Олеся Болдырькова
План-конспект группового занятия «Основы выбора профессии»
▼ Скачать
Государственное казенное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Детский дом № 35»
План-конспект группового занятия :
«Основы выбора профессии».
Автор составитель:
Воспитатель – О. А. Болдырькова
2022г.
План-конспект группового занятия : «Основы выбора профессии»
Цели:
образовательная – обучить классификации профессий, сформировать умения для выбора оптимального варианта профессии с учётом личностных особенностей и требования рынка.
Публикация «План-конспект группового занятия „Основы выбора профессии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
развивающая – формировать умения выявлять и предвидеть проблемы, связанные с определением дальнейшего профессионального пути; развить навыки самостоятельного анализа и умения рационально выбирать профессию и планировать карьеру, развивать положительную мотивацию к трудовой деятельности
воспитательная – формировать умения работать в коллективе, справедливо оценивать вклад каждого учащегося в выполнение общего задания;
1. Организационный момент.
Сегодняшнее мероприятие я хочу начать со стихотворения Левитанского «Каждый выбирает для себя».
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу
Дьяволу служить или пророку
Каждый выбирает для себя
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе
Каждый выбирает для себя,
Выбираю тоже, как умею.
Ни к кому претензий не имею
Каждый выбирает для себя.
(Ю. Левитанский)
Сегодня мы с вами проведём мероприятие с элементами игры.
2. Работа по теме.
Каждый человек хотя бы один раз в жизни становится перед проблемой выбора профессии и трудоустройства. Важность этой проблемы подчеркивается тем, что профессиональная деятельность является основой жизни и ведущей функцией человека. Именно в трудовой деятельности человек познает себя и само выражается. Выбор профессии – это решение, что по сущности определяет реализацию права человека на счастье и на удовлетворенность жизнью. Сейчас главным для вас является учеба, ваше разностороннее развитие – база вашей дальнейшей жизни. Но вам уже пора серьезно задуматься о выборе своей профессии.
Какие бы профессии не были, наградой в любой профессии будет обретенный профессионализм. Мы часто говорим: “Профессионал”. А как на ваш взгляд: что такое “профессионал”. (Ответы учащихся).
Вы согласны со мной в том, что всегда возникает уважение к человеку, о котором так говорят? Это - высшая оценка человека, неважно кто он: инженер или хирург, сантехник или милиционер. Если б не было таких людей, мы жили бы по-прежнему в каменном веке. Но они есть. И есть не только среди ваших учителей и будущих наставников. Они есть и среди вас.
Для того чтобы стать профессионалом в своем деле, существует множество способов, чтобы добиться успеха в профессии необходимо владеть определенными качествами и чертами характера. Можно применить целую научно разработанную систему, состоящую из нескольких способов поиска.
Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них, рассмотрим на примерах знаменитых во всем мире людей как же добиться успеха в профессии.
ПРИТЧА. Странствующий путник увидел работающих людей. Он спрашивает у одного:
- Что ты делаешь?
-Ты что не видишь? Кирпичи таскаю.
Путник спрашивает у другого работника:
- Что ты делаешь?
- Деньги зарабатываю,- ответил он.
Спрашивает у третьего:
-А что ты делаешь?
-Я строю храм.
Таким образом существует много мотивов, побуждающих к трудовой деятельности, и у всех людей разные.
Рассмотрим наиболее распространённые мотивы.
Интерес к профессии – это главная побуждающая сила отношения человека труду. Именно интерес стимулирует человека использовать свои знания, развивать свои способности. Устойчивый интерес к труду помогает преодолевать различные трудности.
Самоутверждение - человек стремиться добиться успеха в профессиональной карьере, занять определённое положение в обществе.
Социальные мотивы – человеку важно своей работой приносить пользу другим людям или обществу в целом. Направленность на высшие общечеловеческие цели и потребности.
Познавательные мотивы - Стремление к овладению специальными знаниями и умениями, т. е. самореализации своих способностей и как следствие появление интереса у окружающих к человеку как к личности.
Творческие мотивы - Человек стремится к творческой активности, старается подходить к решению различных вопросов нестандартно, используя оригинальный стиль работы. Старается постоянно придумывать что-то новое.
Престижность - Стремление к профессиям, которые ценятся в обществе, среди друзей и знакомых, позволяют достичь видного положения в обществе. Работа юриста или экономиста может привлекать своей престижность по сравнению, например, с низко квалифицированным рабочим - грузчиком, уборщицей. Однако, если человек любит свою работу, добросовестно и честно её выполняет, то он заслуживает общественное признание и своим трудом поднимает престижность профессии.
Материальный мотив - Стремление получать материальные блага. Человек, у которого является ведущим этот мотив, старается получить более высокую заработную плату за свой труд. Соответственно он выбирает более высокооплачиваемую профессию, порой идя в разрез со своими способностями, знаниями, умениями, что может сказываться на качестве выполняемой работы.
