ирина тарабарова
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками
в старшей группе.
Тема: «Перелетные птицы»
Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка»
Задачи:
Публикация «План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
1) Закреплять знания детей о перелетных птицах : их внешнем виде, строении, образе жизни, о приспособленности птиц к жизни. («Познание»)
2) Развивать умение узнавать, называть, сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия: в окраске, строении, поведении,способе добывания пищи. («Познание»)
3) Активизировать словарь по теме (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные,
водоплавающие, певчие, прилёт, размножение) («Коммуникация»)
4) Развивать образное, эстетическое восприятие, внимание, творческое воображение
(«Художественное творчество»)
5) Способствовать формированию потребности в двигательной активности. («Физическая
культура»)
6) Развивать умение взаимодействовать друг с другом в совместных играх(«Социализация»)
7) Познакомить с художественными произведениями о птицах, приобщать их к высокой поэзии. («Чтение художественной литературы»)
8) Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. («Здоровье»)
9) Приобщить к музыкальному искусству. («Музыка»)
10) Формировать изобразительную технику, умения и навыки. («Художественное творчество»)
11) Формировать умение лепить птицу по частям; передавать форму и относительную величину туловища и головы, правильное положение головы, крыльев, хвоста. («Художественное творчество»)
12) Развивать навыки связной речи («Коммуникация»)
Методы и приемы:
- практические: подвижные игры:«Птицелов»,«Зимующие и перелтные птицы»; дидактические игры: «Кто как кричит?», игры с мячом: «Назови ласково»,«Подбери действие»;физминутка «Птички в гнездышках», логическая игра «Кто за кем и как полетит», изготовление поделки «Птичка», выполнение аппликации «Сказочная птица», рисование: «Перелетные птицы»; лепка: «Птицы»
- наглядные:рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением перелетных птиц (скворца, ласточки, стрижа, кукушки, иволги, соловья, трясогузки.); разрезные картинки с изображением перелетных птиц; наблюдения за действиями воспитателя в процессе рисования, лепки.
- словесные: загадки, беседа, вопросы, объяснение, прослушивание аудиозаписи голосов
разных птиц, чтение отрывка из произведения «Трясогузка белая», беседа по содержанию
сказки, ситуативный разговор о птицах, речевая ситуация – насекомоядные птицы.
Материалы и оборудование:Иллюстрации и фотографии с изображением птиц, птичьих
стай; текст отрывка из «Трясогузки белой» К. Благослонова иВ. Строкова, сказка «Кукушка», бумага для фона бледного тона, наборы разной цветной бумаги, включая золотую и серебряную, клей, кисточки, альбомные листы, цветные карандаши, восковые мелки, акварель, непроливайки, кисти для рисования, салфетки бумажные, пластилин, доски для лепки, стеки.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Подвижные игры «Птицелов», «Птички в гнездышках», «Зимующие и перелтные птицы»,
Игровая Логическая игра «Кто за кем и как полетит», Дидактические игры: «Кто как кричит?», игры с мячом «Назови ласково», «Подбери действие».
Продуктивная Изготовление поделки «Птичка», выполнение аппликации
«Сказочная птица», Рисование «Перелетные птицы»;
Познавательно-исследовательская Объяснение значения слов «чум», «пимы», «люмица».
Коммуникативная Отгадывание загадок, беседа, рассказ воспитателя, объяснение; Беседа по содержанию сказки, ситуативный разговор о
птицах, речевая ситуация – насекомоядные птицы
Музыкально-художественная Прослушивание аудиозаписи голосов разных птиц.
Чтение художественной литературы (восприятие) Чтение отрывка из произведения К. Благослонова, В. Строкова «Трясогузка белая», чтение ненецкой сказки «Кукушка», чтение загадок
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Заносит в группу конверт: «Дети, когда я шла на работу, нашла на нашем крылечке письмо. Вы хотите узнать, что в нем?»
Отгадывают загадку:
«Различаемся мы цветом
Встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом.»
(Птицы) Сформирован
интерес к
предстоящей
деятельности
2 Загадывает загадки.
По мере называния птиц выставляет на фланелеграфсоответствующую
картинку.
Отгадывают загадки.
Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко.
(ласточка)
На шесте дворец,
А во дворце певец.
(скворец)
В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок.
(Жаворонок)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? …
(Соловей)
Кто на елке, на суку
Счет ведет «ку-ку, ку-ку?»
(кукушка)
Всех перелетных птиц черней
Чистит пашню от червей.
(грач) Активно и
доброжелательно
взаимодействуют с
педагогом. Развито
логическое
мышление.
3 Беседует и
задат вопросы. Обобщает: разные птицы питаются разными видами корма.
Слушают, отвечают на
вопросы:
-А каких насекомоядных птиц вы знаете?
- Как их отличить?
( По клюву: он прямой,
удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых) Закреплено умение
поддерживать беседу,
высказывают свою
точку зрения,
рассуждать и давать
необходимые
пояснения.
4 Предлагает посмотреть на
фотографии
Рассматривают фотографии с птицами : скворца, ласточки,
стрижа, кукушки, иволги, соловья, трясогузки.
Сформированы знания о птицах.
5 Предлагает
вспомнить правила
отношения к птицам.
Называют правила:
- Нельзя разорять гнзда.
- Нельзя подбирать и брать домой здоровых птенцов: мама-птица сама позаботиться о них.
