Светлана Сидорова
Педагогический совет «Законы жизни семьи. Законы жизни ДОУ» с проведением брифинга и открытыми просмотрами.
▼ Скачать + Заказать документы
Вашему вниманию, уважаемые коллеги, предоставляю материал педагогического совета "Законы жизни сеьи. Законы жизни ДОУ" : фотографии с открытых просмотров к педсовету; протокол; задания по брифингу; справка по тематическому контролю «Активные формы взаимодействия с родителями в ДОУ»
Протокол заседания педагогического совета
воспитателей МАДОУ «Детский сад № 5 «Колокольчик»»
№ _2___ от «__30__» _ноября___ 2012 г.
Присутствовало: 10 педагогов МАДОУ № 5 «Колокольчик»
Публикация «Педагогический совет „Законы жизни семьи, Законы жизни ДОУ“ с проведением брифинга и открытыми просмотрами,» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2012
Тема: «Законы жизни семьи. Законы жизни ДОУ»
Цель: формирование у педагога знаний о воспитании и развитии детей, о формах работы с родителями воспитанников; установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми; дать представление о современной семье, обмен мнениями между приглашенными педагогами ДОУ.
Форма проведения : «педагогический брифинг».
Подготовка к педсовету - открытые просмотры к педсовету
1. Родительское собрание
«Как организовать игровую деятельность ребёнка» (воспитатель 1 мл. группы)
2. Краткосрочный проект
«Пришли мне чтения доброго…» (воспитатель средней группы)
3. Мастер-класс «Кукла-оберег» (воспитатель старшей группы)
4. Семейная викторина «Ума палата» (воспитатель подготовительной группы)
5. Музейно-педагогическая технология «Здравствуй, музей!»
(воспитатель 2 младшей группы)
6. Оформление папки-передвижки для родителей «Что делать если…» (воспитатель 1 младшей группы)
7. Интернет конкурс «Рисуют дети, оценивают родители»(воспитатель ИЗО)
8. Долгосрочный проект с родителями «Волшебные звуки металлофона!»(музыкальный руководитель)
9. Из опыта работы «Семейная олимпиада «Быстрее, выше, сильнее!»»
(воспитатель ФИЗО)
10. Смотр-конкурс «Семейные творческие работы" (воспитатели возрастных групп)
ПОВЕСТКА
1. Вступление. (Заведующий ДОУ).
2. Краткий отчет выполнения решений педсовета № 1 от 31.08.12. (Заведующий ДОУ).
3. Доклад «Семья как система» (Заведующий ДОУ).
4. Результаты тематического контроля «Законы жизни семьи. Законы жизни ДОУ» (зам. зав. по ВМР)
5. Самоанализ открытых просмотров к педсовету №2 (педагоги ДОУ)
6. Анализ просмотров педагогами ДОУ (педагоги ДОУ)
6. Брифинг (зам. зав. по ВМР) :
а) Нетрадиционные формы проведения родительских собраний.
б) Формы организации собрания педагога и родителей; трудности
педагогов; планирование.
7. Итоги самоанализа педагогической деятельности воспитателей в
рамках взаимодействия с семьями воспитанников (зам. зав. по ВМР)
8. Итоги смотра-конкурса «Семейные творческие работы «Оформление
группы ДОУ» (Заведующий ДОУ).
9. Проект решения педсовета. (Заведующий ДОУ).
Проблема: «Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников»
Идеи, предложения
• Сидорова С. И. – зам. зав. по ВМР дала отчет ранее принятых решений на итоговом педсовете № 1 от 31.08.2012 г.
• Синягина Н. Г. – заведующий МАДОУ «Детский сад № 5 «Колокольчик» зачитала доклад «Семья как система» (См. приложение).
• Сидорова С. И. – заместитель заведующего по ВМР зачитала аналитическую справку по результатам тематического контроля «Законы жизни семьи. Законы жизни ДОУ»; провела брифинг и дала оценку самонанализу педагогической деятельности воспитателей в рамках взаимодействия с семьями воспитанников.
• Педагоги дали саоанализ, проведённым открытым просмотрам.
• Педагоги МАДОУ одобрили проект решения.
Решение педсовета.
1. Предоставить материал «Опыт работы с родителями» в электронном виде для размещения на сайте МАДОУ следующих педагогов : Сизяйкиной О. С. ; Григорьевой Н. С. ; Дагаевой Ю. А.
Срок – 05.12.12.
