Ольга Васильевна Попова
Долгосрочный педагогический проект «Страна Пддейка»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный педагогический проект
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение детский сад общеразвивающего вида
«АБВГДейка" г. Новоульяновск
Проект «Страна ППДейка»
Воспитатель: Попова О. В.
2013г.
Пояснительная записка
Данный проект представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах. Необходимость данного материала обусловлена тем, что цель дошкольного образования – формирование социально адаптированной личности ребенка, задаваемое государственным стандартом, в соответствии с потенциальными возрастными возможностями. Особую тревогу вызывает слабая подготовленность детей к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе.
Публикация «Долгосрочный педагогический проект „Страна Пддейка“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Жизнь ребенка очень дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире. И от того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь. Данный проект направлен на формирование системы знаний о безопасном поведении ребенка на улице. Необходимо довести до малыша очень сложные вопросы, причем довести так, чтобы он затаив дыхание поглощал информацию и с восторгом посещал занятия, чтобы желание узнавать новое не пропадало. Проект предусматривает систему работы с родителями по данному вопросу. Все исследователи отмечают, что работа по изучению правил безопасного поведения должна проводиться в тесном контакте с родителями, но не всегда родители знают, как и какие знания необходимо дать детям и не уделяют этому время.
Создание проекта по формированию практических навыков безопасного поведения детей на дороге позволит достичь конкретных результатов за недолгий период. Реализация проекта обеспечит активное участие детей, родителей и педагогов.
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный.
Участники: дети, педагоги, родители.
Целевая группа: дети 5-6 лет.
Вид проекта : групповой.
Масштаб проекта : долгосрочный.
Срок реализации: 1 год.
Проблема: отсутствие системы работы по формированию практических навыков безопасного поведения детей на дороге.
Актуальность: ежегодно на дорогах нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, гибнут в ДТП около 2000 детей, более 20000 получают травмы. Именно поэтому профилактика дорожно-транспортного травматизма остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.
Система образования активно работает над проблемой обучения детей безопасному поведению на дорогах. Как правило, найти полностью разработанные методические рекомендации для занятий не так-то просто, ведь к дошкольникам нужен особый подход. Разрабатывая проект, я старалась внести элементы новизны, множество наглядных пособий, игровые моменты, моделирование дорожных ситуаций, встречи с работниками ГИБДД, экскурсии, конкурсы и др. формы работы.
Цель: формирование практических навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать навыки безопасного поведения на дорогах у детей через практическую деятельность.
2. Закреплять правила дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства.
3. Обучение детей применению своих знаний в конкретных ситуациях.
4. Расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.
Предполагаемые итоги реализации проекта.
1. Знание детьми правил дорожного движения.
2. Понимание детьми назначение дорожных знаков.
3. Умение организовывать исследовательскую и творческую деятельность.
4. Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира.
5. Обогащение активного словарного запаса специальными терминами для свободного общения.
Этапы реализации задач:
Первый этап работы (диагностика) – уточнение представлений детей о правилах безопасности, т. е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе, она помогает педагогу определить знания детей, уровень их возможностей.
Второй этап (теоретическая подготовка) – анализ программы, изучение и подбор литературы, создание проекта.
Третий этап (практическая реализация) – расширение первоначальных детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний о правилах безопасности через занятия, беседы с детьми, заучивание рифмованных правил стихов, через чтение художественной литературы, игры-драматизации, наблюдения, экскурсии, создание и обыгрывание ситуаций на дороге, совместное изготовление макетов.
Четвёртый этап (результаты практической деятельности) – выставки детских рисунков, овладение навыками безопасного поведения на улице (правилами пешехода, знание дорожных знаков).
План реализации:
1. I блок - Тема: «Светофор и дорожные знаки. Транспорт» - 1 полугодие.
2. II блок - Тема: «Безопасность на улице» - 2 полугодие.
1 БЛОК
Тема: Светофор и дорожные знаки. Транспорт.
Задачи:
1. Познакомить детей с дорожными знаками.
2. Учить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки.
3. Дать представление о транспорте разного вида (грузовом, пассажирском, воздушном, водном).
4. Продолжать знакомить детей с правилами поведения на улицах города.
5. Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте.
Работа с детьми:
СЕНТЯБРЬ:
Занятия:
1. «Дорожные знаки» Н. Н. Авдеева, Р. Б. Стеркина «Безопасность».
Беседы:
1. «Внимание! Переходим через улицу»;
2. «Знаки запрещающие, предупреждающие, разрешающие»;
3. «Зачем нужны дорожные знаки».
Чтение художественной литературы:
1. Головко «Дорожные знаки»;
2. Дмоховский А. «Чудесный островок»;
3. Дорохов А. «Подземный ход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;
4. Кожевников В. «Светофор»;
5. Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков».
Игры:
1. «Азбука пешехода»,
2. «Виды перекрёстков»,
3. «Внимание! Дорога»,
4. «Домино» (дорожные знаки,
5. «Дорожные знаки»,
6. «Красный, жёлтый, зелёный».
Целевые прогулки: по улице; к нерегулируемому переходу; устройство проезжей части; дорожные знаки.
Сюжетно-ролевые игры:
1. «Водители и пешеходы».
Продуктивная деятельность:
1. создание макета «Наша улица».
Работа с родителями:
2. Памятка для родителей «Азбука дорожной безопасности».
3. Проведение тематических выставок детских рисунков, работ, создание папки «ПДД для дошкольников»
ОКТЯБРЬ
Занятия:
2. «Зачем нужны дорожные знаки» К. Ю. Белая, «Как обеспечить безопасность дошкольника».
Беседы:
4. «Какие правила следует соблюдать при переходе дороги»,
5. «Какие дорожные знаки вы знаете? Для кого предназначены дорожные знаки?».
Чтение художественной литературы:
1. Маршак С. «Светофор»;
2. Мигунова Н. А. «Светофор»;
3. Михалков С. «Дядя Стёпа – милиционер»;
4. Пишумов Я. «Пешеходный светофор», «Посмотрите, постовой».
Игры:
1. «Кто больше знает и назовёт дорожных знаков»,
2. «Найди такой же знак»,
3. «Необычный дорожный знак»,
4. «Островок безопасности»,
5. «Пешеходы и водители».
Целевые прогулки: по улице; к нерегулируемому переходу; устройство проезжей части; дорожные знаки.
Сюжетно-ролевые игры:
1. «Волшебный светофор».
Продуктивная деятельность:
2. выставка детских рисунков «В стране дорожных знаков», «Перекрёсток».
Работа с родителями:
3. Анкетирование родителей.
4. Проведение тематических выставок детских рисунков, работ, создание папки «ПДД для дошкольников».
НОЯБРЬ
Занятия:
3. «Светофор и его сигналы».
Беседы:
1. «Что вы знаете о работе инспекторов ГИБДД»,
2. «Что обозначают сигналы светофора».
Чтение художественной литературы:
1. Пляцковский И. «Светофор»;
2. Прокофьев С. «Мой приятель – светофор»;
3. Северный А. «Светофор»;
4. Серяков И. «Законы улиц и дорог»;
5. Загадывание загадок.
Игры:
6. «Поставь дорожный знак»;
7. «Светофор»,
8. «Теремок»,
9. «Угадай, какой знак»,
10. «Учим дорожные знаки»,
11. «Учись быть пешеходом».
Целевые прогулки: по улице; к нерегулируемому переходу; устройство проезжей части; дорожные знаки.
Сюжетно-ролевые игры:
2. «Улица города».
Продуктивная деятельность:
5. рисование «Придумай свой дорожный знак».
Работа с родителями:
6. Фотовыставка «Как мы учим правила движения».
7. Проведение тематических выставок детских рисунков, работ, создание папки «ПДД для дошкольников».
ДЕКАБРЬ
Занятия:
1. «Правила перехода нерегулируемого перекрёстка».
Беседы:
1. «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»;
2. «Как надо вести себя в общественном транспорте?».
Чтение художественной литературы:
1. Бедарев О. «Если бы …»;
2. Берестов В. «Про машины»;
3. Боровой Е. В рассказы из серии «А знаешь ли ты?»;
4. Гальперштейн Л. «Трамвай и его семья»;
5. Дорохов А, «Пассажир».
