Маргарита Семенкова
Перспективное планирование по формированию экологической культуры у детей в средней группе
▼ Скачать
Январь
ТЕМА ЦЕЛИ ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ОБОРУДО-ВАНИЕ
1. Мы - ветры Составить у детей представ-ление о ветре, закреплять знания о воздухе, обогатить словарь. Вентилятор, освежа-ет, движение возду-ха. Вентилятор, ку-сочки ткани, та-релки с подкра-шенной водой, бумажные кораб-лики.
2. Растение – живое суще-ство. Дать детям обобщенное представление о растениях (живое существо, у которого есть корни, чтобы дышать, держаться, питаться; стебель, чтобы доставлять питатель-ные вещества из земли дру-гим органам; листья, чтобы улавливать свет, дышать; растения живут на земле и в воде; для их роста и развития нужны почва, влага, свет, тепло). Познакомить с клас-сификацией растений: дере-вья, кусты, травы. Выяснить как дети понимают необхо-димость растений для чело-века и животных. Обогатить и активизировать словарь детей. Воспитывать береж-ное отношение к растениям. «Растения – земли украшения», кисло-род Иллюстрации де-ревьев, кустов, травы, таблица-схема (рост рас-тений, дыхание, семена, плод, части растений.
Публикация «Перспективное планирование по формированию экологической культуры у детей в средней группе» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
3. Сравнение бе-лого и бурого медведя. Дать детям представление об образе жизни медведей, их приспособлении к при-родным условиям. Сравни-вать белого и бурого медведя по внешности, образу жизни, характеру питания, месту обитания. Обогатить и акти-визировать словарь детей, воспитывать любовь и бе-режное отношение к природе и животным. Антарктика, бурый, берлога, спячка. Иллюстрации бу-рого и белого медведей, берло-ги.
4. Зачем зимой снег. Закрепить у детей знания ос-новных свойств снега (цвет, состояние в разную погоду, способность сохранять теп-ло, очищать воздух, таять в помещении, дать представ-ление о том, где и как рожда-ется снег, какую роль играет в жизни природы зимой. Ак-тивизировать и обогащать словарный запас детей. Кристаллики, вод-ные пары, ручей
Искусственные снежинки, три стакана со снегом, холодная, теплая, горячая вода.
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
1. Работа с календа-рем наблюдений за птицами, за ростом луковиц.
2. Игровое упражне-ние с разрезными картинками «Со-ставь животное».
3. Рассматривание зимних узоров на стекле. Рассказ воспитателя о том, почему они появ-ляются.
4. Создание совме-стно с воспитате-лем дидактиче-ской игры «Кто где живет, что где растет».
5. Чтение рассказа «Зимующие пти-цы».
1. Работа с календа-рем наблюдений за ростом луко-виц.
2. Игровое упражне-ние «Дорисуй жи-вотное».
3. Рассказ воспита-теля об исчезаю-щих животных. Беседа о причинах их исчезновений.
4. Совместная ап-пликация «Каких животных я бы хотел иметь».
5. Рассказ воспита-теля о значении животных в жизни человека (животные одевают человека, предупреждают об опасности и др.).
1. Работа с календа-рем наблюдений за природой.
2. Чтение стихов «Опять проспал» или др. о медве-дях.
3. Подвижная игра «Снежные круги».
4. Рассказ воспита-теля об отличии диких и домашних животных.
1. Пальчиковое ри-сование «Деревья в снегу».
2. Лепка «Дикие жи-вотные».
3. Игра «Угадай по описанию» (о жи-вотных).
4. Упражнение в со-ставлении из ил-люстраций «пи-щевых» цепочек (семена шишки – белка – куница; зерна пшеницы – мышь - сова).
5. Опыты со снегом и льдом для опре-деления их физи-ческих свойств.
ПРОГУЛКА
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Наблюдение за пти-цами на участке.
