Лариса Алисова
Педагогический совет «Система нравственно-патриотического воспитания в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет «Система нравственно-патриотического воспитания в ДОУ».
Вид педсовета : тематический
Форма проведения: круглый стол
Цель: Рассмотреть пути и способы совершенствования системы работы по патриотическому воспитанию.
Предварительная работа:
1. Проведение консультаций и семинара по данной теме.
Публикация «Педагогический совет „Система нравственно-патриотического воспитания в ДОУ“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
2. Тематический контроль «Организация работы ДОУ по формированию у дошкольников нравственно-патриотических чувств».
3. Изучение материалов папки «Готовимся к педсовету».
4. Анкетирование педагогов на тему «Моя система работы по
патриотическому воспитанию дошкольников».
5. Анкетирование родителей на тему «Патриотическое воспитание ребенка»
Повестка дня.
1. Выступление на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
2. Итоги тематической проверки на тему «Организация работы ДОУ по формированию у дошкольников нравственно-патриотических чувств»
3. Выступление педагогов из опыта работы «Использование проектного метода в работе с детьми по нравственно-патриотическом воспитанию»
4. Дискуссия на тему «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников».
6. Решение педсовета
Ход педсовета
1. Выступление на тему «Нравственно-патриотическое
воспитание дошкольников»
Патриотизм (от греческого patris - отечество) - нравственный и
политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является
любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность
подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы
родины и своего народа.
Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия
традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и
государству, где живёт человек.
Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна.
Мы, взрослые, все учились в школе и прекрасно помним, какое значение
имело когда-то воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма.
Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия привели
к деформации этих понятий, лежавших в основании государства. Однако
закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с
историей нашей страны.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат
длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека,
начиная с самого раннего возраста.
Еще классики педагогики, такие как Я. А. Каменский, А. С. Макаренко,
В. А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему патриотического
воспитания. Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Е. И. Водовозова считали, что
начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста.
К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей
народа, его материальной и духовной культурой.
Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого
эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками
в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя
деятельностью детей, воспитатели формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам. Вы знаете, что любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.
Что такое нравственность? Нравственность (мораль)- совокупность
норм и принципов (добро, милосердие, всеобщее счастье).
Общечеловеческое содержание морали выражено в «золотом правиле» -
«поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел бы чтобы они
поступали по отношению к тебе».
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс
приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного
общества.
Сегодня актуальность этой проблемы очевидна. Проблемы семьи
требуют комплексного решения, многовариантных подходов. Растет число неполных семей, и даже те семьи, которые фактически являются полными, мало уделяют внимания детям, родители решают свои «насущные» проблемы. В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т. к. в молодых семьях вопросы воспитания духовности и нравственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Вот почему образовательные учреждения должны делать всё возможное по преодолению духовно-нравственного опустошения детей и родителей, которое выражается сегодня в низком уровне культуры, сквернословии, пьянстве, в нежелании трудиться.
Система нравственно-патриотического воспитания охватывает все
уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:
- создание развивающей среды по нравственно-патриотическому
воспитанию;
- тематические занятия;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей, в
выставочный зал и др.).
Говоря о воспитании нравственности и патриотизма, мы должны в
первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком
с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот своей Родины.
Нравственное – патриотическое воспитание – сложный
педагогический процесс. Реализуя его основные задачи, педагоги ДОУ
должны последовательно выстраивать свою работу, учитывать возрастные особенности детей и задействовать все виды детской деятельности. При этом активное участие родителей воспитанников в данном процессе также имеет немаловажное значение.
А вот какая работа проводиться у нас в детском саду по нравственно-
патриотическому воспитанию, мы с вами обсудим на сегодняшнем
педагогическом совете.
2. Справка по итогам тематической проверки.
3. Выступление педагогов из опыта работы «Использование проектного метода в работе с детьми в нравственно-патриотическом воспитании»
нравственно-патриотическом воспитании дошкольников».