Ответственные – педагоги МАДОУ
2. Повышать педагогические умения педагогов в планировании работы с родителями через самообразование, передовой опыт, консультации, семинары, анкетирование.
Срок – в течение учебного года
Ответственные – педагоги МАДОУ
3. Систематизировать материал по формам общения с родителями: групповым, индивидуальным, наглядно-информационным
Срок – в течение учебного года
Ответственные – педагоги МАДОУ
4. Расширить использование нетрадиционных форм работы с родителями воспитанников МАДОУ «Детский сад №5 «Колокольчик».
Срок – в течение учебного года
Ответственные – педагоги МАДОУ
За___10___Против___Воздержались___
Подпись секретаря ___ Сидорова С. И.
Брифинг
Содержание работы педагога с родителями включает в себя все вопросы воспитания и обучения детей, с которыми педагог знакомит родителей. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросах родителей, а не просто читать им доклады или лекции на родительских собраниях. Вот мы и подошли к самому главному – игре в «Брифинг». Участвуют все участники нашего педсовета. Главное правило брифинга : «Думаешь в течении 1 минуты и отвечаешь».
Игра «Брифинг»
1 задание. Распределите форму и тематику занятий с родителями по интеллектуальному воспитанию детей.
Ответы:
— Общее родительское собрание. Знакомство с визитной карточкой дошкольного учреждения, раскрыть суть «Программы», по которой работает дошкольное учреждение, познакомить родителей с результатами диагностики технического развития ребенка.
— «Круглый стол». Темы: «Ознакомление с окружающим миром», «Развитие памяти у ребенка», «Развитие речи» и т. д. ; показ открытого занятия с детьми, организация выставки литературы для детей и родителей по проблеме интеллектуального развития дома.
— Наглядные формы работы. Подготовка папок-«передвижек», фотовыставки, проведение совместных игр с детьми.
— Консультации.
«Почтовый ящик» - обрабатываются вопросы родителей, ответы помещаются на стенде «Консультация по вашей просьбе».
— Дискуссия по проблеме. Пригласить специалистов, знакомство родителей с результатами тестирования детей (диагностика). Дискуссия на тему: «Возможности семьи в речевом развитии ребенка».
2 задание.
-— Назовите нетрадиционные формы организации обучения педагогов и родителей (воспитатели ДОУ).
Ответ:
— Информационно-аналитические (выявление интересов, запросов родителей, условия их педагогической грамотности).
— Досуговые (установление эмоционального контакта между педагогом, родителями, детьми).
— Познавательные (ознакомление родителей с психическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических, навыков воспитания детей).
— Наглядно-информационные (ознакомление родителей с работой ДОУ. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей).
— Назовите формы общения педагогов и родителей (воспитатели ДОУ).
Ответы:
— Информационно-аналитические. Проведение социологических срезов, опросов.
— Досуговые. Совместный досуг, участие родителей и детей в выставках.
— Познавательные. Педагогический «брифинг», «гостиная», проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, библиотека для родителей.
— Наглядно-информационные. Организация дней «Недели открытых дверей», открытые просмотры занятий и других видов деятельности, выпуск газет, организация мини-библиотек.
3 задание.
Упражнение: «Самый «трудный» родитель – самый «приятный» родитель».
Цель: создать обобщенный «портрет» родителя, общение с которым вызывает отрицательные чувства (или вызывает положительные эмоции).
1. команда № 1. Создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у вас отрицательные чувства.
2. команда № 2. Создать «портрет» того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.
Анализ упражнения.
1. Какие эмоции вы испытывали, создавая «портрет» родителя, с которым вам неприятно вступать в контакт? Были ли у вас в практике такие родители?
2. Что вы чувствовали при создании этого «портрета»? Есть ли в вашей группе такие родители?
3. Как вы считаете, нужно ли искать пути контакта с теми родителями, которые вам неприятны?
4 задание.
Упражнение: «Список претензий к родителям».
Цель: осознание воспитателями невозможности построения общения на взаимных претензиях.
Процедура выполнения.
Воспитатели должны осознать, что общаться с родителями, постоянно обращая внимание на их недостатки, невозможно.
Анализ упражнения.
1. Что вы испытываете, выполняя упражнение?
2. По вашему мнению, есть ли претензии у родителей к вам?
3. Возможно ли построение общения с другим человеком без взаимных претензий? Что для этого необходимо?
5 задание.
