Елена Попова
Педагогический проект «Волгоград. О подвигах, о доблести, о славе…»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы проекта: воспитатели: Попова Елена Александровна, Собгайда Лариса Валентиновна, воспитатели первой квалификационной категории.
Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет, педагоги, родители.
Место реализации проекта: группа
Тип проекта:
По ведущему методу: информационно –ориентированный;
По содержанию: ребенок и общество и его культурные ценности;
По характеру участия ребёнка в проекте: участник проекта от зарождения до получения результата.
Публикация «Педагогический проект „Волгоград, О подвигах, о доблести, о славе…“» размещена в разделах
- Волгоградская область, Волгоград
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
По характеру контактов: внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей.
По количеству участников: фронтальный
По длительности: краткосрочный (две недели)
Цель проекта:
Формировать у детей старшего дошкольного возраста системные знания об историческом прошлом родного города Волгограда.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Формировать интерес детей к знаниям о героическом прошлом нашего города, о памятниках – героям ВОВ;
- Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину;
- Формировать умение делать выводы на основе знаний, полученных через опыт из различных видов деятельности.
Развивающие:
- Развивать познавательные способности;
- Способствовать развитию речи, эмоциональному воспроизведению через чтение стихотворений, рассказов о Великой Отечественной войне, слушания музыкальных произведений;
Воспитательные:
- Воспитывать уважение и чувство благодарности к подвигу русского народа, чувства гордости и любви к городу, в котором мы живем;
- Воспитывать у детей желание чтить память погибших возлагая цветы к подножию памятников.
Актуальность проекта:
Любовь к Родине. Невозможно жить без любви к своему дому, без гордости быть гражданином своей страны, без достоинства осознавать себя патриотом своего Отечества.
Сегодняшние дети – это будущее нашей страны. От нас зависит, какими они вырастут, будут ли гордиться страной, в которой родились, заботиться о ее процветании. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают глубокое влияние на дальнейшее развитие ребёнка, остаются в памяти на всю жизнь. И задача взрослых – сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.
В нашей группе большое внимание уделяется патриотическому воспитанию. У одних детей легко формируются такие чувства, а у других сложнее и дольше формируются понятия патриотизма, гражданственности, долга. Но все дети выходят в общество и будут жить среди нас. Чтобы найти верный путь воспитания у детей многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально - познавательной основы она не сможет появиться.
Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Именно богатое историческое наследие, героические подвиги целого народа способствуют становлению таких чувств, как уважение и гордость, а уже на базе этих чувств будет вырастать более сложное чувство любви к своему Отечеству.
Считаем, что наш проект «Волгоград. О подвигах, о доблести, о славе…» стал важным шагом на пути к решению этих задач. В работе над проектом мы обратились к тому материалу, что хранит воспоминания о прошлом. А именно – памятники ВОВ. И если у детей 5-6 лет в глазах блестели слезинки, и если они искренне переживали за события, происходившие во время ВОВ, за людей, живших в это время, значит, проект был начат не зря, значит, он достиг своей цели и обязательно будет продолжен.
Проблема: Как организовать познание детьми преемственности исторических
традиций защиты своего отечества на примере героического прошлого своего города?
Решение проблемы: Почему мы остановили свой выбор на воспитании патриотизма через ознакомление с памятниками города? Мы работаем в детском саду давно, и всегда перед нами стояла проблема – как научить детей любить свой родной край, почитать и уважать старших, оберегать и заботиться о них. Патриотическое чувство ведь не возникает само по себе.
Дети приходят в детский сад из разных семей. В каждой семье существуют свои устои, традиции, ценности. Перед нами стала проблема - Как организовать познание детьми преемственности исторических традиций защиты своего отечества на примере героического прошлого своего города?
В процессе общения, мы выяснили, что не все дети, живущие в нашем, знаменитым своими подвигами, городе были на Мамаевом кургане, в музее- панораме «Сталинградская битва», а про другие памятники вообще ничего не знают. Ответить на их вопросы («Почему город называют - герой, он что воевал?», «Что это – Мамаев курган?» и др.) однозначно нельзя, на одном занятии невозможно раскрыть детям всю глубину этой темы. Таким образом, появилась идея разработать проект «Волгоград. О подвигах, о доблести, о славе…», в рамках которого мы решили познакомить детей с историческим прошлым нашего города через ознакомление с памятными местами.
Ресурсное обеспечение проекта:
Материал:
- Презентации «Герои Сталинградской битвы», «Заочная экскурсия на Мамаев курган», «Сталинград. Салют Победы», «Сталинградская мельница», «Заочная экскурсия на «Панораму Сталинградской битвы».
- Тематическое содержание книжного уголка - А. Игебаев «День Победы», Митяев А. В. «Сегодня праздник», Алексеев С. П. «Пять поклонов сталинградцам», Богомолов В. М. «За оборону Сталинграда», Кассиль Л. А. «Твои защитники»
- Серия открыток «Сталинградская битва», «Мамаев курган»;
- Подбор наглядно- демонстрационного материала на темы: «Сталинград военный», «Добро пожаловать в Волгоград», «Военная техника времен ВОВ», «Военная техника наших дней», «Памятники героям Сталинградской битвы»
- Каталог игр на патриотическую тематику (подвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, настольно-печатных).
- Подборка музыкальных произведений для старшего дошкольного возраста на патриотическую тематику.
С 20 ноября по 1декабря 2017 года в старшей группе «Пчелки» реализовывался краткосрочный проект, посвященный 75-летию Разгрома фашистских войск под Сталинградом. Проект назывался «Волгоград. О подвигах, о доблести, о славе…». Проект направлен на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Мы предложили детям сходить на экскурсию в патриотический уголок нашего детского сада. Вместе с детьми мы рассмотрели альбом, посвященный Сталинградской битве, обратили внимание на фотографии памятников – «Мать – Родина», «Сталинградская мельница», «Дом Павлова». Дети задавали вопросы наперебой. Чтобы ответить на все волнующие вопросы мы использовали модель трех вопросов: Что мы знаем о нашем городе? Что мы хотим узнать? Как мы это узнаем? Мы записали все наши вопросы и ответы. Таким образом, мы заинтересовали детей данной темой и решили более подробно узнать о самых значимых местах нашего города.
По плану проекта с детьми были проведены различные тематические беседы
познавательного характера Беседа «Город- герой Волгоград», «Непреступная
крепость Сталинград», «Что такое героизм», «Герои нашего города».
Вместе с детьми мы посмотрели много интересных презентаций «Герои Сталинградской битвы», «Заочная экскурсия на Мамаев курган», «Сталинград военный», «Сталинградская мельница», «Заочная экскурсия на «Панораму Сталинградской битвы», «Сталинград. Салют Победы».
Были оформлены тематические выставки «Война глазами детей», «Свеча памяти», «Праздничный салют».
В группе оформили совместно с детьми выставку «Военной техники», дети с удовольствием несли на выставку военные игрушки. Рассматривали иллюстрации родов войск, картины с фрагментами военных лет, фотографии показывающие будни армии во время ВОВ.
В книжном уголке оформили выставку «Книги о Великой Отечественной войне». Вместе с детьми прочитали много художественной литературы о тех давних событиях.
На протяжении всей работы по проекту дети знакомились с музыкальными произведениями о войне. Все мероприятия проводились под тематическую музыку, что очень влияло на результат работ.
Так же вместе с детьми играли в различные игры. В группе пополнилась картотека игр патриотической тематики – подвижные, дидактические, настольно –печатные и сюжетно-ролевые.
В начале своей деятельности столкнулись с проблемой неохотного участия родителей в мероприятиях. Многие из них мотивировали это занятостью на работе, отсутствием свободного времени. Однако заинтересованность детей не оставила родителей равнодушными и они уже сам стали предлагать свою помощь, проявляли инициативу в организации экскурсий. Для родителей подготовили рекомендации по маршрутам выходного дня.
На подготовительном этапе проекта родителям было дано задание – провести экскурсии с детьми по памятным местам нашего города и принести фотографии. Нам хотелось, чтобы дети и их родители глубоко прочувствовали все тяготы войны, чтобы поняли всю трагедию нашего народа, чтобы восхищались подвигами советских солдат. Родители активно подключились к этой деятельности: семья Ковальчук Кати сразу же принесли фотографии, они были на Мамаевом кургане летом, семья Бурдина Богдана посетили не только Мамаев курган, но и музей - панораму «Сталинградская битва». Мама Пугачевой Алины провела с дочерью экскурсию по Мамаеву кургану вместе с дедушкой Алины. Дети с удовольствием приносили фотографии и рассказывали о своих экскурсиях. Все это мы собирали, оформляли и постепенно создавали альбом «По местам боевой славы».
Такие мероприятия объединяют родителей и педагогов, делают их единомышленниками в воспитании патриотов.
При подготовке к проекту, мы сами узнали много интересного, нового. И все, что мы узнавали сами, мы пытались доступными способами донести до детей. За время работы по проекту было видно, что детям было интересно, они внимательно слушали рассказы, смотрели с удовольствие презентации, рисовали, играли. Просили включить и послушать песни о войне.