Елена Николаева
План-конспект НОД в подготовительной логопедической к школе группе по теме недели «Волшебный космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема недели : «Волшебный космос»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Художественное творчество», «Музыка», «Здоровье»
Задачи:
Воспитательные:
-воспитывать в детях гордость за свою страну («Социализация»);
-воспитывать уважение к профессии космонавта («Социализация»);
Публикация «План-конспект НОД в подготовительной логопедической к школе группе по теме недели „Волшебный космос“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
-воспитывать детскую инициативу и творчество, формировать умения выполнять задания по словесному объяснению, осуществлять элементарный самоконтроль («Коммуникация»);
Общеобразовательные:
-расширять и обогащать представления детей о планетах Солнечной системы («Познание»);
-закреплять знания детей о том, что 12 апреля - День космонавтики; первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин («Познание»);
-дать знания о том, что полёт человека в космос- это плод труда многих людей: учёных-конструкторов, механиков, врачей и др («Познание»);
-обогащать словарь детей: названием планет и космических объектов («Коммуникация»);
-предупреждать утомляемость детей во время непосредственно-образовательной деятельности (проведение физминуток, динамических пауз) («Здоровье»)
-употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе («Коммуникация»);
-учить детей складывать прямоугольный лист бумаги и делать сложные конфигурации по схеме; развивать внимание, чувство формы («Познание»);
-продолжать освоение техники рельефной лепки: предложить вместе создать рельефную картину, включающую разные космические объекты (солнце, планеты, звёзды, созвездия, кометы.); инициировать самостоятельный поиск средств и приёмов изображения (скручивания, свивание удлинённых цилиндров для хвоста кометы, наложение слоёв в солнечной короне); напомнить о возможности смешивания цветов пластилина (Художественное творчество»);
-вызвать интерес к изображению разных пришельцев и средств их передвижения в космическом пространстве; направить детей на самостоятельный поиск способов создания фантастических образов; развивать воображение и умение переносить знакомые способы работы в новую творческую ситуацию; формировать творческие способности («Художественное творчество»)
Развивающие:
-развивать интерес к изучению воздушного транспорта («Познание») -развивать творческую активность детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (танцевальные движения) («Музыка»);
-развивать воображение, фантазию («Познание»);
-развивать умения разгадывать загадки («Познание», («Коммуникация»);
-развивать речевое общение («Коммуникация»);
-развивать мышление, память, внимание («Познание»);
- развивать мелкую моторику пальцев рук («Физическая культура»)
Методы и приё мы:
- практические: пальчиковые гимнастики, физкультминутки, игры, рисование, лепка, конструирование
- наглядные: рассматривание картинок с изображением воздушного транспорта, портреты космонавтов, карта Солнечной системы, просмотр видеоряда «Космос»
- словесные: стихи, загадки, игры, вопросы, беседы
Материалы и оборудование: карта Солнечной системы, звёздочки, листочки в клетку и карандаши, деревянные шарики, акварельные краски, пластилин, прямоугольный лист бумаги, видеозапись по теме, портреты космонавтов, картинки с изображением воздушного транспорта, иллюстрации с изображением космоса и космонавтов.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Пальчиковая гимнастика: «В тёмном небе», «Телескоп», «В тёмном небе». Физкультминутки: «Мы летим к другим планетам», «Самолёт и ракета»; игра: «Полёт к звёздам»
Игровая Игра: «На что похожи шарики», «Звёздное небо», д/ и: «Разложи по порядку»
Продуктивная Рисование: «Летающие тарелки и пришельцы из космоса», лепка рельефная (панорама) «В далёком космосе», работа в тетради в клетку
Познавательно-исследовательская Конструктивная деятельность «Ракета»
Коммуникативная Отгадывание загадок, вопросы, игра, беседы: «Солнечная система», «Подскажи словечко»
Чтение х/л Загадки, восприятие стихотворения: «Солнечный зайчик»
Логика образовательной деятельности
Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику: «В тёмном небе»
Дети воспроизводят слова и выполняют действия: В тёмном небе звёзды светят, (Сжимают и разжимают пальцы рук). Космонавт летит в ракете. (изображают одной рукой полёт ракеты.) И на землю вниз глядит. (опускают медленно руку вниз.) О чём сегодня пойдёт речь? (О космосе.)
Воспитатель раздаё т деревянные шарики и проводит игру: «На что похожи шарики» под аудиозапись (И. Крутой).
Дети идут под музыку по кругу, каждый несёт в руке шарик. Музыка заканчивается, дети останавливаются и садятся в круг. Отвечают, что у них в руках и на что похожи шарики?