«Ответь честно»
Вопрос : Выполняете ли мероприятия, запланированные вами в работе с семьей? Речь идёт о перспективном плане «Работа с родителями».
Аналитическая справка по тематическому контролю «Активные формы взаимодействия с родителями в ДОУ»
от 29.11. 2012
Тематический контроль по теме «Активные формы взаимодействия с родителями в ДОУ» включил в себя следующие пункты:
- Уровень профессионального мастерства воспитателя: методы, приемы, формы работы, используемые воспитателем,
- Система планирования работы с родителями,
- Создание условий для активного взаимодействия с родителями на группах
Тематический контроль был проведен в соответствии с годовым планом работы дошкольного учреждения.
Собеседование с педагогами показало, что они на высоком уровне владеют знаниями о методах, приёмах и формах работы с родителями. Однако практически на всех возрастных группах предпочтительнее используются традиционные формы работы такие, как: родительские собрания, консультации, беседы, дни открытых дверей, открытые просмотры, совместные праздники. Самая активная форма работы – групповые родительские собрания. Они проводятся один раз в квартал. Их тематика соответствует возрастным особенностям детей, годовым задачам ДОУ, запросам родителей. В неделю открытых просмотров, согласно плану, были мной проанализированы следующие формы работы с родителями: Воспитателем Шемякиной М. В. на подготовительной группе был успешно апробирован турнир «Ума палата» - этот метод относится к нетрадиционной познавательной форме взаимодействия с родителями. Отмечу, что родители откликнулись активно, без принуждения – это большой плюс. Данная форма взаимодействия позволяет знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми. Марина Викторовна использовала через эту форму линию воздействия на семью - через ребенка. Не рационально продумано расположение команд и болельщиков.
Дагаевой Ю. А. было проведено родительское собрание на тему «Как организовать игровую деятельность с детьми». Отмечу следующие аспекты: заранее оповещены родители о дате и теме беседы (объявление, устное напоминание); организована работа с теми детьми, которые остаются в это время в д. /саду; создана комфортная обстановка для родителей (обеспечить нужное количество посадочных мест, вешалку для верхней одежды и т. д.); велась живая беседа, частично избегая чтения написанного; обращалось внимание в основном на положительные примеры, факты из жизни детского коллектива. Педагог завоевала доверие родителей. А это возможно лишь в том случае, если они почувствуют искреннюю заинтересованность педагога, желание помочь в воспитании детей. Подготовлена к собранию выставка работ родителей – игрушка своими руками, произведён подбор литературы по теме собрания. Во время собрания забыл воспитатель об оформлении протокола, где фиксируются тема собрания, количество присутствующих, поставленные вопросы, решение собрания и упустила практическую часть тематического собрания. В целом собрание проведено было на должном уровне.
В рамках долгосрочного проекта «Волшебные звуки металлофона» Кучерова О. В. провела начальную работу и показала один из этапов практической части работы над проектом. Проектный метод относится к нетрадиционной форме взаимодействия, он делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Работу в данном направлении следует продолжить и расширить, включая в эту работу и папу семьи Рудных. Эта работа имеет широкое поле деятельности, поэтому в течении последующего года у Ольги Викторовны работа с родителями в перспективе на следующий учебный год расписана в проекте.
Воспитателем Трипольской Н. В. так же был разработан краткосрочный проект «Пришли мне чтенья доброго…» Проект, созданный педагогом, родителями и воспитанниками, представленный в рамках открытого просмотра отличаются от простой НОД оригинальностью подачи материала, выдумкой и творческим подходом Натальи Викторовны. Насыщенное планирование по проекту показало готовый продукт: новые книги в группе, самодельные книги, выставка рисунков, декорации и сказочные герои к сказке и конечно полученные знания детей в процессе работы над проектом. Считаю важным - содержание и формы организации процесса взаимодействия с семьей были не только полезными, повышающими компетентность педагога и родителей, но и интересными для них самих.
Воспитатель ИЗО Сизяйкина О. С. провела интернет конкурс детского рисунка. Участвующие в открытом голосовании оценивают конкурсные работы, а победителя определяла Ольга Сергеевна путём подсчёта выставленных оценок. Это современная форма работы с родителями, которая подразумевает заинтересованность родителей работой ДОУ в домашних условиях.
Музейно-педагогический аспект работы с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Методика построения игровых занятий с дошкольниками предусматривает обязательное включение практической части. Что нам и показала воспитатель Сохина Н. В. 26.11.12.
