Ольга Павлова
Педагогоический проект «Азбука соленого теста»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Тестопластика – лепка декоративных изделий из солёного теста, является одним из видов художественного творчества и является мощным способом развития у детей умственной активности, творчества, художественного вкуса и многих других качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.
В процессе занятия тестопластикой все выше перечисленные качества развиваются особенно, так как любой предмет имеет объём, он воспринимается ребёнком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Лепка из теста, как деятельность, в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предмета между собой, определяют их размеры (длину, толщину). Занятие лепкой способствует развитию чувство осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает пальцами, причём чаще всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи.
Публикация «Педагогоический проект „Азбука соленого теста“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Тестопластика. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2022
Таким образом, лепка развивает мелкую моторику, что в свою очередь влияет на развитие речи и мышления, способствует развитию трехмерного восприятия формы, умения чувствовать и передавать изобразительными средствами объем и пространство, воображение, креативность, снимает эмоциональное напряжение.
У ребенка формируются предпосылки учебной деятельности: умение ставить цель, искать и находить решения проблем, выбирать средства и реализовывать свой замысел, осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт.
Происходит развитие качеств творческой личности: любознательности, высокой познавательной активности, высокого интеллектуального потенциала, стремления к самосовершенствованию.
Поэтому в последние годы среди педагогов дошкольных учреждений возрос интерес к соленому тесту, как материалу для лепки с детьми. Этот интерес объясняется тем, что соленое тесто простой и доступный материал в условиях детского сада, который без особых хлопот и без обжига обеспечивает достаточную сохранность готовых поделок. Соленое тесто обладает высокими пластическими свойствами и дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы, возможность декоративного оформления изделий из него. Во время работы с этим материалом ребенок испытывает радость и наслаждение от его пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки, от результатов своего труда. И хотя создание поделок из соленого теста часто сопряжено со сложностью технического выполнения, в преодолении трудностей дошкольники получают удовольствие и эмоциональное удовлетворение. Дошкольники с большим увлечением изготавливают поделки из соленого теста, которые затем охотно используют в своих играх, дарят родителям и друзьям. Детские работы украшают интерьер детского сада.
Именно поэтому актуально становится разработка педагогического проекта по художественно-эстетическому развитию воспитанников старшей группы 5-6 лет «Азбука соленого теста».
Воспитание современного ребенка и его познавательных способностей – это приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности активные, инициативные, любознательные, стремящиеся получит новые знания, эмоционально-отзывчивые, уважающие старших, владеющие основными культурными привычками и навыками самообслуживания.
Цель проекта
Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей в художественно-эстетическом и познавательном развитии воспитанников.
Задачи проекта
Образовательные:
— способствовать формированию умения применять теоретические и практические знания (творческие способности) в нестандартных практических заданиях;
— обучать детей приёмам лепки из солёного теста;
— формировать сенсорные этапы: цвет, форма, величина, развивать тактильную чувствительность рук;
— побуждать интерес к работе с тестом;
— приобщать детей к процессу лепки из солёного теста; — формировать представление о предметах;
— привлекать к воспроизведению предметов или
образов.
Развивающие:
— развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование;
— развивать навыки лепки простых форм (цилиндр, диск, палочка, шарик);
— развивать мелкую моторику, синхронизировать работу общих рук.
Воспитательные:
— содействовать поддержанию интереса к творчеству, формированию умения трудиться в коллективе;
- воспитывать усидчивость;
— пополнить предметно — развивающую среду.
Задачи:для педагогов :
• Вовлекать родителей в совместную деятельность по вопросам социализации и художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Для социальных партнеров:
Задача для родителей:
• Вовлекать детей в совместную деятельность с детьми и педагогами.
Целевая группа
Дети
Родители
Партнеры Воспитатель
Ожидаемый результат
В результате внедрения данного проекта предполагаются следующие результаты:
Расширение детского кругозора, развитие мышления, памяти, мелкой моторики рук;
Высокая заинтересованность, удовлетворяющая потребность ребенка в деятельности;
Получение возможности фантазировать, изобретать;
Творческое самовыражение воспитанников;
Повышение заинтересованности родителей в развитии личности ребенка и формирования его креативности.
Этапы работы:
Подготовительный этап
Подбор и изучение методической литературы по лепке и литературы по лепке из соленого теста. Оформление стендов, наглядной информации, накопление информационной базы по изучаемой теме и проблеме.
Проведение родительского собрания с целью информирования родителей о проекте, его целях, задачах, формах и методах работы с детьми.
