Людмила Шелеметева
Первый опыт формирования экономических основ у воспитанников детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Первый опыт формирования экономических основ у воспитанников детского сада
1 Одной из важнейших задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС
ДОУ является социализация личности ребенка, то есть усвоение им норм и ценностей, которые позволят ему стать полноценным членом общества.
2 Современные дети с раннего детства так или иначе сталкиваются с экономическими вопросами. Они практически ежедневно слышат в семье, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести — также соприкосновение с миром финансов. Именно поэтому в дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление — экономическое воспитание. Т. е. это не дань моде, а необходимость.
Публикация «Первый опыт формирования экономических основ у воспитанников детского сада» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Экономическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс формирования нравственно-экономических качеств личности, таких как бережливость, ответственность, деловитость, предприимчивость, а также получение знаний об экономической жизни людей, ориентированной на систему ценностей.
3 В основу работы положено Распоряжение правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017года, подписанное председателем правительства Д. Медведевым. Министерство образования и Центральный банк Российской Федерации разработали перечень документов по повышению финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций.
4 С сентября 2020 г наш детский сад в соответствие с рабочей программой воспитания начал целенаправленно работать над внедрением парциальной образовательной программы «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности»
Новизна программы заключается в том, что она разработана с использованием инновационных образовательных технологий - технологии проблемного обучения, технологии продуктивного чтения-слушания, которые заложены в основу образовательной системы дошкольных групп.
В практической деятельности я использую комплект методических материалов, разработанных специально для ДОУ.
Цель и задачи программы
5 Цель программы: помочь детям пяти - шести лет войти в социально- экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста. формирование основ экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
6 Задачи:
Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
*понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
*уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
*осознавать взаимосвязь понятий «труд- продукт –деньги» и стоимость продукта в зависимости от качества», видеть красоту человеческого творения;
*признавать авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем –щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.)
*рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
* применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
7 1.4. Принципы, лежащие в основе программы
Программа строится на следующих принципах:
гуманистической направленности, уважения уникальности
каждого ребенка;
научной обоснованности и практической применяемости программы;
системности организации образовательного процесса;
приоритетности интересов каждого ребенка;
развивающего образования, цель которого - всестороннее
развитие личности;
8 Программа состоит из четырёх блоков (разделов, связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности, «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
9 Реализация Программы осуществляется вне рамок образовательного процессачерез различные формы и методы его организации.
занятия
экскурсии
организация и проведение сюжетно ролевых игр: «Магазин», «Банк», «Супермаркет», «Сберкасса», «Рынок» и т. д. ;
дидактические игры, загадки
чтение художественной литературы
трудовая и исследовательская деятельность
развитие ППРС
работа с родителями Основной формой обучения является – ИГРА
10 Работу по созданию условий для формирования элементарных экономических знаний у детей, начали с изучения литературы, с организации развивающей предметно-пространственной среды, подготовки методического обеспечения:
* прибрели настольно-печатные игры, книги – экономические сказки, рассказы по картинкам, раскраски…
11 * изготовили своими руками необходимые для работы дидактические материалы;
12 * приобрели атрибуты для сюжетно - ролевых игр: закупили (наборы для доктора, строителя, парикмахерский набор, кухонная посуда, фрукты, овощи, муляжи: продукты питания, различные виды конструктора, инструменты, вт. Числе пила, шуруповёрт, различные отвёртки, молоток, плоскозубцы, оборудование для игры в магазин кассовый аппарат, наборы монет и купюр и мн. др., весы)
13 Своими руками и с большой помощью родителей изготовили и сшили костюмы для продавцов, доктора, обновили кукольный уголок для сюжетно - ролевой игры «Семья»
* воспитателей были пройдены курсы повышения квалификации по финансовой грамотности;
14-17 Сделать экономику понятной помогают сюжетно-ролевые игры. Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети знакомятся с людьми разных профессий, воспитывается уважение к человеку. Результатом труда людей является продукт-нужная и полезная вещь, предмет или изделие (строитель строит дом, повар готовит обед, парикмахер стрижет, доктор лечит людей. За свой труд взрослые получают деньги. Продукты, товары можно приобрести –купить за деньги, в магазинах. Дети с удовольствием играют в Доктора, Парикмахера, Строителя, но особенно им нравится играть в Семью»
В сюжетных играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. Например: играх «Кондитерская фабрика» (дети пекут разнообразные торты, пироженые, пирожки,пиццы, а затем угощают друг друга, «Строительство дома», «Супермаркет», и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.