Игры:
1. «Угадай вид транспорта»;
2. «Водитель и пассажиры»;
3. «Домино» (транспорт);
4. «Как избежать неприятностей».
Сюжетно-ролевые игры:
1. «Автобус».
Целевая прогулка : к остановке пассажирского транспорта, по улице; наблюдение за движением транспорта и работой водителя.
Продуктивная деятельность:
1. «Моя улица»,
2. «Перекрёсток».
Моделирование ситуаций:
1. «Будущий водитель».
Работа с родителями:
1. Консультация «Посмотри направо – посмотри налево», «Внимание – дорога!».
2. Проведение тематических выставок детских рисунков, работ, создание папки «ПДД для дошкольников».
2 БЛОК
Тема: Безопасность на улице.
Задачи:
1. Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках
2. пешеходной части улицы, и с соответствующими мерами предосторожности.
3. Учить детей правилам поведения на улице, где можно и нельзя играть.
4. Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения.
5. Воспитывать у детей внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказать помощь другому.
Работа с детьми:
ЯНВАРЬ
Занятия:
1. «В городском транспорте» Н. Н. Авдеева, Р. Б. Стеркина.
Беседы:
3. «На чём люди ездят»;
4. «Пассажирский транспорт»;
5. Обсуждение опасных ситуаций.
Чтение художественной литературы:
6. Лешкевич И. «Гололёд»;
7. Михалков С. «Моя улица», «Скверная история»;
8. Носов Н. «Автомобиль»;
9. Огнецвет Э. «Кто начинает день».
Игры:
5. «Кто чем управляет»;
6. «На воде, в воздухе, на земле»;
7. «На чём я путешествую?».
. Сюжетно-ролевые игры:
2. «Водители и пешеходы»,
3. «ГАИ».
Целевая прогулка к остановке пассажирского транспорта, по улице; наблюдение за движением транспорта и работой водителя.
Продуктивная деятельность:
3. «Транспорт на улицах города»,
4. «Пассажирский транспорт».
Моделирование ситуаций:
2. «Авария на дороге».
Работа с родителями:
3. Беседа с родителями «Это важно знать детям».
4. Проведение тематических выставок детских рисунков, работ, создание папки «ПДД для дошкольников».
ФЕВРАЛЬ
Занятия:
2. «Знакомство с транспортом» К. Ю. Белая.
Беседы:
6. «Труд водителей»;
7. «Я – пассажир»;
8. Обсуждение различных опасных ситуаций, которые могут возникнуть при играх во дворе дома.
Чтение художественной литературы:
10. Пишумов Я. «Машина моя», «Азбука города», «Песенка о правилах», «На улице нашей», «Все мальчишки, все девчонки…», ;
11. Семернин В. «Запрещается – разрешается»;
12. Юрмин Г. «Любопытный мышонок»;
13. Загадывание загадок о транспорте.
Игры:
8. «Осторожно пешеход»;
9. «Сложи картинку»
10. «Улица города».
Сюжетно-ролевые игры:
4. «Гараж»,
5. «Транспорт».
Целевая прогулка к остановке пассажирского транспорта, по улице; наблюдение за движением транспорта и работой водителя.
Моделирование ситуаций:
3. «Помоги старушке».
Продуктивная деятельность:
5. Работа со строительным материалом «Гараж»,
6. Тестопластика «Транспорт».
Работа с родителями:
5. Памятка для родителей «Ребенок на дороге».
6. Проведение тематических выставок детских рисунков, работ, создание папки «ПДД для дошкольников»
МАРТ
Занятия:
1. «Безопасное поведение на улице» Н. Н. Авдеева, Р. Б. Стеркина;
Беседы:
1. «Безопасное поведение на улице»,
2. «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»,
3. «Где дети могут кататься на велосипеде?»,
Чтение художественной литературы:
1. Гангов А. «Кто храбрей?»;
2. Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили»;
3. Кончаловская Н. «Самокат»;
4. Лешкевич И. «Гололёд».
Моделирование ситуаций:
2. «Найдите дорогу в детский сад»,
Игры:
3. «Как избежать неприятностей».