Я выделила основные задачи работы в семье:
1) Показать значение труда с соленым тестом для всестороннего развития ребенка;
2) Раскрыть родителям содержание тестопластики;
3) Вооружить родителей элементарными умениями работы с соленым тестом
Я стремилась к тому, чтобы родители поняли свою ответственность за организацию работы с соленым тестом, вовремя смогли поддержать положительные интересы детей, давая советы и оказывая своевременную помощь, создать условия для работы, а для этого всегда должен быть материал: мука, соль, вода, простейшие инструменты.
Обогащение личного опыта детей: рассматривание с детьми книг «Чудеса из соленого теста», «Соленое тесто. Первые шаги», беседа с детьми о том, из какого материала можно лепить, экспериментирование «Чудесные превращения», «Соль, мука, вода».
Обсуждение проекта с детьми : определить цель и задачи, выявить интересы, индивидуальные способности детей.
Приобретение инструментов и материалов для работы с соленым тестом : мука, соль, формочки, фартуки, скалки, бросовый материал, природный материал и многое другое.
Цель подготовительного этапа: знакомство детей и родителей с новым материалом. Вызвать интерес и желание лепить из соленого теста.
Задачи подготовительного этапа:
1) Познакомить родителей со способами приготовления соленого теста;
2) Познакомить детей с новым материалом, дать возможность выполнить разные действия с тестом : отщипывать, мять, катать колбаски, шарики, сплющивать и т. д.
Основной этап
Реализация проекта построена на интеграции образовательных областей:
1) Образовательная область «Познание» :
рассматривание иллюстраций, поделок;
беседы;
рассматривание книг.
2) Образовательная область «Художественное творчество» :
лепка атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
изготовление поделок для родных и друзей;
раскрашивание поделок.
3) Образовательная область «Музыка» :
прослушивание музыки во время работы с тестом.
4) Образовательная область «Физическая культура» :
динамические паузы;
физкультминутки;
зарядка для рук с тестом.
5) Образовательная область «Чтение художественной литературы» :
чтение белорусской сказки «Легкий хлеб»;
беседа «Какое оно тесто»;
беседа «Для чего человеку нужно тесто»;
Г. Х. Андерсен «Девочка, которая наступила на хлеб».
Обучение детей осуществлялось поэтапно от простого к сложному. На первых занятиях происходило знакомство детей с тестопластикой, как видом народно-прикладного искусства, ее особенностями, инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приемами (раскатывание на определенную толщину, смачивание для склеивания частей и т. д.). Тесто замешивалось в присутствии детей, им давалась возможность подействовать с тестом : потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т. д.). Сколько было радости, дети не уставали, не отвлекались, всем было интересно.
На последующих занятиях работали по плану над продуктивной деятельностью.
Цель основного этапа: развитие творческих способностей, эстетического вкуса, мелкой моторики рук, координации и тактильных ощущений рук, речи детей через использование технологии тестопластики.
Из сформулированной цели решались следующие задачи этапа:
Развивать синхронизацию работы обеих рук, речи, словарного запаса;
Воспитывать трудолюбие, чувство коллективизма;
Учить организовывать свой досуг;
Учить основам и умениям работать с целым куском теста, отдельными частями, создавать образ и композицию из теста.
Заключительный этап
1. Изготовление поделок из соленого теста для подарков;
2. Оформление выставки поделок из соленого теста;
3. Оформление памяток для родителей по работе с соленым тестом в домашних условиях совместно с детьми.
4. Изготовление поделок детьми из солёного теста
Формы и методы обучения.
В процессе творческих часов используются различные формы:
практические занятия, игры, выставки.
А также различные методы.
Методы, в основе которых лежит способ организации совместной деятельности:
-словесный
-наглядный
-практический.
Методы деятельности детей и родителей:
-объяснительно- иллюстративный
-репродуктивный
-частично- поисковый
-исследовательский.
Методы в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников и родителей на занятиях.
-групповой
-индивидуальный
Перед каждой новой темой проводится вводное занятие. На нем проводятся беседы по теме, где в доступной форме рассказывается используя показ работ.
Лучшие работы представляются в постоянной экспозиции в приемной группы.
На заключительном занятие по каждой теме проводится анализ выполненных работ.
В оценке учитывается – элемент творчества, качество работы, самостоятельность, законченность работы.
Проектные риски Пути их минимизации
Незаинтересованность родителей в участии в проекте Беседа с родителями,напоминание о проекте.
Незавершонность работы Подбор небольших по обьему текстов
Контроль хода выполнения работы
Ситуационное, динамическое планирование урока
Технические риски Проверка оборудования перед каждым занятием