Музейная технология – это симбиоз творческой деятельности педагога, который знакомит дошкольников с краеведением, и педагогического коллектива детского сада, включающего в себя педагога по изодеятельности и ручному труду, музыкального руководителя и педагога по фольклору. Это опять же мы увидели у Натальи Владимировны. Благодаря этой творческой деятельности, музейная педагогика успешно развивалась на протяжении деятельности детей и взрослого. На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, обрядам, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом.
Мои наблюдения позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, развито образное воображение, связная речь, они активные и эмоциональные, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойней и раскрепощеней. Определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами. Все свои идеи Сохина Н. В. воплотила в разработанной музейно-педагогической технологии «Здравствуй, музей!», где большую часть работы определила и для родителей: фото сессия «Поход в музей» - это домашнее задание на выходные для родителей.
Воспитатель Григорьева Н. С. для открытого просмотра предоставила мастер-класс «Изготовление куклы-оберега». Она показала, насколько сейчас интерес к старинным куклам возрождается. Все кругом становится таким механизированным, компьютеризованным, а хочется-то другого: тепла, души, чего-то простого и человечного. Куклы-обереги шьют вручную. И даже не шьют, а делают, что продемонстрировали дети старшей группы с мамами и воспитателем. Идея материнства и детства была особенно важной на мастер-классе. Наталья Сергеевна смогла раскрыть эту идею и показать, что совместный труд взрослого с ребёнком объединяет и сплачивает семью. Некоторые куклы-обереги несут психотерапевтическую нагрузку. Еще в давние времена люди искали способы, как себе помочь, как справиться с эмоциональными и психологическими проблемами. Кузаев Женя тут же маме сказал, что оставит куклу в группе, чтоб она ему помогала, а потом отдаст маме. И мама согласилась.
Отмечу, что родителей было 85%, следовательно, воспитатель проработала этот вопрос основательно.
Шляхова Ю. Н., воспитатель ФИЗО при подготовке к семейной олимпиаде «Быстрее, выше, сильнее!» проделала огромную подготовительную работу: отобрала и проконсультировала 2 семьи (Оленко и Жилиных)для участия в олимпиаде; составила план проведения олимпиады; проводила тренировочные занятия и в конечном результате одна из семей не смогла участвовать. Далее было дано задание Шляховой Ю. Н. – сделать обобщение опыта по данному направлению. Положительный результат на лицо – тесное сотрудничество с родителями и семья Оленко выйдет на муниципальный конкурс «Мама, пап, я – спортивная семья!» в марте 2013 г. Эта форма работы с родителями сложная и неустойчивая, зависит от множества спонтанных причин.
Проверка групповой документации показала, что на всех возрастных группах есть в наличии план работы с родителями, который включает в себя различные формы работы. Так же есть журналы протоколов родительских собраний. Они своевременно заполняются, и хранится до выпуска детей из ДОУ. По ведению журналов были сделаны небольшие замечания, которые были устранены в ходе проверки. Анализ плана работы выявил, что на группах в недостаточном количестве планируются совместные мероприятия родителей и детей.
Изучение условий для активного взаимодействия с родителями на группах показало, что:
- в группах эстетично и современно оформлены родительские уголки,
- в уголках представлена информация о работе администрации, детского сада и группы,
- материал представленный в родительских уголках носит конкретный характер и рационален по объему,
- в родительских уголках представлены наглядные материалы, папки-передвижки в соответствии с тематикой и данной возрастной группой.
Анализ методического обеспечения выявил, что на группах имеется новая методическая литература по работе с родителями.
Контроль по теме «Активные формы взаимодействия с родителями в ДОУ» показал, что работа педагогического коллектива детского сада ведется планомерно, целенаправленно, систематично. Грубых нарушений не выявлено.
Вывод: если описанная выше работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе и не «на бумаге», то это даст определенные результаты, они у нас уже имеются: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей стала более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей. В свете ФГТ и согласно годовой задаче ДОУ - произошло объединение ДОУ и семьи в одно воспитательно-образовательное пространство развития дошкольников.
Рекомендации:
1. Совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей, социальную ситуацию в обществе.
2. Воспитателям подготовить обобщение опыта, согласно теме открытых просмотров, с размещением опыта работы на сайте МАДОУ «Детский сад № 5 «Колокольчик».
3. Чаще включать в план работы совместные мероприятия родителей и детей.
Справку составила зам. зав. по ВМР /___/ ___