Светлана Александровна Стручкова
Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников средней группы на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
2023–2024 учебный год
Содержание:
1. Основные цели взаимодействия детского сада с семьёй в соответствии с Федеральной образовательной программой (ФОП ДО).
2. Задачи взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся (воспитывающихся).
3. Принципы взаимодействия с родителями (законными представителями).
4. Основные направления взаимодействия с семьёй в соответствии с ФОП ДО.
Публикация «Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников средней группы на учебный год» размещена в разделах
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Планы
- Средняя группа
- Темочки
5. Основные формы взаимодействия с семьёй в соответствии с ФОП ДО.
6. Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников средней группы (4-5 лет).
1. Основные цели взаимодействия детского сада с семьёй в соответствии с Федеральной образовательной программой (ФОП ДО)
Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:
– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
– обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
2. Задачи взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся
1) информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;
2) просвещение родителей (законных представителей, повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
5) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
3. Принципы взаимодействия с родителями (законными представителями)
1) приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребё нка: в соответствии с Законом об образовании у родителей (законных представителей) обучающихся не только есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка;
2) открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступна актуальная информация об особенностях пребывания ребёнка в группе; каждому из родителей (законных представителей) должен быть предоставлен свободный доступ в ДОО; между педагогами и родителями (законными представителями) необходим обмен информацией об особенностях развития ребёнка в ДОО и семье;
3) взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей) : при взаимодействии педагогу необходимо придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на общение и сотрудничество с родителями (законными представителями); важно этично и разумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов, так и со стороны родителей (законных представителей) в интересах детей;
4) индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье : при взаимодействии необходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности родителей (законных представителей) в отношении образования ребёнка, отношение к педагогу и ДОО, проводимым мероприятиям; возможности включения родителей (законных представителей) в совместное решение образовательных задач;
5) возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо учитывать особенности и характер отношений ребёнка с родителями (законными представителями, прежде всего, с матерью (преимущественно для детей младенческого и раннего возраста, обусловленные возрастными особенностями развития детей.
4. Основные направления взаимодействия с семьёй
в соответствии с ФОП ДО
5. Основные формы взаимодействия с семьёй в соответствии с ФОП ДО
Диагностико-аналитическое направление реализуется через опросы, социологические срезы, индивидуальные блокноты, «почтовый ящик», педагогические беседы с родителями (законными представителями); дни (недели) открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей и так далее;
Просветительское и консультационное направления реализуются через групповые родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары-практикумы, тренинги и ролевые игры, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы и другое;педагогические библиотеки для родителей (законных представителей); сайты ДОО и социальные группы в сети Интернет; медиарепортажи и интервью; фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей. Включают также и досуговую форму – совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое.
6. Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников
средней группы (4-5 лет)
Цели взаимодействия Основные мероприятия Ответственный
Сентябрь
– Познакомиться с семьями воспитанников, привлечь родителей к составлению плана взаимодействия семьи и детского сада.
– Расширять контакты между педагогами и родителями.
– Смоделировать перспективы взаимодействия на новый учебный год.
– Способствовать повышению педагогической культуры родителей.
– Повысить заинтересованность родителей в жизни детского сада, развивать активность родителей.
– Привлечь родителей к совместным с детьми наблюдениям в природе, подготовке ко Дню урожая.
– Довести до сознания родителей о необходимости закаливания детей в домашних условиях.
– Приобщать родителей к активной, совместной работе в новом учебном году.
– Побеседовать с родителями о том, как образ жизни семьи влияет на здоровье ребёнка. 1. Оформление родительского уголка по теме «Нам учиться не лень».
2. Консультация для родителей «Почему нельзя опаздывать в детский сад?».
3. Родительское собрание, знакомство с оздоровительными мероприятиями в ДОУ.
4. Буклет «Правила нашей группы».
