Кузнецова Нина Васильевна
Перспективный план работы по ознакомлению детей с трудом взрослых в разновозрастной дошкольной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«В мире профессий»
Актуальность. Раннее начало подготовки детей к выбору будущей профессии заключается в том, чтобы познакомить их с различными видами труда, тем самым облегчить самостоятельный выбор в дальнейшем. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь.
Публикация «Перспективный план работы по ознакомлению детей с трудом взрослых в разновозрастной дошкольной группе» размещена в разделах
Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.
Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации. Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий).
Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы с учетом ФГОС ДО.
Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней.
Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.
Цель:
• сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий,
• предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Задачи:
• обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности,
• формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
• закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;
• стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
• воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;
• помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
Интеграция образовательных областей:
• Социально-коммуникативное развитие.
• Развитие речи.
• Художественно-эстетическое развитие.
• Познавательное развитие
• Физическое развит
Работа с семьей :
- Беседа с родителями «Роль семьи в формирование интереса у детей к миру профессий».
- Познакомить детей с профессиями мамы, папы.
- Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм, оснащение атрибутами РППС.
- Конкурс стенгазет «Профессии моей семьи»
Виды педагогической деятельности:
- НОД;
- Информационно – познавательная;
- Наблюдения за трудом взрослых;
- Коммуникативная деятельность;
- Целевые прогулки и экскурсии;
- Совместно трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация трудовых действий;
- Самостоятельная деятельность;
- Художественно-творческая деятельность;
- Игровая деятельность;
- Взаимодействие с семьями воспитанников
Алгоритм ознакомления с профессией.
• Название профессии
• Место работы
• Материал для труда
• Форменная одежда
• Орудия труда
• Трудовые действия
• Личностные качества
• Результат труда
• Польза труда для общества.
Ожидаемые результаты:
• у детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового
• процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности,
• активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к
профессиям взрослых, разовьется чувство уважения к людям разных профессий
Месяц Вид деятельности
Сентябрь 1. Беседа «Зачем человек трудится». Цель: уточнить понятия «труд», «профессия»; закрепить представление об общественной значимости трудовой деятельности людей; рассказать детям о том, что человек должен творчески относиться к любому делу, проявлять самостоятельность, выдумку, интерес к выполняемой работе.
2. Беседа «Кто работает в детском саду». Цель: уточнить и расширить представления детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда; воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада; развивать логическое мышление, воображение. Встреча с мамой Щербакова Андрея, она воспитатель детского сада
3. Экскурсии по детскому саду (прачечная, кухня, кабинет медсестры
4. Д. И «Кому что нужно для работы?
5. Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т. п., необходимых для работы людям
.
Октябрь 1. Беседа на тему «Кто работает в библиотеке». Цель: расширить и обобщить представления детей о библиотеке, о профессии библиотекаря; воспитывать бережное отношение к книге. Экскурсия в библиотеку.
2. Беседа на тему «Кто работает на стройке». Цель: познакомить детей с некоторыми строительными профессиями; формировать умение устанавливать взаимосвязь труда людей разных строительных профессий; уточнить и расширить словарь по теме.
Ноябрь 1. Рассказ воспитателя на тему «Профессии службы быта». Цель: дать детям представление о работе различных служб быта (фотоателье, обувная мастерская и т. д.); формировать умение составлять рассказы о профессиях по предметным картинам с опорой на план.
2. Беседа с детьми на тему «Это – ферма». Цель: формировать у детей интерес к людям новых профессий (фермер); расширять представление о труде сельских жителей; продолжать воспитывать уважение к людям, работающим в сельском хозяйстве.
3. Беседа с детьми на тему «Кто лечит животных». Цель: дать детям представление о труде ветеринара; продолжать формировать интерес к трудовой деятельности взрослых, показать ее значимость для общества; способствовать формированию ценностного отношения к труду.
4. С. Маршак «Почта»
Декабрь 1. Беседа на тему «Труд людей зимой». Цель: закрепить представления детей об основных признаках зимы; знакомить с трудом людей в зимний период; формировать умение моделировать предложения по опорным картинкам; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением; развивать мышление на основе упражнений в классификации, моторно-двигательные навыки; воспитывать интерес к окружающему миру.
2. Экскурсия на кухню. Цель: уточнять представления о труде повара; воспитывать у детей уважение к труду людей разных профессий.
3. Рассказ воспитателя на тему «Труд художника, писателя, композитора». Цель: дать детям представление о труде людей творческих профессий
Январь 1. Д/и «Кто знает больше профессий». Цель: закрепить понятие «профессии»; ввести в активный словарь детей названия профессий.
2. Д/и «Инструменты. Орудия труда». Цель: закреплять представления детей о предметах ближайшего окружения, умение классифицировать предметы по общим признакам, по назначению и т. д.
3. Беседа на тему «Платье для Золушки». Цель: обобщить и расширить представления детей о труде работников ателье; познакомить с некоторыми видами тканей; уточнять и расширять словарный запас по теме «одежда»; формировать умение различать и называть сезонную одежду. развитие:Чтение художественной литературы С. Михалков «А что у вас?»
4. Экскурсия в магазин
Февраль 1. Беседа на тему «О труде врача, медсестры». Цель: расширять представления о профессии врача; формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья; закрепить правила поведения в поликлинике. Пригласили в гости маму Соколовой Алисы, она работает старшей медицинской сестрой в поликлинике.
2. Беседа на тему «Профессия – продавец». Цель: дать детям представление о профессиях людей, работающих в магазине (продавец, кассир, товаровед, грузчик, водитель, уборщица, директор магазина); уточнять представления о профессии продавца; совершенствовать представления о способах классификации предметов по типовым признакам; воспитывать культуру общения; развивать познавательную активность детей.
3. Беседа на тему «Героические профессии». Цель: формировать у детей представления о службах, входящих в систему обеспечения безопасности города (служба спасения, пожарная охрана, полиция, скорая помощь, служба газа); учить детей ценить мужество и героизм людей этих профессий, воспитывать уважительное отношение к ним. Экскурсия к самолёту,танку.
4. К. Чуковский «Доктор Айболит»,
Март 1. Рассматривание серии демонстрационных картин «Мамы всякие нужны. Детям о профессиях». Цель: формировать представления детей о женских профессиях; развивать связную речь, умение отвечать полными, распространенными предложениями, составлять описательный рассказ по предметной картине по плану, предложенному воспитателем.
2. Оформление мини-музея
1. Беседа на тему «Профессии на транспорте». Цель: формировать представления детей о профессиях людей, связанных с работой на транспорте; расширять представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях; формировать обобщенное понятие «профессия», обогащать активный словарь; развивать внимание, память, мышление; воспитывать уважение к труду взрослых.
1. Чтение глав из книги Т. Потаповой «Беседы с дошкольниками о профессиях».
Апрель 1. С/р игра «Космонавты, в полет!». Цель: формировать у детей представления об освоении космического пространства человеком через ознакомление с профессией космонавта; развивать представления о науке и технике.
2. Чтение художественной литературы (Д. Родари «Чем пахнут ремёсла»,
Май
Литература:
1. Арушанова А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника : Методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2011. 80 с.
2. Белая К. Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., Прокопович О. И., Рымаренко Л. В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М. : УЦ «Перспектива». 2013. – 104 С.
3. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2012.- 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ» (5)
+ В Мои закладки