Воспитатель проводит беседу по теме : «Солнечная система»
Дети слушают: Голубой платок, Алый клубок по платку катается, Всем людям улыбается.
Что это? (Солнце.) А какое оно? (круглое, тёплое, жаркое.) А где находится солнце? (В небе.) А зачем нам нужно солнце? Солнце большое или маленькое? Почему оно кажется маленьким? (Ответы детей.) Как мы называем солнце и все планеты, которые вращаются вокруг него? (Солнечная система.) Давайте вспомним, какие планеты есть в Солнечной системе? Планеты одинаковые или разные? Чем отличаются? Чем похожи?
Воспитатель предлагает рассмотреть модель Солнечной системы и проводит игру: «Звёздное небо»
Дети подходят к столу и рассматривают схему Солнечной системы: Солнце посередине, вокруг на орбитах Меркурий, Марс, Плутон. Выбирают каждый свою планету и проводят её по орбите пальцем повторяют движение своей планеты.
Воспитатель читает стихотворение: «Солнечный зайчик» (см. приложение п. №4)
Дети слушают стихотворение.
Воспитатель загадывает загадку: «Звёзды»
Дети разгадывают загадку: Чёрная дорожка усыпана горошком? (Звёзды.) Когда мы можем увидеть звёзды? Где они находятся? Почему кажутся маленькими? Что ещё есть в космосе? (Ответы детей.)
Воспитатель проводит физминутку: «Мы летим к другим планетам»
(см. приложение п. 6.)
Дети превращаются в маленькие звёздочки и летят в космос, выполняют движения под слова.
Просмотр видеоряда: «Космос»
Дети смотрят на слайды.
Воспитатель включает аудиозапись: «Танец звёздочек и инопланетян»
Дети танцуют под музыку.
Воспитатель задаё т вопросы:
Дети отвечают: Какой праздник отмечается 12 апреля? Что такое космос? (космос-это то, что окружает землю и др. планеты). Что люди запускают в космос? (спутники, ракеты, космические корабли, станции.) Кто изобрёл первый спутник? (С. Королёв.) Кто первым из живых существ летал в космос? ( собаки-лайки: Белка и стрелка.) Как называется человек, который летит на ракете в космос? Кто был первым космонавтом? Назовите первую в мире женщину космонавта? (В. Терешкова, вторая С. Савицкая). Каким должен быть космонавт? (сильным, здоровым, знающим, трудолюбивым, Как называется место, откуда запускается в космос космический корабль? (космодром.) Что надевает космонавт для полёта в космос? (скафандр.) как называется планета, на которой мы живём? (земля.) Какой прибор нужен человеку, чтоб рассмотреть луну, звёзды и планеты? (телескоп.)
Воспитатель проводит подвижную игру «Полёт к звёздам» (см. приложение п. 10.)
Дети выполняют упражнения под слова, используя модели планет.
Воспитатель вносит акварельные краски и предлагает нарисовать «Летающие тарелки и пришельцы из космоса»
Дети рисуют пришельцев и летающие тарелки.
Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику:
«Телескоп» (см. приложение п. 12.)
Дети воспроизводят слова и выполняют действия.
Воспитатель проводит рефлексию.
Дети рассматривают фантастические образы.
Воспитатель загадывает загадки (см. приложение п. 14.)
Дети отгадывают, показывая во время ответа карточки-отгадки.
Воспитатель проводит игру: «Что нужно космонавту»
Дети играют, выбирая необходимые предметы.
Воспитатель вносит прямоугольные листы бумаги предлагает сконструировать «Ракету»
Дети конструируют ракету.
Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику: «В космосе» (см. приложение п. 17.)
Дети воспроизводят слова и выполняют действия.
Воспитатель проводит рефлексию.
Каждый ребёнок рассказывают, на какую планету полетит его ракета.
Игра-соревнование: «Забрось дальше»
Дети забрасывают ракету на возможно большее расстояние.
Воспитатель проводит игру: «Подскажи словечко»
Дети слушают стихотворные строчки и заканчивают стишок.
Воспитатель вносит пластилин и предлагает создать рельефную картину: «В далёком космосе»
Дети лепят разные космические объекты (солнце, звёзды, планеты, кометы, созвездия.)
Воспитатель проводит физминутку: «Самолёт и ракета» (см. приложение п. 22.)
Дети, как космонавты делают зарядку.
Рефлексия
Дети любуются панорамой.
Воспитатель проводит дидактическую игру: «Разложи по порядку»
Дети раскладывают последовательно картинки с изображением: воздушного змея, воздушного шара, дирижабля, лайнера, самолёта, ракеты.