5. Оформление странички группы на сайте детского сада по теме «Осень в гости к нам пришла».
6. Буклет «Возрастные особенности детей 4-5 лет», рекомендации пособий для домашних занятий с детьми.
7. Буклет «Витаминная корзинка» (о пользе блюд из овощей и фруктов).
8. Информационная страничка «Учите вместе с нами».
9. Изготовление кулинарной книги «Полезные блюда из овощей и фруктов».
10. Консультация «Режим и его значение в жизни ребёнка».
11. Выставка совместного творчества «Краски осени».
12. Рекомендации родителям по домашнему чтению по теме «Осень».
13. Семинар-практикум «Значение пальчиковых игр для развития детей».
14. Консультация для родителей «Воспитание художественного вкуса и эстетического восприятия природы у ребёнка».
15. Беседа «Режим дня и его значение в жизни ребёнка».
Октябрь
– Побеседовать о необходимости навыков самообслуживания, наличия домашних обязанностей.
– Привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания.
– Познакомить родителей с методами укрепления и сохранения здоровья.
– Формировать интерес родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения.
– Информировать родителей о ходе образовательного процесса и достижениях каждого ребёнка.
– Расширять представления родителей о формах и методах трудового воспитания.
– Оказать помощь родителям в осознании негативных последствий деструктивного поведения и общения в семье, исключающего родных для ребёнка людей из контекста развития.
– Направить внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности.
– Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице.
– Информировать родителей о пользе прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений.
5. Индивидуальное консультирование на тему «Развитие доброжелательных взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми в семье».
6. Консультация для родителей «Развитие трудовых навыков у детей. Как привить ребёнку любовь к труду».
7. Информирование родителей о произведениях поэтов и писателей края для детей.
8. Консультация «Гиперактивный ребёнок! Как быть?».
9. Совместная разработка маршрутов выходного дня, рекомендации родителям пособий для домашних занятий.
Ноябрь
– Привлечь родителей к пополнению уголка дорожной безопасности в группе.
– Знакомить родителей с опасными для здоровья ребёнка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоёма, и способами поведения в них.
– Направить внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности.
– Выявить сильные и слабые стороны взаимодействия ДОО с родителями.
– Побеседовать с родителями о развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения.
– Дать рекомендации по развитию самостоятельности у детей.
– Дать рекомендации родителям по домашнему чтению произведений о диких и домашних животных.
– Ориентировать родителей на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками.
– Обратить внимание родителей на ценность детских вопросов.
– Помочь родителям найти правильное решение для интеллектуального развития детей.
– Знакомить с лучшим опытом семейного трудового воспитания посредством выставок, мастер-классов и других форм взаимодействия. 1. Подбор медиатеки по теме «Правила дорожного движения».
2. Беседа с родителями «Одежда детей в группе и на улице. Живём по режиму».
3. Буклет «Детям знать положено» (ПДД).
4. Буклет «Речевые игры по теме «Мебель».
5. Анкетирование «Удовлетворённость родителей образовательной деятельностью педагогов, условиями ДОО», анализ анкет.
6. Памятка для родителей «Как одевать ребёнка в холодное время года».
7. Консультация «Какие игрушки нужны детям 4-5 лет. Делаем правильный выбор».
8. Литературная страничка «Учите вместе с нами», рекомендации по домашнему чтению, подбор медиатеки по теме «Кто как готовится к зиме».
9. Консультация «Ребёнок и компьютер. Хорошо или плохо?».
10. Музыкальный праздник «Наша мама».
Декабрь
– Побудить родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, бережное отношение к природе и т. д.
– Подчёркивать роль взрослого в формировании поведения ребёнка.
– Привлечь родителей к составлению списка литературы для детей, к разучиванию стихов к новогоднему празднику.
– Побудить близких взрослых знакомить детей с домашним и профессиональным трудом, показывать его результаты, обращать внимание на отношение членов семьи к труду.
