Светлана Романцова
Перспективный план работы кружка по формированию представлений об эмоциональных состояниях человека
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребёнка, взрослые часто забывают о важности его эмоционально - личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка.
Можно ли научить ребёнка различать эмоциональное состояние – своё и других людей? Это очень важно, так как успех любой деятельности определяется эмоциональным отношением к ней. Малышей нужно учить различать основные эмоции, выражать их с помощью мимики, жестов, видеть связь между поступками и настроением. Это также очень важно для свободного общения со сверстниками и взрослыми, что помогает избежать многих неприятностей, связанных с вхождением в новый школьный мир.
Публикация «Перспективный план работы кружка по формированию представлений об эмоциональных состояниях человека» размещена в разделах
Из практики своих наблюдений за детьми я заметила, как часто в детском коллективе вспыхивают ссоры и конфликты из-за неумения детей общаться, налаживать отношения с окружающими людьми. Поэтому я спланировала свою работу с детьми по формированию представлений об эмоциональных состояниях.
Перспективный план работы кружка
Цель: формирование представлений об эмоциональных состояниях человека.
Выражение собственного эмоционального состояния (радость, обиду, гнев, удивление) мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией.
Распознавание своего внутреннего эмоционального состояния и эмоционального состояния взрослых и сверстников.
Адекватное реагирование на эмоции других.
Обогащение словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоциональные состояния.
Кратность проведения занятий: 1 раз в неделю, продолжительностью 20 минут.
Методическое сопровождение:
Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль., 1997.
Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников : занятия, игры. М., 1999.
Твоё имя/составитель И. Воробьёва. М., 2000.
Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1995.
Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб., 2000.
Князева О. Л., Стёркина Р. Б. Я, ты, мы: Учебно – методическое пособие по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. М., 1999.
сентябрь
Я и Я.
“Тайна моего имени”
“Автопортрет”
Цель:
• Способствовать осознанию ребёнком своего имени.
• Дать детям представление о том, для чего в разных ситуациях общения нужны глаза, уши, нос, рот, руки.
Упр-е «Зеркало»
Упр-е «Я глазами других»
Релаксация «Улыбка»
Слушание музыки
Д/и «Мои помощники»
Д/и «Хорошо-плохо»
октябрь
“Мой внутренний мир”
“Мой любимый сказочный герой”
Цель:
• Учить различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол).
• Формировать адекватную самооценку.
Д/и «Встреча
сказочных героев»
Д/и «Волшебная дорожка»
Этюд «Сказка»
Релаксация «Цветок»
ноябрь
Я и другие.
“Мы так похожи”
“Мы такие разные”
Цель:
• Предотвратить возможность возникновения у детей социальной дезадаптации.
• Сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребёнку почувствовать себя более защищённым.
Д/и «Четвёртый лишний»
Упр-е «Комплимент»
Упр-е «Назови ласково»
Решение проблемных
ситуаций
декабрь
“Язык жестов и движений”
“Давайте жить дружно”
“Мальчики и девочки”
• Дать детям начальные знания о культуре жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы.
• Дать представление о внешности и манере держаться у представителей разных полов и необходимости оказания помощи друг другу в игре и совместной деятельности.
Д/и «Я и другие»
Д/и «Заболевшие вещи»
Этюд «Мои помощники»
Моделирование
Практическая ИЗО
деятельность
Релаксация «Бабочка»
Решение проблемных
ситуаций
январь
Я и мои эмоции.
“Радость”
“Печаль”
Цель:
• Дать детям первичные знания о некоторых базовых эмоциях : радости, печали.
• Учить детей различать эмоции по их схематическим изображениям.
• Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства (мимику, пантомимику, интонацию).
Развивать у детей эмпатию (способность к сопереживанию).
Д/и «Я радуюсь когда…»
Д/и «Мне грустно когда…»
Игры-сравнения
Д/и «Про обидку
и грустинку»
Упр-е «Посмеёмся
над страхами»
Моделирование
февраль
«Гнев»
«Удивление»
Цель:
• Дать детям первичные знания о некоторых базовых эмоциях : гневе, удивлении.
• Учить детей различать эмоции по их схематическим изображениям.
• Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства (мимику, пантомимику, интонацию).
Развивать у детей эмпатию (способность к сопереживанию).
Этюд «Баба-Яга»
Упр- е «Прогони злость»
Д/и «Круги-Луллия»
Д/и «Раз, два, три…»
Релаксация «Ручеёк»
Практическая ИЗО
деятельность
март
«В мире эмоций»
“Наши эмоции” (итоговое занятие по разделу)
Цель:
• Закреплять умение различать эмоции по их схематическим изображениям.
• Тренировать детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства (мимику, пантомимику, интонацию).
• Продолжать развивать у детей эмпатию (способность к сопереживанию).
Д/и «Круги Луллия»
Д/и «Волшебная дорожка»
Упр-е «Глаза в глаза»
Упр-е «Передай настроение»
Моделирование
Релаксация «Солнышко»
апрель
Я и животные
“Мой ласковый и нежный зверь”
“Общение с животными”
Цель:
• Дать знания о том, чем человек отличается от животных.
• Учить наблюдать за животными, играть с ними, заботиться о них.
• Учить изображать животных, используя различные выразительные средства.
• Помогать преодолевать возможный страх.
Д/и «Мы пожалели
обиженных зверят»
Д/и «Что будет если…»
Уп-е «Что чувствует кошечка»
Игры-сравнения
Этюд «Смелые ребята»
Практическая ИЗО
деятельность
май
Я и моя семья
“С кем я живу”
“Правила домашнего этикета”
Цель:
• Воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному – маме.
• Учить детей выражать внимание и сочувствие к маминой заботе обо всех членах семьи и её труду.
• Учить детей понимать свою роль в семье.
• Учить детей ценить хорошие отношения, получать радость от общения со своими близкими и предлагать им посильную помощь.
Д/и «Моя семья»
Д/и «Заболевшие вещи»
Д/и «Хорошо-плохо»
Упр-е «Поможем маме»
Игры-прогнозы
«Что будет если…»
Этюд «Котёнок который хотел порадовать свою маму»