нормативно-правовое обспечение, а именно разработку регионального Плана. Здесь важно отметить, что в соответствии с п. 2. п. п. 2 ФОП ДО
Федеральная программа программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования, одним из которых является создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее - ДО, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
А пункты 29.2.2.1. и 29.2.2.2. указывают, что неотъемлемой частью патриотического и духовно-нравственного направлений воспитания являются воспитания у ребенка, интереса, чувства любви и уважения к своему краю, малой родине, своему народу, а также развитие ценностно-смысловой сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско-взрослой общности, содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностном аспектах.
Слайд 4
Пункты 2 и 3 Плана регламентируют деятельность Нижегородского института развития образования и муниципальных общеобразовательных организаций, поэтому мы перейдем к пункту 4 плана – Содержание образовательных программ.
Здесь п. п. 4.1. содержит информацию о реализации Методических рекомендаций, разработанных НИРО образовательными организациями. Данные рекомендации используются в образовательной деятельности ДОО в части, регламентируемой п. 36 ФОП ДО, а именно посредством внесения изменений в календарный план воспитательной работы.
Здесь важно отметить, что в соответствии с п. 36.2. ДОО вправе наряду с Планом проводить иные мероприятия согласно Программе воспитания, по ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей, что фактически разрешает дополнять федеральный компонент регионоведческим.
Слайд 5.
П. 5 Плана регламентирует воспитание и социализацию обучающихся, а в части, относящейся к деятельности ДОО, конкретно п. 5.1. Организация участия ДОО, обучающихся в просветительских мероприятиях, направленных на популяризацию регионоведческих знаний.
В качестве примера таких мероприятий можно привести Конкурс социально-образовательных проектов «Патриоты Нижнего», реализуемых муниципальными образовательными организациями города Нижнего Новгорода, Конкурс методических материалов по духовно-нравственному воспитанию детей в ДОО «Лествица: ступеньки к красоте души» и другие. Данные конкурсы проводятся на регулярной основа и являются одним из основных иструментов популяризации регионоведческих знаний.
Слайд 6.
• П. 6 Плана регламентирует Обеспечение условий реализации образовательного процесса. П. 6.1. говорит о Разработка и реализация в образовательных организациях экскурсионной деятельности в рамках реализации регионоведческой составляющей.
• Здесь важно отметить, что в соответсвии с п. 29.3.5.3. ФОП ДО Совместная деятельность в образовательных ситуациях является ведущей формой организации совместной деятельности взрослого и ребёнка по освоению ООП ДО, в рамках которой возможно решение конкретных задач воспитания, а частью такой деятельности являются экскурсии (в музей, в общеобразовательную организацию и тому подобное, посещение спектаклей, выставок. Здесь важно отметить, что экскурсионная деятельность может быть организована непосредственно в стенах ДОО, без выхода за ее предедлы (например, посещение музеев, организованных в ДОО, мини-музеев в группах, экскурсии по тематическим площадкам на территории ДОО.
Слайд 7.
• П. 6.2. Плана регламентирует Разработку и реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогов, реализующих регионоведческую составляющую. В Нижегородской области такую деятельность реализует НИРО, в настоящее время реализуются КПК «Разговоры о важном: региональный компонент», КПК для ДОО – в стадии разработки
Слайд 8.
• П. 7 Плана регламентирует перечень мероприятий, направленных на популяризацию учебного рпедмета. П. 7.1. в части, относящейся к деятельнсти ДОО говорит о необходимости Проведения фестивалей, конкурсов и иных мероприятий просветительского и образовательного характера, направленных на духовно-нравственное и патриотическое воспитание.
• ФОП ДО, п. 29.3.7.
• «Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает …проведение на базе организаций-партнеров различных мероприятий, событий и акций воспитательной направленности»
• В частности, в нашей дошкольной организации в соответствии с Договором о совместной работе МБДОУ Детский сад № 31 «Лесная сказка» и детской библиотеки им К. М. Станюковича реализуется комплекс мероприятий патриотической и духовно-нравственной направленности, в частности, в ближайшие дни состоится выездное мероприятие на базе ДОО для детей старшего дошкольного возраста, приуроченное ко дню народного единства и посвященное подвигу великих нижегородцев Минина и Пожарского.
• Слайд 9.
Заключительный, 8 пункт плана регламентирует мероприятия, направленные на мониторинг и управление ходом реализации плана, а именно проведение мониторинга выполнения плана и обеспечение информационного сопровождения его реализации.
Здесь важно упомяниуть о таких значимых видах мониторинга, которые проходят все ДОО.
Это МКДО и НОКО
МКДО осуществляется в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере дошкольного образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования, повышения эффективности управления образовательной системой за счет роста качества принимаемых управленческих решений, своевременного выявления и предотвращения нарушений требований законодательства об образовании.
МКДО создает основу для формирования единого образовательного пространства в сфере дошкольного образования в условиях разнообразия региональных, муниципальных и институциональных особенностей его реализации, обеспечения доступности образования высокого качества для всех дошкольников России.
• НОКО - Независимая оценка качества оказания услуг организации, осуществляемая независимыми аккредитованными организациями в целях предоставления участникам отношений в сфере образования информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации.
• Также частью обеспечения информационного сопровождения плана является Размещение информации на официальных сайтах, в социальных сетях, на иных информационных ресурсах, в СМИ.