– Донести до родителей важность соблюдения правил безопасности во время проведения новогодних праздников.
– Привлечь родителей к подготовке новогодней ёлки, украшения группы, изготовлению костюмов.
– Способствовать развитию творческого взаимодействия родителей и детей.
– Побеседовать с родителями о профилактике простудных заболеваний, закаливании и актуальных задачах физического воспитания детей в детском саду.
– Дать родителям практические советы по проведению наблюдений в зимнее время года.
– Способствовать развитию положительных эмоций от совместного общения. 1. Буклет «В безопасности ли Ваш ребёнок?».
2. Литературная страничка «Учите вместе с нами».
3. Рекомендации по организации зимних прогулок.
4. Мастер-класс «Новогодние игрушки из бросового материала».
6. Консультация «Научим малыша трудиться».
7. Ориентирование родителей на развитие у ребёнка потребности к чтению, рассматриванию иллюстраций.
8. Буклет «Как развивать познавательную активность ребёнка 4-5 лет?».
9. Оформление родительского уголка по теме «К нам шагает Новый год!».
12. Привлечение родителей к участию в выставке «Новогодние чудеса».
14. Совместное развлечение «Новый год у ворот».
15. Конкурс совместных поделок родителей и детей «Ёлочная игрушка».
16. Консультация «Как с пользой провести новогодние каникулы».
Январь
– Привлечь родителей к участию в выставке совместных работ на зимнюю тематику.
– Нацелить родителей на совместную работу по устранению «вредных привычек».
– Информировать родителей о важности профилактических мер в период обострения ОРЗ.
– Показать родителям важность работы по развитию культуры поведения и навыков общения у младших дошкольников.
– Обратить внимание на важность реализации в детском саду и дома единых методов нравственного развития. 1. Консультация для родителей
«Подвижные игры детей на прогулке зимой».
2. Час семейных встреч «Снежные постройки на участке».
3. Консультация «Роль семьи в речевом развитии 4-5 лет».
4. Инструктаж «Как вести себя при гололёде».
7. Консультация для родителей «Профилактика ОРВИ».
8. Консультация для родителей «Воспитывайте ребёнка в ситуации успеха».
11. Папка-передвижка «Секреты воспитания вежливого ребёнка».
12. Электронная библиотека «Вежливые сказки для дошкольников».
13. Консультация для родителей: «Что бы сказка не стала скучной…».
Февраль
– Привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности.
– Дать рекомендации по организации зимнего семейного досуга.
– Формировать интерес родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения.
– Донести до родителей важность совместного чтения, рассказать о значении книги в развитии малыша.
– Подчёркивать роль отца в формировании личности ребёнка.
– Подчёркивать роль бабушки и мамы в формировании личности ребёнка.
– Продолжить знакомство родителей с мероприятиями, проводимыми в детском саду.
– Привлечь родителей к организации празднования «8 Марта».
1. Буклет «Домашние опыты с водой», рекомендации по организации домашних опытов с водой.
2. Памятка для родителей
«Ребёнок и телевидение» (советы и рекомендации).
3. Привлечение родителей к подготовке Дня защитника Отечества.
4. Презентация видеоролика по итогам недели «Волшебница-вода».
5. Литературная страничка «Учите вместе с нами».
6. Советы по изготовлению подарков ко дню Защитника Отечества из нетрадиционного материала, показ образцов, привлечение родителей к подготовке Дня защитника Отечества.
7. Консультация «Коммуникативные игры дома».
11. Буклет «Зимой гуляем, наблюдаем, трудимся, играем!».
12. Оформление папки-передвижки «Я и мой папа».
13. Информационный стенд «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей».
14. Привлечение к участию в выставке-ярмарке «Что умеет моя мама».
15. Консультация для родителей
«Лепка – увлекательная игра и способ познания мира».
16. Рекомендации «Какие игрушки нужны детям дошкольного возраста».
