Получи документы

Первый опыт формирования экономических основ у воспитанников детского сада

Людмила Шелеметева
Первый опыт формирования экономических основ у воспитанников детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Первый опыт формирования экономических основ у воспитанников детского сада

1 Одной из важнейших задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС

ДОУ является социализация личности ребенка, то есть усвоение им норм и ценностей, которые позволят ему стать полноценным членом общества.

2 Современные дети с раннего детства так или иначе сталкиваются с экономическими вопросами. Они практически ежедневно слышат в семье, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести — также соприкосновение с миром финансов. Именно поэтому в дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление — экономическое воспитание. Т. е. это не дань моде, а необходимость.

Публикация «Первый опыт формирования экономических основ у воспитанников детского сада» размещена в разделах

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс формирования нравственно-экономических качеств личности, таких как бережливость, ответственность, деловитость, предприимчивость, а также получение знаний об экономической жизни людей, ориентированной на систему ценностей.

3 В основу работы положено Распоряжение правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017года, подписанное председателем правительства Д. Медведевым. Министерство образования и Центральный банк Российской Федерации разработали перечень документов по повышению финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций.

4 С сентября 2020 г наш детский сад в соответствие с рабочей программой воспитания начал целенаправленно работать над внедрением парциальной образовательной программы «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности»

Новизна программы заключается в том, что она разработана с использованием инновационных образовательных технологий - технологии проблемного обучения, технологии продуктивного чтения-слушания, которые заложены в основу образовательной системы дошкольных групп.

В практической деятельности я использую комплект методических материалов, разработанных специально для ДОУ.

Цель и задачи программы

5 Цель программы: помочь детям пяти - шести лет войти в социально- экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста. формирование основ экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

6 Задачи:

Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:

*понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

*уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

*осознавать взаимосвязь понятий «труд- продукт –деньги» и стоимость продукта в зависимости от качества», видеть красоту человеческого творения;

*признавать авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем –щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.)

*рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

* применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

7 1.4. Принципы, лежащие в основе программы

Программа строится на следующих принципах:

гуманистической направленности, уважения уникальности

каждого ребенка;

научной обоснованности и практической применяемости программы;

системности организации образовательного процесса;

приоритетности интересов каждого ребенка;

развивающего образования, цель которого - всестороннее

развитие личности;

8 Программа состоит из четырёх блоков (разделов, связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности, «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

9 Реализация Программы осуществляется вне рамок образовательного процессачерез различные формы и методы его организации.

занятия

экскурсии

организация и проведение сюжетно ролевых игр: «Магазин», «Банк», «Супермаркет», «Сберкасса», «Рынок» и т. д. ;

дидактические игры, загадки

чтение художественной литературы

трудовая и исследовательская деятельность

развитие ППРС

работа с родителями Основной формой обучения является – ИГРА

10 Работу по созданию условий для формирования элементарных экономических знаний у детей, начали с изучения литературы, с организации развивающей предметно-пространственной среды, подготовки методического обеспечения:

* прибрели настольно-печатные игры, книги – экономические сказки, рассказы по картинкам, раскраски…

11 * изготовили своими руками необходимые для работы дидактические материалы;

12 * приобрели атрибуты для сюжетно - ролевых игр: закупили (наборы для доктора, строителя, парикмахерский набор, кухонная посуда, фрукты, овощи, муляжи: продукты питания, различные виды конструктора, инструменты, вт. Числе пила, шуруповёрт, различные отвёртки, молоток, плоскозубцы, оборудование для игры в магазин кассовый аппарат, наборы монет и купюр и мн. др., весы)

13 Своими руками и с большой помощью родителей изготовили и сшили костюмы для продавцов, доктора, обновили кукольный уголок для сюжетно - ролевой игры «Семья»

* воспитателей были пройдены курсы повышения квалификации по финансовой грамотности;

14-17 Сделать экономику понятной помогают сюжетно-ролевые игры. Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети знакомятся с людьми разных профессий, воспитывается уважение к человеку. Результатом труда людей является продукт-нужная и полезная вещь, предмет или изделие (строитель строит дом, повар готовит обед, парикмахер стрижет, доктор лечит людей. За свой труд взрослые получают деньги. Продукты, товары можно приобрести –купить за деньги, в магазинах. Дети с удовольствием играют в Доктора, Парикмахера, Строителя, но особенно им нравится играть в Семью»

В сюжетных играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. Например: играх «Кондитерская фабрика» (дети пекут разнообразные торты, пироженые, пирожки,пиццы, а затем угощают друг друга, «Строительство дома», «Супермаркет», и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

18 В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний. Для закрепления знаний о профессиях игра «Кому что нужно», где дети соотносят результат труда и профессию; играя в игру «Сколько стоит?" нужно соотнести цену товара с банкнотой или монетой, "после изучения темы Семейный бюджет часто играем в игру «Доход или расход" 19

20 Дети с удовольствием собирают купюры., разменивают их. Теперь они узнают их в лицо и представляют много ли на неё можно чего-то приобрести.

21-23 Чтение художественной литературы. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Я с удовольствием использую книгу Кнышовой Л. В., Меньшиковой О. И., Поповой Т. Л. «Экономика для малышей, или Приключения кота Белобока», в которая хорошо сочетается с нашей Программой. Дошкольники с интересом слушают истории про Белобока, наблюдая за судьбами героев, сопереживая им, дошкольник присваивает их опыт, получает значимую информацию о жизни, природе, обществе. Чтение и анализ художественной литературы, просмотр мультфильмов «Азбука денег», «Уроки тетушки Совы» позволяют детям понять мотивацию и оценить поступки героев, дать характеристику их действий, а также формируют словарь детей, а главное – дают объяснение многим непонятным экономическим явлениям.