Осмотр участка: кто обедал в птичьей сто-ловой.
Подкормка птиц се-менами растений, за-готовленными осе-нью.
Наблюдение за про-бегающими кошками, собаками.
Определе-ние, кому принадле-жат следы на снегу.
Д Е К А Б Р Ь
ТЕМА ЦЕЛИ ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ОБОРУДО-ВАНИЕ
1. Экскурсия в зимний парк. Сформировать представле-ние о зиме как времени года, научить детей подмечать ха-рактерные признаки зимних явлений в неживой и живой природе, сравнивать зиму с летом (долгота дня и ночи, погода, вид деревьев). Спо-собствовать воспитанию любви к родной природе. Вьюга, метель, сне-гопад, зимующие, линяют, шерохова-тый ствол, корявые ветки.
2. Условия для роста расте-ний. Создать представления об условиях для роста и разви-тия растений (свет, тепло, почва, влага, познакомить детей с основными потреб-ностями комнатных растений (полив, удаление пыли, рыхление, научить выбирать вид ухода, необходимые инструменты, ухаживать за комнатными растениями. Ухаживать, опры-скивать, рыхлить, условия, прорастать, исчезновение, Крас-ная книга. Иллюстрации летнего луга, Красная книга или иллюстрации из нее, семена фа-соли, гороха.
3. Как звери в лесу живут. Научить детей определять и понимать приспособленче-ские признаки животных к природе в разное время года. Создать представление о том, что лес – среда обитания растений и животных. Обогатить и активизировать словарь детей. Куница, ласковая, заботливая, запасы лета, подросли, по-взрослели. Иллюстрации: «Медведь и мед»; в зимнем, осен-нем, летнем лесу; «Белка с бельчон-ком» летом, осе-нью, зимой; му-зыкальное сопро-вождение.
4. Через добрые дела можно стать юным экологом. Познакомить детей с поняти-ем «юный эколог» (ребенок, любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отноше-нию к природе. Обогатить и активизировать словарь де-тей. Юный эколог Модель «Сухое (несчастное) де-рево», ватман с нарисованной кормушкой, кар-тинки с зимую-щими и кочую-щими птицами, медальоны на ка-ждого ребенка.
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
1. Игра «С чьей вет-ки детки»(с пло-дами и семенами растений).
2. Слушание фраг-ментов из зимней тематики «Време-на года» П. И. Чайковского.
3. Игровое упражне-ние «Назови части растения».
4. Рисование зимне-го парка.
5. Рассматривание иллюстраций «Дикорастущие и культурные рас-тения».
6. Разучивание сти-хотворения «Мо-роз» Е. Благинина.
1. Игровое упражне-ние «Какие быва-ют растения».
2. Рассматривание иллюстраций рас-тений.
3. Рассказ воспита-теля о значении растений в приро-де и жизни чело-века. 1. Посадка луковиц с ведением кален-даря наблюдений.
2. Работа с календа-рем наблюдений за погодой и при-родой.
3. Игра «Времена года».
4. Игровое упражне-ние «С кем дру-жит ель» (с кле-стом – питается семенами, зайцем – прячется под ветки, белкой, мышкой и т. д.).
5. Игра «Кто больше назовет кустарни-ков, деревьев, трав».
6. Рассматривание картины Шишки-на «Зима».
1. Работа с календа-рем наблюдений за ростом луко-виц.
2. Знакомство с ис-чезающими рас-тениями. Беседа о причинах их ис-чезновений.
3. Опыты со снегом (снег сохраняет тепло: одну бу-тылку с водой за-копать в снег, другую оставить на поверхности почвы).
4. Чтение сказки «Мороз Иванович или др. на зим-нюю тематику».
5. Разучивание сти-хов.
ПРОГУЛКА
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Наблюдение за расте-ниями на участке.
Развешивание кор-мушек для птиц.
Наблюдение за расте-ниями на участке.