Март
– Привлечь внимания родителей к вопросам воспитания культуры поведения.
– Обратить внимание на важность реализации в детском саду и дома единых методов речевого развития.
– Способствовать появлению положительных эмоций от совместного общения.
– Побудить родителей организовать семейные посещения музеев, выставок народного творчества, детских театров.
– На примере лучших образцов семейного воспитания ориентировать родителей на актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, раннего развития творческих способностей детей.
– Способствовать формированию активной педагогической позиции родителей.
– Информировать родителей о ходе образовательного процесса в детском саду.
3. Праздник «8 Марта – женский день».
4. Буклет «История празднования 8 Марта».
5. Оформление информационных стендов и буклетов по теме «Значение народной игрушки в развитии детей».
6. Папка-передвижка «Домашние обязанности детей».
8. Памятка для родителей «Несколько советов по организации и проведению детских праздников».
9. Литературная страничка «Стихи о Земле».
10. Буклеты «10 удивительных фактов о Земле», «Берегите ресурсы планеты».
11. Пополнение книжного уголка энциклопедиями и книгами о природе, экологическими сказками.
13. Домашние заготовки «Как я ходил в театр с родителями».
14. Привлечение родителей к изготовлению разных видов театра для оснащения группы.
15. Папка-передвижка «Играем в театр».
16. Мастер-класс «Перчаточный театр».
Апрель
– Побеседовать с родителями о мерах профилактики весеннего авитаминоза.
– Привлечь родителей к участию в субботнике.
– Дать рекомендации по организации совместных наблюдений за птицами в природе.
– Побеседовать с родителями о весенних маршрутах прогулок с ребёнком.
– Привлечь родителей к участию в экологических акциях, организованных детским садом.
– Пропагандировать семейные ценности, любовь и уважение к семье.
– Познакомить с играми, направленными на развитие памяти у детей 4-5 лет.
– Привлечь родителей к модернизации ППРС в группе и на участке. 1. Консультация для родителей: «Учим ребёнка беречь природу».
2. Организация совместного субботника.
3. Оформление фотовыставки «Весна в нашем городе».
7. Консультация «Дидактические игры на развитие элементарных математических представлений».
8. Буклет «10 почему необходимо читать детям».
9. Буклет «Игры по развитию памяти с детьми 4-5 лет».
10. Консультация для родителей «Леворукий ребёнок».
11. Мастер-класс «Пасхальные чудеса» (совместное украшение яиц вместе с детьми).
12. Буклет «Пасхальные конкурсы и игры для детей и взрослых».
13. Индивидуальные беседы с родителями «Проведём выходной с пользой».
Май
– Воспитывать желание мирным путём находить выход из разных проблемных ситуаций в семье.
– Познакомить родителей с основными факторами укрепления физического и психологического здоровья детей в семье.
– Повышать заинтересованность
родителей в жизни детского сада, развивать активность родителей.
– Побеседовать с родителями о развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения.
– Подвести итоги совместной деятельности воспитателя и родителей за прошедший год.
1. Музыкальный праздник «Сияет солнце в День Победы!» с участием родителей и ветеранов.
2. Консультация «Патриотическое воспитание в семье».
3. Брошюра «Нетрадиционное рисование цветов в домашних условиях».
5. Памятка «Профилактика пищевых отравлений у детей».
6. Рекомендации по домашнему чтению по теме «Времена года», пополнение медиатеки познавательными передачами по теме недели.
8. Изготовление папки-передвижки «Игры с песком».
9. Буклет «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
10. Консультация на тему «Домашнее экспериментирование».
11. Консультация «Летняя оздоровительная кампания в детском саду».
Июнь
– Побуждать к чтению дома художественной литературы.
– Подобрать литературу для домашнего чтения о растениях и животных.
– Закреплять знания о здоровом образе жизни человека и способах укрепления здоровья, закаливания организма.
– Привлечь к совместным наблюдениям за сезонными изменениями.