Воспитатель предлагает работу в тетради в клетку.
Дети рисуют по клеточкам ракету, раскрашивают, называют геометрические фигуры, из которых нарисована ракета.
Воспитатель проводит игру: «Что делает?»
Дети отвечают, что делает человек данной профессии.
Итоговое мероприятие: Инсценировка «Про гнома-астронома»
Цель: закреплять умение использовать средства выразительности, воспитывать любовь к театру. (см. приложение п. 28.)
Приложение:
П. 4. Стихотворение: «Солнечный зайчик»
Солнечный мой заинька,
Прыгни на ладошку.
Солнечный мой заинька
Маленький, как крошка.
Прыг на носик, на плечо.
Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик и опять
На плече давай скакать. (Дети вытягивают вперёд ладошки).
Вот закрыли мы глаза, (Закрывают глаза ладонями).
А солнышко играет,
Щёчки тёплыми лучами
Нежно согревает.
П. 6. физминутка: Мы летим к другим планетам»
-Мы летим к другим планетам!- (Бегут по группе врассыпную.)
Объявляем всем об этом. Весь игрушечный народ (Делают повороты туловищем вправо-влево.)
С нами просится в полёт. Жмё тся заинька к ракете: (Прыгают, как зайчики).
-Полечу я с вами, дети, на любую из планет, где волков зубастых нет.
Мышки-крошки засмеялись: (Бегают, как мышки, руки в стороны.)
-Мы летали, не боялись,
Высота-красота: ни единого кота!
Даже плюшевый медведь
Хочет к звёздам полететь
И с большой медведицей
В синем небе встретиться.
П. 7. Видеоряд: «Космос» слайды - Циолковский К. Э., С. П. Королев, Ю. А. Гагарин, В. Терешкова, С. Савицкая, Белка и Стрелка.
П. 10. п/ и: «Полёт к звёздам»
Отправляется в полёт (Дети складывают руки рупором перед ртом, ходят по группе
Наш волшебный звездолёт. в разных направлениях.)
Надевай скорей скафандры! (Останавливаются у ориентиров, имитируют движения.)
Занимай скорей места! (Становятся врассыпную, присаживаются.)
С космодрома мы взлетаем, (Встают, поднимают руки через стороны вверх и соединяют
Прямо к звёздам улетаем! их над головой. Подпрыгивают.)
Полетели, полетели, (Бегут (руки в стороны.)
До луны мы долетели. (Останавливаются возле ориентира «планеты».)
Походили, посмотрели (Ходят по группе в разных направлениях. Бегут,
И обратно прилетели. останавливаются возле ориентиров («космодром»).)
П. 12. Пальчиковая гимнастика: «Телескоп»
Посмотрю сейчас на небо (Дети смотрят через сложенные пальцы обеих рук («телескоп») правым глазом.
Я в огромный телескоп
И увижу то, что раньше (Смотрят через сложенные пальцы обеих рук левым глазом.)
Я увидеть бы не смог.
Вижу звёзды и планеты, (Загибают по очереди пальцы на руке, перечисляя увиденное.)
Астероиды, кометы,
Вижу спутники планет.
Жаль, летающих тарелок (Смотрят в «телескоп» правым глазом.)
В этом телескопе нет. (Смотрят в «телескоп» левым глазом.)
П. 14. Загадки:
Эта желтая звезда
Согревает нас всегда.
Все планеты освещает.
От других звезд защищает…. (Солнце)
На небе ночью мы сияем
Сверкаем, словно огоньки.
Всех красотой мы удивляем
Хотя от вас мы далеки…. (Звезды)
Ребята, а как называется профессия человека который изучает звезды?
Д: астроном.
В: А где работает астроном?
Д: В обсерватории
В: А как называется, прибор который увеличивает изображение звезд?
Д: телескоп
Бегают вокруг огонечка
Шесть сыночков и две дочки.
Промелькнут года и дни.
Но не встретятся они…. (Планеты)
Сверкая огромным хвостом в темноте
Несется среди ясных звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной …. (Комета)
Почти что со скорость света
Осколок летит от планеты,
К Земле направляясь, летит и летит.
Небесный, космический…. (Метеорит)
Меж Юпитером и Марсом
Не мешало бы прибраться-
Там осколки от планеты,
А вот веника – то нету (пояс астероидов)
Все комета облетела.
Все на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора-
Это черная….(Дыра)
Волчок, волчок,
Покажи другой бочок,
Другой бок не покажу,
Я привязанный хожу.
(Луна)
Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят?
(Большая Медведица)
Желтая тарелка на небе висит.