Наблюдение за пого-дой. Подгребание снега к стволам деревьев, кустарников, под-кормка птиц.
Ф Е В Р А Л Ь
ТЕМА ЦЕЛИ ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ОБОРУДО-ВАНИЕ
1. Экскурсия в парк.
Научить детей подмечать зимние изменения в природе в феврале (В конце месяца бывают предвесенние отте-пели, начинается капель; но-чью, когда подмораживает, образуются сосульки; снег тает, уплотняется, теряет свою белизну, если после оттепели похолодает, на нем образуется твердая ледяная корка – наст; кочевые птицы перекочевывают к северу). Активизировать и обогащать словарный запас детей, вос-питывать бережное от
ноше-ние к живой и неживой при-роде. Наст, предвесенняя оттепель, нахохлив-шись.
2. Кто такие до-машние жи-вотные? Проверить, знают ли дети домашних животных, какую пользу они приносят челове-ку. Тренировать в отгадыва-нии загадок. Активизировать и обогащать словарный запас детей. Способствовать раз-витию творческого вообра-жения (через рисование жи-вотных и интерес к миру природы). Верблюжий, верб-люжата. Иллюстрации де-ревни и леса, кар-точки с дикими и домашними жи-вотными, схема «Что получает че-ловек от живот-ных».
3. Знакомство детей с водой и ее свойст-вами. Дать детям представление о воде, ее свойствах (прозрач-ность, текучесть, три состоя-ния: жидкое, пар, лед). Учить детей последовательно изла-гать свои мысли, правильно строить свою речь, обогатить словарный запас, будить ин-терес к природе, ее явлени-ям.
Растекается, бес-цветное, прозрачная, кипящая, гидроэлек-тростанция.
Тазики, баночки, стаканы, вода, лед, пуговицы, камешки, элек-троплита.
4. Итоговая бе-седа о зиме. Закрепить у детей знание ха-рактерных признаков зимних явлений в природе, дать представление о ее охране зимой. Развивать логическое мышление, активизировать и обогащать словарный запас, развивать быстроту реакции.
Пороша, пурга, го-лоледица. Иллюстрации зимнего леса, го-рода, зимующих птиц, снегоубо-рочной техники.
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
1. Игровое упражне-ние «Нарисуй жи-вотное по точ-кам». Работа с ка-лендарем наблю-дений за птицами.
2. Наблюдение за погодой: иней на деревьях – к моро-зу; зима морозная – лето жаркое.
3. Игры «Где чей домик», «Зима в природе».
4. Чтение рассказов о зиме.
1. Загадывание зага-док о животных.
2. Разгадывание кроссворда о жи-вотных.
3. Чтение рассказов о животных зи-мой.
4. Лепка животных.
5. Игра-имитация «Изобрази живот-ное».
1. Работа с календа-рем наблюдений за природой.
2. Составление кол-лективного рас-сказа «Как мы по-могали зимовать птицам участка».
3. Чтение рассказа «Тайны леса» Д. Зуева или др. со-звучного по со-держанию.
4. Рассматривание иллюстрации «Строение чело-века». Рассказ воспитателя о том, что человек – жи-вое существо и что для жизни нужны чистая во-да, воздух, жили-ще и др. благо-приятные условия.
5. Рассказ воспита-теля о том, как зимуют животные.
1. Опыт. Внесение срезанных веток в групповую комна-ту. На каких из них распустятся быстрее листья и почему?
2. Предложить детям составить рассказ «Как зимует бел-ка». Игровое уп-ражнение «Назови охраняемых жи-вотных, раскрась их».
3. Рассматривание иллюстрации с зимним пейзажем.
ПРОГУЛКА
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Наблюдение за ко-чующими птицами.
«Угадай птиц по сле-дам на снегу».
Наблюдение за пти-цами в течение дня, в разную погоду.
Наблюдение за со-стоянием раститель-ности зимой.