25 Знакомство с новым материалом очень интересно и увлекательно проводилось в ходе игр - путешествий с котом Белобокой : «Мир денег», «Путешествие по территории детского сада» (с целью познакомиться с профессиями сотрудников, «Путешествие в прошлое предметов» и другие.

26 При этом часто используем любимый детьми приём – отгадывание загадок:

За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт.

Эта резвая купчиха

Поступает очень лихо!

В телевизор залезает

И товары предлагает:

От компьютеров до хлама.

Имя у нее РЕКЛАМА

27 Дети прекрасно знают, что это такое, т. к. во время экскурсий мы рассматриваем с ними наружную рекламу на зданиях и столбах прилегающих к детскому саду улиц и это всегда даёт положительный результат, заинтересовывает ребят.

Также одной из форм познавательно игровой деятельности является интегрированное занятие. Так, экономическим содержанием обогащаются занятия по математическому развитию детей, где дети знакомятся с монетами, учатся их разменивать. На занятиях по окружающему миру ребята знакомятся с различными профессиями, узнают прошлое предметов, на занятиях по развитию речи узнают " Откуда пришел хлеб" и т. д.

28 Для воспитателей детского сада проведено открытое занятие по финансовой грамотности «Путешествие с Буратино», где дети выполняли различные задания и помогая друг другу и сказочному персонажу найти клад (сундучок с золотыми монетками)

29 Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Было проведено родительское собрание «Практические советы по формированию финансовой грамотности у детей старшего школьного возраста»

Практикуются

*консультации «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики», «По ступенькам финансовой грамотности».

* папки-передвижки «Как не вырастить жадину», «Азбука финансов», «Нужно ли баловать ребенка»

*памятки «Куда тратятся деньги», «Деньги и труд», «Формирование предпосылок финансовой грамотности в игровой деятельности».

которые помогли родителям получить дополнительные знания по экономическому воспитанию детей.

Работая 2 года по экономическому воспитанию дошкольников, могу с уверенностью отметить, что детям интересно постигать азы финансовой грамотности, они запоминают новые термины, различают товар и услуги, доход и расход, понимают от чего зависит цена товара, зачем нужна реклама, почему родители должны ходить на работу… Вообщем, интересно не только детям, но и нам. Считаю, что это важное направление в социализации детей и его нужно продолжать.

И в конце своего выступления предлагаю вашему вниманию посмотреть фрагменты сюжетно-ролевой игры "Открытие супермаркета". Дети с удовольствием окунулись в игру и ещё длительное время находились под впечатлением.

Публикации по теме:

Фоторепортаж о жизни воспитанников семейного детского сада «Ласковый месяц май»Фоторепортаж о жизни воспитанников семейного детского сада «Ласковый месяц май» Вот и подходит к завершению месяц Май. Поделюсь личным: Май мой любимый месяц года. Нежный! Цветущий! Теплый! Я люблю Май самозабвенно,.

«Вот и прошел сентябрь» из цикла «Будни воспитанников семейного детского сада»«Вот и прошел сентябрь» из цикла «Будни воспитанников семейного детского сада» Помню, когда я была ребенком, дни тянулись очень медленно. Как ни странно, именно летние дни - уж очень хотелось в школу. Думаю, моей (уже.

Опыт работы детского сада по приобщению дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа Доклад «Епархиальные Варнавинские чтения» Добрый день! Совсем недавно православные отмечали праздник Сретение Господне – встреча человека.

Опыт работы «Мини-музей «Сундук с куклами» в группе детского сада»Опыт работы «Мини-музей «Сундук с куклами» в группе детского сада» Кукла - главная игрушка в жизни ребёнка. Кукла - это образ человека, посредством которого ребёнок познает окружающий его мир, постигает.

Педагогический опыт «Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы воспитателя детского сада»Педагогический опыт «Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы воспитателя детского сада» Педагогический опыт «Реализация здоровьесберегающих технологий в практике работы воспитателя детского сада» «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:.

Дидактическое пособие  «Развивающий коврик» для воспитанников детского садаДидактическое пособие  «Развивающий коврик» для воспитанников детского сада Представляю вашему вниманию развивающее дидактическое пособие - развивающий коврик для детей. Способствует развитию мелкой моторики, расширяет.

Опыт работы «Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности в практике детского сада»Опыт работы «Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности в практике детского сада» «… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать. На бумаге, на асфальте, на стене. И в трамвае на окне…» (Э. Успенский).

Фотоотчет соревнования первоклассников школы и воспитанников детского садаФотоотчет соревнования первоклассников школы и воспитанников детского сада Соревнования первоклассников школы № 75 и воспитанников детского сада №34. Данное мероприятие было проведено в соответствии с планом работы.

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детейВзаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом.

Взаимодействие с семьями воспитанников детского сада. Отдых выходного дня ВидеоВзаимодействие с семьями воспитанников детского сада. Отдых выходного дня Видео Подготовка к конкурсу для воспитателей и дошкольников. "100 лет Российской Заповедной Системе ". Видео - поздравление. Цель: Привлечение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Первый опыт формирования экономических основ у воспитанников детского сада
Опубликовано: 28 мая 2023 в 16:10
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Первый опыт формирования экономических основ у воспитанников детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Шелеметева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД