Наталья Анохина
Педагогический совет для педагогов ДОУ «ФГТ к структуре образовательной программы дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живем в новое время: появился стандарт дошкольного образования, требующий профессионализма педагогов ДОУ. Современному воспитателю необходимо научиться адекватно реагировать на происходящие изменения в образовании, грамотно и качественно работать с детьми и родителями в современных условиях, самому осуществлять отбор содержания и адаптировать его на возрастную группу своих детей, сверяя с требованиями ФГТ.
Публикация «Педагогический совет для педагогов ДОУ „ФГТ к структуре образовательной программы дошкольного образования“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
В условиях введения ФГТ актуальным стал системный подход к организации образовательной деятельности. Сегодня педагогам необходимо уметь продумывать содержание каждого компонента в отдельности и во взаимосвязи, чтобы обеспечить целостность педагогической работы с детьми, гармонично развивать дошкольника по всем линиям развития, тогда каждый ребенок получит равные стартовые возможности для дальнейшего обучения в школе.
Сегодня мы рассмотрим и обсудим очень важный для нашей системы дошкольного образования нормативный документ «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
1. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655 утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Федеральные государственные требования (ФГТ) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями. ФГТ определяют новое представление о содержании и организации дошкольного образования, а именно:
1) если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности 4 направлений: познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, физическое
и 10 образовательных областей:
«Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;
2) акцент с усвоения знаний, умений и навыков переносится на развитие личности ребенка, формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность», сохранение и укрепление здоровья детей и т. п. ;
Ориентировка дошкольного образования на ЗУНы свелась к интеллектуальным ЗУНам, тогда как в дошкольном возрасте принципиальное значение для развития ребенка имеют знания, умения и навыки практического характера (бытовые, определяющие уровень воспитанности, умение общаться ребенка с взрослыми и детьми и др.).
3) решать поставленные цели и задачи предлагается:
- максимально приближаясь к разумному «минимуму», т. е. не за счёт «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей; (был предметный принцип – на замену пришла интеграция ОО).
- в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей (смещён акцент с занятий).
В настоящее время в массовой практике используются три основных принципа построения образовательного процесса:
• Учебный
• Предметно – средовой
• Комплексно - тематический
Кратко остановимся на каждом из принципов.
На сегодняшний день доминирует учебный принцип (или учебная модель) построения образовательного процесса. Эта модель является наиболее распространённой и традиционной для российского дошкольного образования. В рамках учебной модели воспитатель ежедневно проводит занятия, которые представляют собой адаптированные к дошкольникам уроки по ознакомлению с окружающим, математике, развитию речи. Несмотря на включение игровых методов и приёмов, более свободной организации детей сущность учебной модели не изменилась. Организация специальных занятий по «предметам» - не тождественна организации различных видов детской деятельности, а деятельность педагога и детей на специально организованных занятиях - не является совместной деятельностью взрослого и детей, т. к. главной составляющей занятия является воздействие взрослого на ребёнка, а главной составляющей совместной деятельности является взаимодействие, сотрудничество. Т. е. учебная модель противоречит принципам ФГТ.
В предметно – средовом принципе построения образовательного процесса (ярким примером является система М. Монтессори) главной составляющей является дидактический материал, действие с которым, по мнению авторов, автоматически развивает ребёнка, соответственно, взрослому отводится второстепенная роль. Но в современном ДО данный принцип реализован быть не может, т. к. отсутствует освоение социального опыта, недооценивается общение ребенка со взрослым для развития всех видов детской деятельности. Однако данный принцип применим для организации самостоятельной деятельности детей, где педагогом создается предметно-развивающая среда, где ребенок может выбирать вид деятельности по интересам.
Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса успешно реализуется в логопедических группах, где в течение года изучается несколько лексических тем, с помощью которых реализуется целостность и системность, эффективность образовательного процесса.
Таким образом, отказ от учебной модели в детском саду, т. е. от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми. В основу положен комплексно-тематический принцип.
ФГТ вносят существенные изменения в структуру планирования образовательной деятельности. Основным принципиальным отличием является замена учебного блока, который ранее в календарном и перспективном планировании назывался «Специально организованные занятия» на блоки «Образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей». Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования. Должна быть прописана реализация каждой образовательной области через различные формы.
Образовательная программа ДОУ должна отвечать определенным принципам, назовем основные из них:
• обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; (н-р, изодеятельность не просто для создания рисунка, а для оформления выставки, подарка - по почте)
• строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; (игра: социализация + познание + коммуникация)
• основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; (не занятие по математике, а непосредственно образовательная деятельность на тему. Веракса – события, Успех – праздники, Истоки – традиции и проектная деят-ть)
• предусматривать решение образовательных задач не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра
Возникновение новых тенденций в образовании приводит к тому, что от педагога требуется, прежде всего, раскрытие и формирование у воспитанников способностей к самопознанию, самообразованию, самосовершенствованию. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям сегодня изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает равноправным партнером.
Педагог становится партнером ребенка, в результате меняются:
-стиль поведения взрослого: от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному;
-рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа: от отдельного места за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с детьми;
-отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы и т. п.
При организации образовательной деятельности меняется и положение детей.
1. Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим.
2. Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости.
3. Дети могут работать в разном темпе. Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведет начатое дело до конца.
Цели и задачи каждой образовательной области должны решаться и в ходе реализации других образовательных областей.
Программные темы должны формировать положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения у детей соответствующей мотивации в образовательном процессе.
Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы (т. е. портрет выпускника дошкольного учреждения):
-физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками;
-любознательный, активный;
-эмоционально отзывчивый;
-овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
-способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
-способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту;
-имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
-овладевший необходимыми умениями и навыками.
Режим дня должен включать интересные моменты: и минутки здоровья, и творческие проекты, и чтение литературы, которое теперь рекомендуют проводить ежедневно в каждой возрастной группе, выделив для этого какие-то минутки.