18 В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний. Для закрепления знаний о профессиях игра «Кому что нужно», где дети соотносят результат труда и профессию; играя в игру «Сколько стоит?" нужно соотнести цену товара с банкнотой или монетой, "после изучения темы Семейный бюджет часто играем в игру «Доход или расход" 19
20 Дети с удовольствием собирают купюры., разменивают их. Теперь они узнают их в лицо и представляют много ли на неё можно чего-то приобрести.
21-23 Чтение художественной литературы. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Я с удовольствием использую книгу Кнышовой Л. В., Меньшиковой О. И., Поповой Т. Л. «Экономика для малышей, или Приключения кота Белобока», в которая хорошо сочетается с нашей Программой. Дошкольники с интересом слушают истории про Белобока, наблюдая за судьбами героев, сопереживая им, дошкольник присваивает их опыт, получает значимую информацию о жизни, природе, обществе. Чтение и анализ художественной литературы, просмотр мультфильмов «Азбука денег», «Уроки тетушки Совы» позволяют детям понять мотивацию и оценить поступки героев, дать характеристику их действий, а также формируют словарь детей, а главное – дают объяснение многим непонятным экономическим явлениям.
25 Знакомство с новым материалом очень интересно и увлекательно проводилось в ходе игр - путешествий с котом Белобокой : «Мир денег», «Путешествие по территории детского сада» (с целью познакомиться с профессиями сотрудников, «Путешествие в прошлое предметов» и другие.
26 При этом часто используем любимый детьми приём – отгадывание загадок:
За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт.
Эта резвая купчиха
Поступает очень лихо!
В телевизор залезает
И товары предлагает:
От компьютеров до хлама.
Имя у нее РЕКЛАМА
27 Дети прекрасно знают, что это такое, т. к. во время экскурсий мы рассматриваем с ними наружную рекламу на зданиях и столбах прилегающих к детскому саду улиц и это всегда даёт положительный результат, заинтересовывает ребят.
Также одной из форм познавательно игровой деятельности является интегрированное занятие. Так, экономическим содержанием обогащаются занятия по математическому развитию детей, где дети знакомятся с монетами, учатся их разменивать. На занятиях по окружающему миру ребята знакомятся с различными профессиями, узнают прошлое предметов, на занятиях по развитию речи узнают " Откуда пришел хлеб" и т. д.
28 Для воспитателей детского сада проведено открытое занятие по финансовой грамотности «Путешествие с Буратино», где дети выполняли различные задания и помогая друг другу и сказочному персонажу найти клад (сундучок с золотыми монетками)
29 Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Было проведено родительское собрание «Практические советы по формированию финансовой грамотности у детей старшего школьного возраста»
Практикуются
*консультации «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики», «По ступенькам финансовой грамотности».
* папки-передвижки «Как не вырастить жадину», «Азбука финансов», «Нужно ли баловать ребенка»
*памятки «Куда тратятся деньги», «Деньги и труд», «Формирование предпосылок финансовой грамотности в игровой деятельности».
которые помогли родителям получить дополнительные знания по экономическому воспитанию детей.
Работая 2 года по экономическому воспитанию дошкольников, могу с уверенностью отметить, что детям интересно постигать азы финансовой грамотности, они запоминают новые термины, различают товар и услуги, доход и расход, понимают от чего зависит цена товара, зачем нужна реклама, почему родители должны ходить на работу… Вообщем, интересно не только детям, но и нам. Считаю, что это важное направление в социализации детей и его нужно продолжать.
И в конце своего выступления предлагаю вашему вниманию посмотреть фрагменты сюжетно-ролевой игры "Открытие супермаркета". Дети с удовольствием окунулись в игру и ещё длительное время находились под впечатлением.