Оксана Кадыкова
Перспективный план по разделу «Речевое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
1.«Описание игрушек – кошки и собаки»
Цель:Учить составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида; активизировать слова, обозначающие действие и состояние (глаголы); учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; закреплять произношение пройденных звуков [у], [а], [г], [к], [в]; учить правильно произносить в словах звуки [с] - [с'], выделять в речи слова с этими звуками; закреплять представления о значении терминов «слово», «звук»; учиться вслушиваться в звучание слов.
Материал: Игрушки – кошка, собака, машина, слон, лиса, гусь, лягушка.
О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», стр. 104
Публикация «Перспективный план по разделу „Речевое развитие“» размещена в разделах
2. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»
Цель: Учить составлять рассказ по картине совместно с воспитателем и самостоятельно; учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта (по аналогии с содержанием картины); учить соотносить слова, обозначающие названия животных, с названиями их детенышей; активизировать в речи слова, обозначающие действия (глаголы).
Материал: Картина «Кошка с котятами»; игрушки (кошка и котята, собака и щенята, курица и цыплята, утка и утята); сорока (картинка).
О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», стр. 108
3. Описание игрушек – собаки, лисы. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек
Цель:Учить при описании игрушки называть ее признаки, действия, связывать между собой предложения; закреплять умение соотносить названия животных с названиями их детенышей, упражнять в использовании форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных; формировать представления о предлогах за, под, на, в, навыки их применения в речи; укреплять артикуляционный аппарат, отрабатывать навыки правильного произношения звуков: [с] - [с'] изолированных, в словах и фразах; учить произносить звук [с] длительно, на одном выдохе отчетливо и внятно проговаривать слова.
Материал: Картинки с изображениями предметов и животных, в названии которых есть звук [с] (8 шт.) и нет этого звука (8 шт.); игрушки (собака, лиса, белка и бельчата, слон и слонята, крольчиха и крольчата, свинья и поросята); ширма; большой кубик.
О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», стр. 110
4. Составление описательного рассказа о питомцах
Цель:Учить составлять описание игрушки, называть характерные признаки и действия, подводить к составлению короткого рассказа на тему из личного опыта; обогащать словарь правильными названиями окружающих предметов (игрушек, их свойств, действий, которые с ними можно совершать; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; продолжать знакомить с термином «слово», закрепить произношение звука [с] в словах и фразах, учить подбирать слова со звуком [с] и вслушиваться в их звучание.
Материал: Игрушки – кошка, собака.
О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», стр. 113
5. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок»
Цель:Учить составлять рассказ исходя из набора игрушек; активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов; учить согласовывать прилагательные с существительными в форме множественного числа; закрепить правильное произношение изолированного звука [з], учить различать на слух разные интонации, пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания.
Материал: Игрушки – кукла, котенок, собака, блюдце.
О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», стр. 116
6. Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»
Цель:Учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей; учить пользоваться точными наименованиями для называния детенышей животных, употреблять форму повелительного наклонения глаголов.
Материал: Игрушки – собака, зайчиха, крокодил, щенки, зайчата, крокодильчики, бегемотики (по 2 шт.); игрушечная лесенка с тремя ступеньками
О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», стр. 118
7. Составление сюжетного рассказа по ролям
Цель:Формировать навыки диалогической речи, учить самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них;активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов, учить подбирать точные сравнения; учить понимать и активно использовать в речи интонацию удивления, радости, вопроса, вслушиваться в звучание слов, выделять в словах заданный звук.
Материал: Игрушки – козленок, зайчонок, коза, корова.
О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», стр. 120
8. Придумывание загадок-описаний об игрушках
Цель:Учить описывать предмет, не называя его; развивать диалогическую речь, учить задавать вопросы и отвечать на них; активизировать в речи детей глаголы, прилагательные; упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и косвенных падежах; продолжать знакомить с термином «слово», учить вслушиваться в звучание слов.
Материал: Ширма, Петрушка; игрушки – мяч, матрешка, барабан, машина, кукла, корова, утенок, султанчики.
О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», стр. 122
9. Составление рассказа-описания по лексической теме «Мебель»
Цель:Учить высказываться на тему из личного опыта, предложенную воспитателем; учить правильно называть предметы мебели, познакомить с их назначением; уточнить понятие «мебель»; учить правильно использовать в речи предлоги и наречия с пространственным значением: посередине, около, у, сбоку, перед; активизировать в речи сложноподчиненные предложения.
Материал: Фланелеграф; плоскостные геометрические формы из бумаги для конструирования кукольной мебели.
О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», стр. 125