Евгения Иванова
Педагогический проект «Символы нашей Родины»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Паспорт проекта 3
2. Актуальность 5
3. Анализ среды (внешней и внутренней) 6
4. Цель и задачи проекта 9
5. Участники проекта 10
6. Ресурсы проекта 10
7. Механизм реализации проекта 12
8. План реализации проекта 14
9. Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности 19
10. Перспективы дальнейшего развития проекта 19
Список литературы 21
Приложение
- конспекты НОД
- конспект мероприятий
- анкета для родителей и педагогов
- пословицы
Публикация «Педагогический проект „Символы нашей Родины“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Символы России для детей
- Темочки
- стихи о родине
- игры
- памятка
- буклет
- план
1. Паспорт проекта
Название
проекта «Символы нашей Родины»
Тема проекта «Формирование представлений о государственной символике России и Чувашской Республики у детей старшего дошкольного возраста»
Автор проекта Иванова Евгения Викторовна - воспитатель
Место реализации проекта г. Мариинский Посад МБДОУ детский сад «Аленушка», старшая группа «Солнышко»
Проблема, на решение которой направлен проект Государственная символика является частью истории и культуры страны.
Любовь к Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребёнка, к которой мы должны относиться очень бережно. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества.
Старший дошкольник ещё не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и её государственными символами.
Чтобы познакомить детей с гербом и флагом России и Чувашии, необходимо разобраться в истории развития государственной символики, понять и оценить её символический смысл, а также проникнуться мироощущением традиционной культуры.
Цель проекта Сформировать положительное эстетическое отношение к Государственным символам Чувашской Республики и Российской Федерации в рамках патриотического воспитания дошкольников.
Задачи проекта Познакомить с изображением Государственного флага и герба РФ и ЧР, гимнами.
Сформировать представление о значении государственных символов в истории народа.
Воспитывать уважительное отношение к Государственным символам, любовь к Родине, гордость за неё.
Углубить представление детей о России как государстве, в котором они живут (столица, президент).
Способствовать развитию грамматического строя речи, связной речи, обогащать словарный запас, расширять кругозор.
Поддерживать познавательный интерес к истории страны.
Участники проекта Дети старшей группы «Солнышко»
Родители
Педагоги
Сроки реализации проекта Краткосрочный - с 11. 01. 2016 г. по 29. 01. 2016г.
Ожидаемые результаты - У дошкольников сформированы представления о гербе, флаге и гимне нашей страны и республики.
- Появились первые проявления патриотических чувств, любви и уважения к малой родине и к стране.
- Дети применяют полученные знания о гербе, флаге и гимне нашей республики и Российской Федерации входе общения в игровых и жизненных ситуациях, адекватно оценивают поведение других детей и свое собственное поведение.
- Созданы условия в группе и ДОУ для расширения представлений у детей о государственной символике России и Чувашской Республики.
2. Актуальность
«Герб, флаг и гимн - самые главные отличительные знаки государства. Они обозначают единство страны, равноправие её народов. В них сохраняется память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость»
Мишель де Монтень
Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно входит в содержание патриотического воспитания дошкольников.
Однако принципы, методы, конкретные примеры такой работы раскрыты и представлены недостаточно не только в программах, но и в методической литературе по этому разделу.
В полной мере понять, осмыслить, запомнить некоторые исторические сведения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции – дело не простое и для школьников, и даже для младшего школьника, поскольку образно-символическое мышление у них развито ещё недостаточно, запас знаний об историческом прошлом Родины невелик, кругозор не так обширен.
С дошкольного возраста нужно воспитывать детей гражданами своей малой и большой Родины. Поэтому необходимо, кроме элементарных сведений о республике, в которой они проживают, дать ознакомительные сведения о гербе и флаге России. У народа они символизирует святость и гордость. Их назначение – объединение народов, проживающих на одной территории, на основе общей истории и традиций, отраженных в гербе, флаге и гимне.
Очень важно воспитывать у детей дошкольников ответственность, гражданскую позицию, любви к своей малой Родине.
