Ольга Шитикова
Педсовет с элементами деловой игры «Познавательное развитие детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Формировать знания о понятии «культура познания»;
2. Способствовать умению педагогов использовать методы познания, умея делить их на группы: эмпирические, теоретические, общенаучные;
3. Закреплять знания педагогов в деловой игре «Особенности познавательного развития у детей дошкольного возраста»;
Публикация «Педсовет с элементами деловой игры „Познавательное развитие детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
4. Организовать обмен опытом в образовательной области «познание»;
5. Способствовать объединению коллектива для работы над единой целью – воспитание детей
Предварительная работа
1. Консультация «Воспитание познавательных интересов и любознательности у дошкольников в ФЭМП.
2. Открытые мероприятия:
- обр. область «Познание» - «Чудесная сила магнита» - под. гр.
- обр. обл. «Познание» - «Играем в математику» - средняя гр.
- обр. обл. «Познание» - Моделирование сказки «Теремок»
3. Подборка вопросов для деловой игры «Особенности познавательного развития»
1. Главные задачи познавательного развития :
развитие общих познавательных способностей : умение наблюдать, отбирать необходимую информацию, обобщать способы собственной деятельности и т. д.
Формирование культуры познания
Освоение языка, развитие речи и познание окружающего мира наиболее активно происходит в процессе овладения культурой как совокупностью объектов, которые представляют ценность для ребенка и возникают в результате деятельности. Именно культура обеспечивает получение новых знаний о мире, является средством включения ребенка в социальную жизнь, усвоения им социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу.
Понятие «Культура познания» стало применяться сравнительно недавно в философии, психологии, педагогике. В науке чаще употребляются сходные, но более узкие или более широкие понятия «культура мышления», «культура учебно-познавательной деятельности и др. Тем не менее, культура познания представляет собой важное качество познавательной деятельности, которое характеризуется единством сознательно поставленной цели, целесообразных способов, средств познания и результата, адекватно отражающего предмет познания. Культура познания как качества личности формируется эффективно, если учитываются познавательные потребности ребенка и его мотивы, личностные смыслы, его эмоциональное отношение к предмету, процессу, результату познания и способность личности к произвольному управлению познавательной деятельности.
Модель культуры познания (по Е. Ю. Гончаровой) представлена как совокупность компонентов: побудительного, технологического, эмоционально-оценочного, управленческого и смыслового (кн. Дети-билингвы в детском саду под ред. Н. В. Микляевой).
Методы познания :
- наблюдение (качественное, активное);
- описание наблюдаемого (точное, полное, логичное);
- экспериментирование (Результативное, знания соотносит с жизнью; пользуется зрительным соотнесением; не делает ошибок.);
- обследование (активное, дифференцирует основные и второстепенные признаки;. находит скрытые признаки и свойства предмета.);
- измерение (самостоятельно использует разные приемы измерения);
- абстрагирование (успешное абстрагирование предмета путем выделения в нем одних признаков и отвлечения от других);
- мыслительный эксперимент (наличие логики, учитывает признаки предмета);
- формализация (активная, результативная, разнообразная; находит нужный символ, умеет найти точное слово; может проводить исследование новых свойств чисто формальным путем, оперируя чисто символами, без непосредственного обращения к объекту);
- аксиоматический (на основе утверждений делает логические выводы; строит определения на основе исходных положений);
- гипотеза (в гипотезе имеются условие, логика выполнения и предполагаемый результат);
- анализ (осуществляет анализ в соответствии с поставленной целью);
- синтез (объединяет составные части в одно целое, осмысленно употребляет полученный результат в речи);
- индукция (самостоятельно делает содержательный вывод на основе частного);
- дедукция (делает частный вывод на основе общих знаний);
- аналогия (быстрая, правильная);
- моделирование (активно преобразует материал, достигая разнообразия вариантов).
2. Деловая игра «Особенности познавательного развития» /закрепление знаний/
-Какой математический знак можно поставить между словами «воспитание»
и «образование»?
/Знак =, так как, воспитывая ребенка, мы его обучаем, а обучая ребенка, занимаемся и его воспитанием/
-Дать определение слову «познание».
/Это знакомство ребенка с окружающей действительностью, эмоциональное освоение мира/
-Что является объектом познания детей ясельного возраста?
/Рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы/
-Формы работы с детьми ясельного возраста по познавательному развитию.
/Наблюдения, исследования и экспериментирование, предметно-манипулятивная игра, встречи с природой, рассказы взрослых/
-Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.
/Аквариум – «исследовательская лаборатория» : плавает – не плавает, мокрый – сухой; извлечение звуков; исследование поверхности предметов/
-Объекты наблюдения для детей 3-4 лет.
/Наблюдение за объектами и предметами непосредственного окружения, привлекающих их внимание/
-Перечислите познавательные аспекты на занятиях физической культурой.
/Знакомство с движениями и их влиянием на организм, знание того, где эти движения пригодятся в жизни; познание своего тела и его функций, правила ухода за своим телом; знакомство с техникой выживания в критических условиях/
-Отличительная особенность в познании детей 3-4 лет.
/Вижу – действую с предметами ближайшего окружения и знакомыми явлениями/
-Новая форма познания у детей 4-5 лет.
/Способны понимать слово воспитателя без наглядности/
-Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет.
/Самостоятельность в познании, воспитатель создает условия и руководит процессом познания/
-Назовите формы работы по познавательной деятельности у детей 5-6 лет.
/Беседы педагога с детьми, познавательные рассказы педагога, чтение познавательной литературы, разбор проблемных ситуаций и их решение, разгадывание загадок, просмотр телефильмов и телепередач познавательного характера/
-Формы работы по развитию познавательной деятельности 6-7 лет.
/Информационные занятия, познавательные практикумы, игровые мероприятия, самостоятельная поисковая деятельность вне занятий/
-Что дает для развития детей освоение причинно-следственных связей?
/Обогащение и становление познавательной сферы, умственное развитие/
-Какой вид деятельности становится ведущим в 3 года?
/Ролевая игра/
-В каком возрасте ребенок наиболее интенсивно осваивает родной словарь?
/3-4 года/
-В каком возрасте в словаре ребенка появляются абстрактные понятия?
/5-6 лет/
-В каком возрасте ребенок может применить свои понятия в играх, выдумывая сюжет сам?
/6 лет/
-Назовите три главных момента подготовки ребенка к школе.
/Общее развитие, воспитание умения произвольно управлять собой, формирование познавательной мотивации/
-В каком возрасте у детей появляется юмор? И какие формы работы способствуют его развитию?
/В 4-5 лет. Картинки-путаницы, рассказывание небылиц/
-Основные пути работы воспитателя по познавательной мотивации.
/Стимулирование познавательной активности, любознательности, стимулирование и оценка/
- Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития социальной и познавательной активности?
/игра/
- Что в первую очередь влияет на формирование человеческой личности?
/воспитание, социальная и природная среда, наследственность/