3. Игры. Я предлагаю вам разделиться на две команды.
Игра первая: на доске написаны буквы: К, Р, Ф, П
Надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы. Чья команда это сделает лучше (Возможные варианты)
К Р Ф П
Контролер Разведчик Фрезеровщик Проводник
Киноартист Рыбак Фотограф Плотник
Крановщик Редактор Фигурист Пилот
Кочегар Радиоведущий Фармацевт Пожарный
Киномеханик Рентгенолог Фтизиатр Полицейский
Космонавт Радист Фокусник Полярник
Кабельщик Репортер Фотомодель Пограничник
Кровельщик Фотокорреспондент Печник
Каменщик Пиротехник
Кутюрье Повар
Кондитер Пекарь
Кондуктор Портной
Парашютист
Вторая игра: "САМАЯ-САМАЯ ". А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.
Назовите профессии :
Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор.)
Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе.)
Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель.)
Самая волосатая (парикмахер.)
Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель.)
Самая экстремальная (каскадер, работник МЧС.)
Самая смешная (клоун, пародист.)
Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник.)
Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог.)
Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно необычных, но востребованных в стране и мире.
4. Сообщения воспитанников. В любой профессии для достижения высоких результатов, для того чтобы вам сопутствовал успех, необходимо приложить максимум старания и сил. В ходе прослушанных сообщений вам нужно будет выделить и записать те качества, которые помогли этим людям добиться успеха в профессии.
5. Упражнение «Что для вас главное в жизни?»
«Давайте поговорим о том, что важно для каждого из нас. Ясно, что списки разнообразны, но попробуем найти общее».
Учащимся предлагается ответить на вопрос: «Что для меня главное в жизни?».
Читают написанное вслух. Далее предлагается посчитать: какое количество из всех присутствующих отметили: здоровье, благополучие семьи и близких, материальную обеспеченность, хорошую работу, любовь, карьеру, славу.
6. Методика: “Наши личностные ценности”
- А теперь давайте определим, какие же личностные качества есть у вас, которые помогут вам добиться успеха в профессии.
Воспитатель раздает карточки с именами.
1 этап.
Передайте карточку соседу, пусть он напишет какие качества он видит в вас, и так пройдя по кругу, карточка должна вернуться к вам. Подумайте и дополните список качествами, которые вы цените в себе.
2 этап.
Из списка выберите 2 наиболее важных качества, которые цените в себе и в других людях.
3 этап.
Зачитывают результат.
7. Упражнение «Кто есть Кто?»
Напишите, пожалуйста, на листочках 2-3 профессии, которые вам наиболее интересны, из которых вы хотели бы в будущим сделать выбор.
Процедура игривого упражнения следующая;
1. Инструкция: "Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет, в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии)".
8. «Лишние люди на рынке труда». Проблемная ситуация.
Каждый год сотни тысяч молодых людей выходят на рынок труда, но очень многие - около половины -так и не находят применения своим знаниям и остаются за бортом. Сейчас, например, на российском рынке труда полно лишних юристов и экономистов. Зато очень престижными и востребованными стали инженеры-технологи, особенно в пищевой промышленности, строители, радиоэлектронщики, рабочие разных специальностей. А их-то как раз и не хватает. Получить диплом сейчас не проблема. Но после окончания учёбы почти половина молодых специалистов пополняет армию безработных. Такое положение и в других развитых странах. Например, в Западной Европе, по данным ООН, только 39% молодых людей от 15 до 24 лет обеспечены работой, в России этот показатель ещё ниже- 31%.
Почему же так получилось: с одной стороны острая нехватка специалистов, а с другой -безработица, лишние люди?
9. Ошибки при выборе профессии. Экспресс-опрос.
Виной всему ошибки при выборе профессии. Многие молодые люди, выбирая профессию, не учитывает своих способностей, гонятся за престижностью, модой деньгами. В результате - разочарование, неверие в себя, ощущение своей ненужности и невостребовательности.
Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе.
Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?
Примерные ответы детей:
• Незнание мира профессий.
• Идут за модой, гонятся за престижностью профессии.
• Переоценка собственных сил и способностей.
• Недооценка своего здоровья.
• Незнание правил выбора профессии.
• Незнание себя, своих способностей и наклонностей. Перенос интереса к школьному
• предмету на профиль будущей профессии.
• Перенос благожелательного личностного отношения к человеку на его профессию,
• отношения
• Выбор профессии «за компанию».
• Неумение определить путь получения профессии.
• Нежелание узнавать о негативных сторонах профессии.
Мы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Но как же тогда правильно выбрать профессию? Чтобы избежать этого, нужно осознанно подходить к выбору профессии.
10. Заключительное слово воспитателя:
В любых делах при максимуме сложностей
Подход к проблеме все-таки один:
Желание – это максимум возможностей,
А не желание – множество причин
(Э. Асадов)
Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться»
11. Подведение итогов (рефлексия)
• Какие открытия вы для себя сделали?
• О чём можно задуматься?