Необходимо подчеркнуть, что понимание символических значений, нравственных смыслов, а тем более истории возникновения, становления и развития государственных символов Чувашии представляет определенную сложность для взрослого человека, не говоря уже о маленьком ребёнке. Поэтому очень важна организация систематической методической работы в детском саду в этом направлении.
3. Анализ среды (внешней и внутренней)
Анализ внешней среды
Ребёнок 5-6 лет уже способен устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между явлениями и предметами, систематизировать и группировать предметы. Эти возрастные особенности позволяют познакомить детей с различными видами гербов и эмблем, их основным назначением.
Детям старшего дошкольного возраста можно объяснить, что герб, флаг и гимн нашей страны объединяют граждан России и всех её жителей. Праздничное оформление улиц в дни государственных праздников призвано создать атмосферу единения народа, вызвать у каждого чувство сопричастности событию. Тот же смысл имеет исполнение Государственного гимна страны на торжественных мероприятиях, во время встречи Нового года. Объединительная функция наиболее понятная и доступная для дошкольников. Ребята хорошо усваивают представления о том, что символика города объединяет горожан, эмблема детского сада - детей, их родителей, а также его сотрудников.
Старшим дошкольникам доступно понимание отличительной функции государственных символов, функции принадлежности. Герб изображают на монетах, он служит символом, помогающим нам отличить денежные знаки нашей страны от зарубежных. В качестве отличительного знака на автомобилях, самолётах помещают изображение государственного флага. Очень важно, чтобы ребята поняли, хотя бы на элементарном уровне, зачем нужна стране государственная символика.
Во время прогулок и экскурсий стоит обращать внимание детей на то, что различные знаки и символы окружают нас в повседневной жизни, например: флаги, вывешенные на зданиях городской администрации.
Затрагивая столь сложную и серьёзную тему, как ознакомление с государственными символами нашей страны и республики, стоит обратить особое внимание на роль воспитателя. Ребёнок нуждается в руководстве и сотворчестве с педагогом. Роль воспитателя очень велика: воспитатель, в первую очередь, должен быть примером для детей. Педагогу важно получить отклик детей, услышать их высказывания, размышления.
Помимо ознакомления детей с символикой России на занятиях по окружающему миру, накоплению у ребёнка впечатлений, повторению и закреплению знаний, представлений способствуют беседы с воспитателем, наблюдения в повседневной жизни, игровая и творческая деятельность, праздники и развлечения. В процессе подготовки наглядно-дидактических материалов и пособий, дидактических игр и упражнений необходимо учитывать юридическую основу государственной символики России и Чувашии.
В связи с этим не следует использовать различного рода «разрезные картинки» с изображением государственных герба и флага России, т. е. любые пособия, нарушающие целостность их рисунка. Не стоит также предлагать детям старшего дошкольного возраста раскраски с изображением герба и флага. Ребята в этом возрасте далеко не всегда могут точно передать цвета государственных символов. Раскрашивая рисунок, они руководствуются не столько правилами, сколько собственными представлениями о красоте. Однако такого рода ограничения не распространяются на самостоятельное детское изобразительное творчество. Рисуя, например, улицу родного города, ребята украшают дома изображением флагов, рисуют двуглавого орла на милицейской машине или военной самолёте. Стремление детей изобразить герб или флаг воспитателю следует поощрять. Если же рисунок содержит ошибки, необходимо указать на них ребёнку, объяснить, в чём они заключаются, помочь их исправить.
Принципиально важным для ознакомления с государственными символами является сочетание познавательной деятельности с игровой и продуктивной. Для детей в силу психологических особенностей необходимо полученные знания и представления обыграть, выразить в рисунке или какой-нибудь другой продуктивной деятельности.
Накоплению впечатлений, развитию эстетического восприятия окружающей природы способствуют занятия по изобразительной деятельности, на которых ребята создают образы солнца, белой берёзы, синего неба и весенних ручейков, красной рябины и др. Основу символических значений цвета в геральдике составляют краски природы, что позволяет построить ознакомление детей с государственными символами на основе образов природы, подвести ребят к пониманию того, что цвета герба и флага России и Чувашии отражают красоту природы нашей страны и республики.