Работа с родителями:
1. Памятка родителям «Как обучить ребёнка правилам поведения на улице».
2. Проведение тематических выставок детских рисунков, работ, создание папки «ПДД для дошкольников»
АПРЕЛЬ
Занятия:
2. «Знай и выполняй правила уличного движения» К. Ю. Белая.
Беседы:
4. «Где можно играть?»,
5. «Почему детям нельзя выходить на улицу без взрослых».
Чтение художественной литературы:
5. Маршак С. «Мяч»;
6. Михалков С. «Скверная история»;
7. Орлова Д. «Как Стобед качался на качелях»;
Моделирование ситуаций:
4. «Авария на дороге».
Игры:
5. «День дорожного движения».
Работа с родителями:
3. Консультация для родителей «Родителям о правилах дорожного движения».
4. Проведение тематических выставок детских рисунков, работ, создание папки «ПДД для дошкольников»
МАЙ
Занятия:
3. «Опасные участки на пешеходной части улицы» Н. Н. Авдеева, Р. Б. Стеркина.
Беседы:
6. «Почему нельзя играть на тротуаре?»,
7. «Правила дорожного движения обязательны для всех».
Чтение художественной литературы:
8. Пишумов Я. «Юрка живёт на другой стороне…»;
9. Шорыгина Т. «Волшебный мяч»;
10. Яковлев С. «Читакт книжку глупый слон…».
Моделирование ситуаций:
6. «Улица города».
Игры:
7. «Ребёнок переходит улицу».
Работа с родителями:
5. Консультация для родителей «Родителям о правилах дорожного движения».
6. Рекомендации для родителей «Школа безопасности».
7. Проведение тематических выставок детских рисунков, работ.
8. Создание папки «ПДД для дошкольников».
9. Оформление стендов и папок передвижек.
10. Анкетирование родителей по теме.
Литература
1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
2. Е. Я. Хабибулина «Дорожная азбука в детском саду». – Санкт-петербург, «Детство – пресс», 2011.
3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 2004.
4. Добрякова В. А., Борисова Н. В., Панина Т. А., Уклонская С. А. Три сигнала светофора. Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. Книга для воспитателеля детского сада. – М. : Просвещение, 1989.
5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
6. Коган М. С. Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры с дошколятами и школьниками. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007.
7. Степененкова Э. Я., Филенко М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1979.
8. Хромцева Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице. Учебное пособие – М. : Центр педагогического образования, 2007.
Диагностика по
программе.
Диагностика по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р. Б
Диагностика проводится в начале и в конце учебного года (сентябрь, май).
Цель диагностики в начале учебного года: определить те знания и представления, которые имеются у ребёнка; выявить умения и навыки дошкольников по формированию начальных основ безопасности жизнедеятельности.
Цель диагностики в конце года: определить уровень знаний и умения детей быстро и правильно действовать в различных жизненных ситуациях, желание сохранять и укреплять своё здоровье (т. е результаты проведенной работы).
Методика проведения диагностики:
1 Тема: «Ребёнок и другие люди».
Беседы: «Кто ты незнакомец», «Однажды на улице»;
обсуждение конкретных ситуаций;
дидактические игры: «Как избежать неприятностей», «Разложи по порядку».
2 Тема: «Ребёнок и природа».
Беседы по картинкам, плакатам;
наблюдения на участке во время прогулок и во время экскурсий;
дидактические игры: «Как избежать неприятностей в природе», «Кто, где
живёт» (про насекомых, «Распутай путаницу» (ядовитые растения, грибы,
ягоды).
3 Тема: «Ребёнок один дома».
Занятие-практикум «Спешим на помощь»;
дидактические игры: «Как избежать неприятностей дома», «Кто поможет?»,
«Скорая помощь», «Помогите милиция!».
4 Тема: «Здоровье ребёнка».
Дидактические игры: «Четвёртый лишний» (что вредно, а что полезно,
«Загадай, мы отгадаем» (об органах человека, их функции, «Валеология или
здоровый малыш» (культурно-гигиенические навыки, «Малыши-крепыши»
(закаливание, ЗОЖ);
Занятия, беседы, наблюдения.