1. Совместное проведение праздника «День защиты детей».
2. Консультация «Опасности, подстерегающие вас летом».
3. Семейная акция «Мы выходим на субботник».
4. Оформление медиатеки по теме «Права детей».
5. Фотоотчёт о празднике «День защиты детей».
6. Оформление информационного бюллетеня «Заповедники России».
7. Папка-передвижка «Первая помощь при ссадинах, порезах, укусах пчелы».
8. Литературная страничка «Стихи о России».
9. Консультация «Экологические сказки для детей».
10. Создание плаката «Наша семья заботится о природе».
11. Конкурс на лучший головной убор.
12. Памятка «Ходить босиком полезно!».
14. Консультация «Игры с песком дома».
15. Литературная страничка «Стихи и загадки о насекомых».
Июль
– Повышать заинтересованность родителей к жизни детского сада, развивать активность родителей.
– Дать рекомендации по организации совместных прогулок, планированию маршрутов выходного дня.
– Формировать представления родителей о развитии познавательных процессов детей 4-5 лет.
– Консультировать по вопросам оздоровления и профилактики различных нарушений.
– Ориентировать родителей на совместное с ребёнком чтение литературы, посвящённой сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
– Помочь родителям подобрать игрушки, соответствующие подросшим детям.
– Привлечь родителей к обустройству группы (мелкий косметический ремонт, изготовление различных пособий для нового учебного года). 1. Буклет «Семейные секреты», консультации психолога по созданию положительного микроклимата в семье.
2. Инсценировка сказки «Петушок и его семья» для родителей.
3. Проведение акции «Объединим семью» (привлечение родителей к совместному художественному творчеству).
4. Музыкальный праздник «Наша дружная семья».
5. Информационная страничка на сайте детского сада «Лесные загадки».
6. Привлечение родителей к изготовлению бюллетеней по теме «Лекарственные растения нашего края».
7. Папка-передвижка «Первая помощь при солнечном ударе».
8. Буклет «Отдыхаем в лесу безопасно. Советы по организации отдыха в лесу».
9. Оформление фотоплаката «Наш режим дня».
10. Консультация для родителей «Питьевой режим».
11. Буклет «Как избежать теплового и солнечного ударов».
12. Совместное проведение «Дня здоровья».
13. Акция «Бодрое утро» (участие родителей в утренней гимнастике).
14. Консультация психолога по теме: «Поддержка психики ребёнка при переходе в старшую группу».
15. Выставка совместного творчества «Рыбка плавает в водице».
Август
– Знакомить родителей с опасными для здоровья ребёнка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоёма, и способами поведения в них.
– Направить внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности.
– Привлечь родителей к модернизации ППРС.
– Способствовать развитию активности родителей, повышению педагогической компетенции.
– Поговорить об индивидуальных достижениях каждого ребёнка, возрастных особенностях детей.
– Информировать родителей о важности соблюдения единых требований в детском саду и семье.
– Побеседовать с родителями о развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения.
– Предотвратить детский травматизм, напомнить родителям опасные ситуации.
– Привлечь родителей к организации праздника перехода в старшую группу. 1. Привлечение родителей к участию в развлечении «Красный, жёлтый, зелёный!».
2. Буклет «ПДД для детей».
4. Консультация на сайте детского сада «Безопасные сказки».
3. Памятка для родителей «Игры с песком и водой, природным материалом для развития познавательных способностей».
4. Буклет «Домашнее экспериментирование».
5. Работа родительского клуба по теме «Терапевтическое значение сказок».
6. Консультация «Игры для непосед».
7. Мастер-класс для родителей «Куклы своими руками».
8. Консультация «Использование природных факторов для закаливания детей летом».
9. Рекомендации родителям по подбору музыкальных произведений для прослушивания с детьми.
10. Информационный журнал «Ребёнок 5-ти лет».
11. Оформление стенгазеты «Вот и лето пролетело».