Знакомя детей с гербом и флагом нашей страны, возможно использование фольклора и народного искусства. Дошкольнику близки и доступны сказочные, песенные фольклорные образы. Их яркость и красота помогают сформировать положительное восприятие Государственного герба и флага. При этом следует избегать упрощений. Например, не стоит объяснять, что двуглавый орёл - это сказочная птица с двумя головами.
В работе с детьми шестого года жизни целесообразно использовать иллюстративно-дидактический материал «Государственные символы России» в качестве демонстрационного материала для проведения занятий, а также для индивидуальной работы с детьми вне занятий. В свободное от занятий время, например, в процессе индивидуальных бесед с детьми, можно рассмотреть рисунок государственного герба нашей страны и республики.
Обращаясь к фольклору, необходимо вспомнить и о пословицах и поговорках, которые также нужно использовать в работе с детьми. Знакомство с ними детей - очень важный элемент нравственно-патриотического воспитания.
Анализ внутренней среды
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аленушка». В ДОУ работает 6 дошкольных групп. Все группы полностью укомплектованы педагогическими кадрами, владеющими современными передовыми технологиями, и обслуживающим персоналом.
В ДОУ осуществляется образовательная деятельность с воспитанниками, в тесном взаимодействии разных специалистов: учитель – логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели.
Для полноценного и всестороннего развития детей в детском саду создана развивающая предметно-пространственная среда. В детском саду имеются интерактивная доска, ноутбук, компьютер; к ним подобрано необходимое оборудование. В методическом кабинете учреждения создана библиотека учебно-методической литературы. Есть раздаточный и демонстрационный материал для работы с детьми.
4. Цель и задачи проекта
Цель проекта :
Сформировать положительное эстетическое отношение к Государственным символам Чувашской Республики и Российской Федерации в рамках патриотического воспитания дошкольников.
Задачи проекта :
Познакомить с изображениями Государственного флага и герба РФ и ЧР, гимнами.
Сформировать представление о значении государственных символов в истории народа.
Воспитывать уважительное отношение к Государственным символам, любовь к Родине, гордость за неё.
Углубить представление детей о России как государстве, в котором они живут (столица, президент).
Способствовать развитию грамматического строя речи, связной речи, обогащать словарный запас, расширять кругозор.
Поддерживать познавательный интерес к истории страны.
5. Участники проекта
Дети старшей группы «Солнышко», в количестве 20 человек;
Воспитатель группы, в моем лице Иванова Евгения Викторовна;
Родители воспитанников старшей группы;
Педагог – логопед;
Физкультурный инструктор;
Музыкальный руководитель.
6. Ресурсы проекта
Качество реализации проекта обеспечивается использованием различных видов ресурсов:
Нормативно – правовые ресурсы:
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03.
Программно – методическое обеспечение
Программа: от рождения до школы. Примерная образовательная программа дошкольного образования» / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильевой. - 3 – е изд., испр. и доп. - М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015 – 368 с.
Материально – техническая база учреждения:
- литература: методическая, психолого-педагогическая, научно – популярная, художественная, методические пособия.
- кабинеты: заведующего, старшего воспитателя, физкультурного инструктора, учителя – логопеда, музыкальный и физкультурный зал.
- оборудование: компьютеры, принтеры.
Методическое обеспечение:
1. Пчелов Е. В. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. «Русское слово», 1993.
2. Романовский В. К. Символы российской государственности. Пособие для учителя. «Русское слово», 2002.
3. Хорошевич А. Л. Символы русской государственности. Издательство МГУ, 1993.
4. Министерство образования РФ. Государственная символика России, история и современность. Наглядное пособие: ЦНСО, 2003 ( комплект: книги + компьютерный диск).
Материально-техническое обеспечение:
1. Фонотека (запись гимна) ЧР и РФ.
2. Изображение символов (флаг, герб) .
3. Альбомы о Чебоксарах, Москве.
4. Мультимидийный проектор.
5. Слайды.
6. Карта РФ, ЧР.