5 Тема: «Эмоции».
Беседы: «Что я умею чувствовать», «Мои желания»;
рисование тематическое и свободное; игры-кляксы;
дидактические игры: «Что хорошо, что плохо», «Наши чувства и эмоции»,
тесты.
6 Тема: «Ребёнок на улицах города».
Занятие-практикум «Мы пешеходы»;
сюжетно-ролевые игры: «Милиционер-регулировщик», «Водитель и
пассажиры»;
дидактические игры: «Большая безопасная прогулка», «Дорожные знаки»,
«Найди ошибку».
Ответы детей оцениваются в баллах:
3 балла – высокий уровень (ребёнок хорошо ориентируется в предложенной теме, не испытывает особых затруднений при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации).
2 балла – средний уровень (ребёнок удовлетворительно ориентируется в предложенной теме, испытывает некоторые затруднения при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации).
1 балл – низкий уровень (ребёнок частично или вообще не ориентируется в предложенной теме, не может самостоятельно выбрать правильный выход из предлагаемой ситуации).
Высокий уровень с 16 – 18 баллов
Средний уровень с 13 – 15 баллов
Низкий уровень с 12 баллов
Количественный уровень в % высчитывается по формуле:
Сумма всех баллов в столбике умножить на 100 и разделить на идеальный балл.
Идеальный балл = количество детей умноженное на 3
Качественный уровень в % высчитывается по формуле:
Сумма всех 3 в столбике умножить на 100 и разделить на идеальный балл Диагностика по программе: «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеева Н. Н, Князева О. Л., Стё ркин Дата проведения: сентябрь 2012г., май 2013г.
№ Ф. И ребёнка 1 тема 2 тема 3 тема 4 тема 5 тема 6 тема баллы
сен. май сен. май сен. май сен. май сен. май сен. май сен. май
1 Глухов Д. 2 3 3 3 2 3 2 3 3 3 2 3 15 18
2 Белоусов А. 3 3 3 3 2 3 2 3 3 3 3 3 16 18
3 Микка К. 3 3 3 3 2 3 3 3 3 3 3 3 17 18
4 Володина В. 2 3 2 2 3 3 2 3 3 3 2 3 16 18
5 Вердибоженко В. 2 3 2 3 2 3 3 3 3 3 3 3 16 18
6 Долбещенков Е. 1 3 2 3 3 3 2 3 2 2 2 3 16 18
7 Кудряшова В. 3 2 1 2 3 3 3 3 3 3 3 3 13 15
8 Родионов В. 1 3 2 3 2 3 3 3 1 2 2 3 16 18
9 Нургалеев В. 1 2 3 3 1 2 1 2 2 2 2 2 8 14
10 Лукина Н. 3 2 2 2 2 2 2 2 3 3 2 3 10 12
11 Копылов Е. 3 3 3 3 3 3 2 3 2 3 2 3 15 18
12 Гусева А. 2 3 2 2 2 3 3 3 2 3 3 3 14 17
13 Незаметдинов С. 2 3 3 3 3 3 2 3 3 3 3 3 17 18
14 Трофимова А. 3 3 2 3 3 3 3 3 2 3 3 3 16 18
Количественный уровень % 74% 93% 78% 90% 79% 95% 79% 95% 83% 92% 71% 98% 77% 94%
Качественный уровень % 43% 78% 43% 71% 43% 71% 42% 85% 57% 78% 50% 93% 46% 79%
Выводы: Обследовано 14 детей. Из них:
на начало года имели: высокий уровень- 4 детей, средний уровень – 8 детей, низкий уровень – 2 детей.
Количественный уровень сформированности начальных основ безопасности жизнедеятельности дошкольников по
группе – 77%, качественный – 46%. Усвоение программы группы детей в целом – 62%
На конец года имели: высокий уровень – 11 детей, средний – 3 детей, низкий – нет.
Количественный уровень сформированности начальных основ безопасности жизнедеятельности дошкольников по
группе –94%, качественный –79%. Усвоение программы группы детей в целом –86%.
Процент увеличения, освоения программы группы детей в целом, за год – 24%.