- Нельзя убивать птиц : они не только способны доставить нам радость, но и необходимы природе.
Закреплены правила
отношения к птицам.
Воспитывается
бережное отношение
к птицам.
6 Предлагает подвижную игру «Птицелов».
Объясняет правила игры :Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути.
Игроки обязаны останавливаться
на месте точно по сигналу.
Играющие выбирают себе
названия птиц, крику которых
они могут подражать. Встают в круг, в центре которого —
птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:
В лесу, во лесочке, Ай! Птицелов идет!
На зеленом дубочке,
Он в неволю нас возьмет,
Птички весело поют,
Птицы, улетайте!
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока.
Играющий становится
птицеловом. Обеспечена
потребность детей в
движении, путём
активного участия в
подвижной игре
7 Читает отрывок из
произведения
Слушают отрывок из
произведения К. Благосклонова и В. Строкова о белой трясогузке. Активизированы
положительные
эмоции
8 Продуктивная деятельность.
предлагает
изготовить
птиц и показывает способы и последовательность лепки. Слушают и выполняют по инструкции:
Отдельно лепим каждую деталь. Для головы делаем шарик, для туловища –
овал, а потом все детали соединяем.
Развивается мелкая
моторика.
Работают с
пластилином по
образцу и
собственному
замыслу.
9 Предлагает детям фото и рисунки для логической игры «Кто за кем и как полетит».
Раскладывают карточки в
порядке, соответствующем
очерёдности отлёта птиц, и
рассказывают, кто, когда и как полетит в другие края.
Закреплено умение в
построении связного
предложения.
Развитие логического
мышления.
10 Предлагает поиграть в игру с мячом. Игра с мячом: «Подбери действие».
Передают мяч друг другу и называют, что умеют делать птицы : летать, клевать, прыгать, петь, чистить перышки, вить гнезда, высиживать яйца, заботиться о птенцах, спать, пить, сидеть на ветке, искать корм.
Сформировано
умение
анализировать.
11 Предлагает детям
рассмотреть карточки с
изображением птиц, задает
вопросы, задания
Отвечают на вопросы:
- Сколько всего птиц?
- Какой по порядку скворец?
- Какого цвета восьмая птица?
Выполняют задания:
- На место четвертой птицы
поставьте соловья.
-Замените шестую птицу.
-Дайте пшена второй, четвертой и шестой птице.
-Расставьте фотографии так,
чтобы первой была трясогузка, второй - лебедь, третьим —скворец.
-Поставьте иволгу между вторым и третьим номерами.
-Какая по счету ласточка? -
Сколько всего фотографий?
-Кто стоит перед соловьём?
Сформировано
логическое
мышление, закреплён
счёт, ориентировка в
пространстве
12 Предлагает поиграть в подвижную игру. Подвижная игра: «Зимующие и перелетные птицы»
Определяют, какие птицы : зимующие или перелетные. На команду: «Зимующие птицы», дети
летают вокруг воспитателя,
На команду: «Перелетные птицы», садятся на корточки.
(Соловей, ворона, скворец, воробей, дятел, жаворонок, синица, кукушка, сорока, журавль, голубь и т. д.)
Согласованы
движения и речь
13 предлагает нарисовать перелетныхптиц. Дети рисуют перелетных птиц по их выбору. Приобщены к
изобразительному
искусству.
14 включает аудиозапись голосов разных птиц. Дидактическая игра: «Кто как кричит?» Дети слушают и отгадывают, чей голос
звучит.
Сформировано
умение определить
голоса птиц.
15 объясняет детям, что
кукушка, которая всем знакома из-за её пения, тоже относится к
перелётным птицам. Педагог предлагает прослушать сказку
«Кукушка». В сказке встретились такие слова:
чум, пимы, малица. Как вы
понимаете их лексическое
значение? Дети слушают сказку
«Кукушка», запоминают
значение слов:
Чум - жилище в форме
конуса, покрытое оленьими
шкурами.
Пимы - высокие сапоги из
оленьей шкуры.
Малица - верхняя одежда из
оленьих шкур с капюшоном и
рукавицами.
Пополнен словарный
запас, выяснено
лексическое значение
слов
16 Предлагает поиграть в игру «Птички в гнездышках».
Дети сидят на стульчиках,
расставленных по углам группы. Это и есть «гнездышки». По сигналу взрослого все «птички» вылетают на середину
комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, «разыскивая корм», снова летают, размахивая
руками-крыльями. По сигналу «Птички, в гнездышки!» дети
возвращаются на свои места.
Сформировано
доброжелательное
взаимодействие с
педагогом и
сверстниками.
Сформировано
умение действовать
по сигналу
17 Предлагает детям назвать предметы в уменьшительно –
ласкательной форме.
Игра с мячом: «Назови ласково».
Называют предметы в
уменьшительно – ласкательной
форме: птица, крыло, лапа, клюв, ласточка, соловей, скворец и т. д.
Умеют употреблять
предметы в
уменьшительно –
ласкательной форме.
18 Побуждает к творческой
деятельности. Задает вопросы.
Дети отвечают на вопросы:
- какие бывают сказочные
птицы?
- что общего у настоящих и
сказочных птиц?
Дети вырезают детали,
склеивают сказочную птицу.
Сформированы
знания о строении
птиц (есть туловище,
голова, хвост, два
крыла и клюв)
Реализованы
творческие
способности
Итоговое мероприятие: Выставка детских работ