Кадровые ресурсы:
Воспитатель: Иванова Евгения Викторовна
Педагог – логопед : Соловьева Ирина Александровна
Музыкальный руководитель: Мизгирева Елена Анатольевна
Физкультурный инструктор: Сергеева Оксана Владимировна
Информационные ресурсы:
1. Стенды для родителей (в ДОУ и группах)
2. Сайт ДОУ
3. Презентации
7. Механизм реализации проекта
Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап
- Разработка плана мероприятий, проводимых в рамках реализации проекта.
- Подбор литературы, иллюстраций, игр; составление анкет для родителей;
- Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
В ходе первого этапа с родителями воспитанников проводились беседы, консультации, анкетирование «Что вы знаете о государственной символике РФ и Республики Чувашии?» с целью изучения семейного опыта патриотического воспитания детей. Родители были задействованы :
- в сборе экспонатов и материалов для уголка национального компонета в группе.
- конкурсах совместных рисунков.
- во время прогулок по городу обращать внимание детей на то, где вывешиваются флаг России и флаг Республики Чувашии. - Разработка конспектов занятий.
- Знакомство с пословицами о родине.
- Чтение художественных произведений.
- Выступление на родительских собраниях.
- Проведение консультаций, бесед с родителями.
- Консультации для воспитателей по теме проекта.
- Рассматривание иллюстраций и картин о государственных символах Российской Федерации и Республике Чувашии.
- Дидактическая игра «Найди флаг», «Исправь ошибку»
- Подвижная игра «Раз, два, три - к чувашскому флагу беги!»,
- Прослушивание гимна России и РЧ, музыкальная игра «Угадай мелодию!»
- Викторина «Что я знаю о РЧ?»
- Выполнение аппликации «Сила солнца в его лучах».
Этап включает в себя интеграцию образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие», которая осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого с ребенком и самостоятельной деятельности детей. - Итоговый конкурс-викторина: «Герб, флаг, гимн РФ и РЧ»
- Буклет «Воспитание патриотизма»
- Презентация проекта
8. План реализации проекта
Этапы Наименование мероприятия Сроки Место проведения мероприятия Ответственные
Подготовительный этап С детьми: Беседа «Республика Чувашия и РФ» Уточнить и углубить знания детей о Чувашии и РФ (территория, президент, язык и др.)
«Чебоксары – главный город РЧ» Закрепить, систематизировать знания детей о столице РЧ, населении, достопримечательностях города. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, развивать бережное, эмоционально ценностное отношение к родному краю.
С родителями :
Рубрика: «Прочтите детям» (список произведений о Родине, родном крае в родительском уголке) Анкетирование: «Что мы знаем о государственной символике России и Республики Чувашии?»
С педагогами :
Консультация: «Патриотическое воспитание дошкольников»
11. 01.16
12.01.16
13.01.16
14.01.16
15.01.16 Группа Иванова Е. В.
Основной этап С детьми:
Знакомство с пословицами о родине.
Чтение художественных произведений.
«Государственный флаг РФ и РЧ» Познакомить детей с государственным флагом РФ и РЧ, дать представление о его происхождении, назначении, символике цветов и их взаиморасположении
Рисование «А у солнышка лучи ясные», «Российский флаг»
Рассматривание карты и символики России и Республики Чувашии.
«Государственный Герб РФ и РЧ» Познакомить с изображением Государственного Герба РФ и РЧ, формировать элементарное представление о происхождении и функции герба РФ и РЧ о символическом значении цветового сочетания «Государственный гимн РФ и ЧР» Познакомить с государственным гимном РФ и РЧ правилами его использования, рассказать о его происхождении, назначении, содержании. Определить его признаки, сходные с признаками других музыкальных произведений и отличие от них.
Дидактическая игра «Найди флаг», «Исправь ошибку».
«Москва – столица России» Уточнить и углубить знания и представления о России (территория, президент, столица, язык и др.)
Подвижная игра «Раз, два, три - к чувашскому флагу беги!», Прослушивание гимна России и РЧ.
Выполнение аппликации «Сила солнца в его лучах».
Анкета для педагогов
«Отношение к проблеме гражданского образования»
С родителями :
Сбор информации (книги, открытки, иллюстрации)
22.01.16
21.01.16
22.01.16
23.01.16 Группа Иванова Е. В.