4 Дискуссия на тему «Нравственно - патриотическое воспитание
дошкольников».
Воспитателям предлагается разбиться на четыре команды по 2-3 человека.
Каждой команде нужно прокомментировать педагогическую ситуацию и
найти выход.
Педагогические ситуации.
1. В феврале в детских садах традиционно проводятся занятия, посвященные
Дню защитника Отечества. На одном из занятий в старшей группе
воспитатель спрашивает мальчиков, кем бы они хотели служить в армии.
Ребята называют различные военные профессии: летчик, моряк, танкист,
пограничник, подводник, артиллерист.
Миша в разговоре участия не принимает. Воспитатель побуждает его
высказаться тоже: «Миша, а кем бы ты хотел быть?»
Миша: «А я в армию не пойду. Папа сказал, что там делать нечего!»
2. На кануне празднования Дня Победы воспитатель рассказывает детям, что
завтра вся группа отправиться на экскурсию к Могиле Неизвестного Солдата,
и предлагает малышам принести из дома цветы.
На следующий день все ребята приходят в детский сад с букетами
тюльпанов, гвоздик, нарциссов.
Педагог выводит детей на улицу, ребята строятся парами, показывают друг
другу свои букеты, рассказывают, как они будут возлагать цветы к
подножию памятника. Несколько ребят обращаются к педагогу : «А Ваня
цветы не принес!»
3. На праздничный утренник, посвященный Дню защитника Отечества,
приглашены папы и дедушки. Для гостей были организованы различные
конкурсы, в которых нужно было принимать участие ребенку и папе (или дедушке).
Аня, Дима и Ира за весь праздник не приняли участия ни в одном
конкурсе, хотя пели и танцевали вместе со всеми детьми. Оказалось, что родители были заняты на работе и не смогли прийти на утренник.
4. Педагог приглашает воспитанников подготовительной группы принять
участие в организации экспозиции мини-музея. Тема выставки «Наши деды –
славные победы». Целый месяц ребята приносили из дома письма и
фотографии военных лет, фотоальбомы, предметы военной формы. С
энтузиазмом раскладывали эти предметы на полочках, по несколько раз в день подходили к месту размещения экспонатов выставки, рассматривали их, обсуждали. В один из дней воспитатель услышал фразу, оброненную кем-то из ребят: «А Ольга Ивановна (это няня группы, в которой бала организованна выставка) сказала, что мы принесли всяких вещей и ей теперь не удобно пыль протирать на полочках!»
Вопросы для дискуссии:
1. Как вы считаете, от каких условий зависит пробуждение чувства любви к
Родине?
2. Почему, на ваш взгляд, формирование нравственно-патриотических чувств
надо начинать с дошкольного возраста?
3. Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольника?
4. Какую роль могут играть родители в воспитании дошкольника?
5. Какие методы и приемы вы считаете наиболее удачными в патриотическом
воспитании детей дошкольного возраста?
5. Рефлексия
У вас на столах лежит куб. Предлагаю Вам выбрать и записать на гранях куба, что Вы считаете самым важным в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Возьмите их в руки. Мы видим, что куб сам по себе не держится, а только благодаря нашим рукам. Ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей тоже в Ваших руках!
Родить патриота нельзя, его надо воспитать.
Воспитывать может только развивающий педагог.
6. Проект решения педсовета
1. Продолжить работу по нравственно-патриотическому воспитанию
дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания (метод проектного обучения, музейная педагогика, здоровьесбережение).
2. Повышать уровень профессиональной компетенции педагогов через самообразование, активизацию педагогического мышления в соответствии с требованиями времени.
3. Продолжать пополнять предметно-развивающую среду по
нравственно-патриотическому воспитанию, в соответствии с возрастом детей.
4. Разработать и реализовать единый проект по детскому саду в следующем учебном году «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, через приобщение их к истокам русской народной культуры».
5. Продолжать работу с родителями по подготовке и проведению
мероприятий на уровне ДОУ. Привлечь малоактивные семьи к
воспитательно-образовательному процессу.