Желтая тарелка всем тепло дарит.
(Солнце)
В дверь, в окно
Стучать не будет,
А взойдет
И всех разбудит.
(Солнце)
У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают, достать не могут.
(месяц)
П. 17. Пальчиковая гимнастика:
В космосе сквозь толщу лет (Сжимают и разжимают пальцы рук.)
Ледяной летит объект. (Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-влево.)
Хвост его-полоска света, (К кулаку присоединяют раскрытые пальцы второй руки-
«хвост».)
А зовут объект комета. (Сжимают и разжимают пальцы рук.)
П. 20. Игра: «Подскажи словечко»
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несёмся на … (ракете).
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … (Земля).
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звёзд калейдоскоп
Астрономы в … (телескоп).
Посчитать совсем не просто
Ночью в тёмном небе звёзды.
Знает все наперечёт
Звёзды в небе … (звездочёт).
Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт … (Гагарин).
Освещает ночью путь,
Звёздам не даёт заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснёт … (луна).
Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,
И как одинокий путник
Летит по орбите … (спутник).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: “астронавт”,
А по-русски … (космонавт).
П. 22. Физминутка «Самолет и ракета».
Руки в стороны – в полет (руки в стороны)
Отправляемся в полет (покачивают руками)
Правое крыло вперед (выбрасывают вперед правую руку,
Левое крыло вперед (то же левой рукой)
1-2-3-4 (присаживаются на корточки и заводят мотор)
Полетел наш самолет (двигаются врассыпную).
А сейчас мы с вами, дети (хлопки)
Улетаем на ракете (руки над головой)
На носки поднимись (подняться на носки)
А потом руки вниз (опускают руки)
Вот летит ракета ввысь (руки поднять вверх).
П. 28. Инсценировка: «Про гнома-астронома»
Действующие лица: Папа, Света, Алька.
Папа. Вчера ко мне приходил старый друг-гном Кнопик.
Алька. Правда? Живой гном?
Папа: Конечно.
Алька. А какой он, гном Кнопик?
Папа. Очень забавный. На нём голубой костюмчик, украшенный звёздами, в руках-волшебная солнечная палочка.
Алька. А почему у Кнопика звёзды на костюмчике и солнечная палочка в руках?
Папа. Гном Кнопик очень любит астрономию-науку о Солнце и звёздах. Он настоящий гном-астроном.
Алька. Я тоже хочу узнать о Солнце и звёздах!
Папа. Прекрасно! Если действительно хочешь, принимайся за работу.
Света (заинтересованно). За какую работу?
Папа. За астрономическую. Эта работа начинается с наблюдений за Солнцем. Я буду делать вам задания, вы должны стараться.
Света и Алька. Мы будем стараться.
Папа. Но иногда одних стараний мало.
Света. Поняла. Если будет дождь, то солнце увидеть нельзя.
Папа. Правильно. Астрономические наблюдения в пасмурную погоду проводить невозможно. Облака и тучи мешают. (Отец уходит на работу).
Света. Папа сказал, что приготовит подарок.
Алька. Подарок?
Света. Да. (Дети целый день занимались рисованием. Рисовали гнома, звёздное небо, солнышко).
Папа. (Вечером пришёл домой с таинственной улыбкой). Закройте глаза (надевает на детей солнечные очки). Теперь можно открыть глаза. Ну, как подарок?
Дети. Такой подарок мы бы и сами сделать смогли.
Папа. Вот и хорошо! Будем делать очки.
Дети. Ура! (Все идут во двор).
Папа. Солнце очень яркое, особенно днём. На такое солнце смотреть незащищёнными глазами нельзя. Даже в солнечных очках нельзя долго смотреть на солнце.
Дети. Понятно!
Папа. Берём засвеченную плёнку. Отрезаем несколько кусочков. Из картона вырезаем форму очков, наклеиваем кусочки плёнки, пришиваем по бокам резинки. Очки готовы!
Алька. Но в них ничего не видно!
Света. Через них невозможно смотреть.
Папа. Это в комнате! А во дворе…
Света. Я догадалась. Солнышко очень яркое. За ним надо наблюдать во дворе. (Ведут наблюдение.)
Папа. Что вы заметили, наблюдая?
Света. Солнышко круглое.
Алька. Оно как шар.
Папа. Верно. Учёные давно знают об этом.
Используемая литература:
Комплексные занимательные занятия в средней и старшей группах для детей 4-5 лет. Автор-составитель Ю. А. Вакуленко с. 118;
Патриотическое воспитание дошкольников. Н. В. Алёшина с. 222;
Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром с детьми 6-7 лет. Анжелика Никитина с. 116.