Заключительный этап С детьми:
Конкурс-викторина внутри группы.
С родителями : - Буклет «Воспитание патриотизма»
С педагогами :
Игровое занятие.
«Государственные символы» 27.01.16 Группа Иванова Е. В.
9. Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности
- У дошкольников сформированы представления о гербе, флаге и гимне нашей страны и республики.
- Появились первые проявления патриотических чувств, любви и уважения к малой родине и к стране.
- Дети применяют полученные знания о гербе, флаге и гимне нашей республики и Российской Федерации в ходе общения в игровых и жизненных ситуациях, адекватно оценивают поведение других детей и свое собственное поведение.
- Созданы условия в группе и ДОУ для расширения представлений у детей о государственной символике России и Чувашской Республики.
Критериями оценки эффективности реализации проекта являются :
1) Достижение цели проекта и выполнение поставленных задач.
2) Соблюдение механизма реализации проекта и выполнение поставленных задач.
10. Перспективы дальнейшего развития проекта
Участие в данном творческом проекте позволило расширить свой профессиональный опыт, найти необычные способы взаимодействия с детьми и их родителями.
К работе по ознакомлению дошкольников с государственной символикой были привлечены родители. Чтобы выяснить их интерес к данной теме, провели анкетирование «Что вы знаете о государственной символике РФ и РЧ?» в ходе чего, выяснилось что уровень знания государственной символики у родителей на достаточно высоком уровне. Все родители признали необходимость и полезность работы с детьми по ознакомлению с государственной символикой.
Существенным компонентом проекта является диагностика знаний, умений и навыков которые дети усвоили в данной возрастной группе. Уровень знаний и представлений, имеющихся у дошкольников, определяют в начале и в конце учебного года.
По завершению проекта работа по ознакомлению детей с символикой РФ и РЧ в ДОУ не прекращается.
В результате реализации проекта расширяем знания детей по разделу
«Ознакомление с родным краем, за счёт формирования представлений о государственной символике России и Республики Чувашии».
Данный проект может быть использован педагогами ДОУ, специалистами ДОУ, родителями воспитанников.
Таким образом, формирование представлений о государственной символике России и Чувашской Республики у детей старшего дошкольного возраста – это необходимый процесс, которым управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психологофизические особенности дошкольников.
11. Список литературы
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ, 2005.
2. Антонов Ю. Е., Левина Л. В. Как научить детей любить Родину - М. ,2005.
3. Бубенина Н. В. Патриотическое воспитание в детских библиотеках. - М., 2001.
4. Васильева Л. Г. Загадки народных узоров. Развитие у детей 5 – 7 лет способностей к созданию образов – символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. Учебно – методическое пособие. Чебоксары: «Новое время», 2005. – 88 с.
5. Дошкольное воспитание. Издательский Дом «ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА», № 11, 2015. Ерохина Е. Л., Круглова Т. А. Государственные символы России : флаг, герб, гимн. Альбом для занятий с детьми 5-7 лет. - М. : Издательство «Ювента», 2002. Жукова Р. А. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группа. Разработка занятий. Издание 2-е переработанное. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010.
6. Загуменная Л. А. Социально – личностное развитие дошкольников: программа, планирование, занятия, диагностические материалы. Старшая группа. – Волгоград: Учитель, 2012.
7. Иванова В. А., Фотоальбом Чувашия, Москва. «ПЛАНЕТА», 1988.
8. Иванова В. А., Черняковский М. М. Чебоксары Шупашкар. Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1983.
9. Калашников Г. В. Гербы и символы : История Российского герба. Альбом демонстративных картин. - СПб, Детство-Пресс. 2006.
10. Кондрыкинская Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. - М., 2006.
11. Меджитова Э. Д., Трофимов А. А. Чувашское народное искусство. Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1981.
12. Программа: от рождения до школы. Примерная образовательная программа дошкольного образования» / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильевой. - 3 – е изд., испр. и доп. - М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015 – 368 с.
13.
14. Ривина Е. Знакомим дошкольников и младших школьников с гербом и флагом России. - М., 2002.