Зинаида Раданчук
Педагогический проект по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста «Я здоровье сберегу сам себе я помогу»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
Самой актуальной на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. Из года в год увеличивается количество детей не только с врождёнными заболеваниями, но и с приобретёнными в процессе жизни дефектами здоровья.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10 % среди детей, поступающих в школу. Такое положение дел связано не только со сложной экологической обстановкой и другими объективными причинами, но и с недостатком элементарных знаний о своём организме, сохранении и укреплении его здоровья.
Публикация «Педагогический проект по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста „Я здоровье сберегу сам себе я помогу“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
В рамках темы недели «Мы за здоровый образ жизни» был создан педагогический проект «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!». Дети и их родители приняли активное участие в реализации данного проекта, девизом которого является «Ты счастлив завтра, если думаешь о здоровье сегодня!»
Направление деятельности:
• Сформировать у дошкольников представления об основах здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих;
• Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми;
• Заинтересовать родителей в соблюдении здорового образа жизни в семье.
Проблема:
• Дети не могут в достаточном объёме рассказать об основах здорового образа жизни.
• Незаинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей.
Причины:
• Неосведомленность родителей о важности совместной двигательной деятельности с детьми и нежелание родителей организовывать двигательную деятельность с детьми.
• Недостаточность знаний родителей о физических навыках и умениях детей данного возраста.
• Родители недостаточно уделяют внимания формированию здорового образа жизни в семье.
Цель проекта : Сформировать у дошкольников представления об основах здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Задачи проекта :
• Продолжать формировать у детей позиции признания ценности здоровья, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
• Продолжать формировать культурно-гигиенические навыки. Воспитывать привычку сохранять правильную осанку.
• Закреплять у детей представления о полезных и вредных продуктах питания.
• Расширять представления о влиянии закаливания на здоровье человека.
• Сплотить детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
• Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.
• Расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей среднего дошкольного возраста.
• Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.
• Заинтересовать родителей в соблюдении здорового образа жизни в семье.
Тип проекта : Педагогический, познавательный, практико-ориентированный, групповой, долгосрочный.
Сроки реализации: в течении учебного года
Участники: дети старшей группы, воспитатели, инструктор по физической культуре, медицинская сестра, родители
Ресурсы:
Материально-технические: магнитофон, спортивное оборудование, компьютер, видеопроектор, музыкальный центр, пластилин, цветная бумага, ножницы, клей, кисточки для клея, салфетки, книги и иллюстрации, спортивный инвентарь, дидактические игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
Кадровые: взаимосвязь с медицинским блоком, физкультурным и музыкальным руководителем ДОУ.
Информационные : методическая и художественная литература, энциклопедии для дошкольников, материалы мероприятий с дошкольниками, иллюстрации и картотеки по теме.
Нормативно-правовые: соблюдение СанПиН в плане режима, организация детской деятельности в ДОУ.
Ожидаемые результаты:
- Знать несложные приёмы самооздоровления;
- Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья (соблюдение режима, правильное питание, чистота тела, спорт);
- Повышение речевой активности, активизация словаря по теме «Наше тело»
- Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев;
- Приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни, что позволит снизить заболеваемость детей
- Повысится заинтересованность родителей в ведении здорового образа жизни своего и ребёнка
Этапы реализации проекта :
1-й этап – подготовительный
Его цели:
- изучить методическую, научно - популярную и художественную литературу по теме;
- подобрать иллюстративный материал по данной теме, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной, театрализованной деятельности;
- составить план мероприятий на каждый день, картотеку стихов, загадок, пословиц, массажа, зрительной и дыхательной гимнастики
- привлечь родителей к совместной работе с ДОУ по воспитанию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста
На данном этапе необходимо обозначить проблему:
- Как сохранить своё здоровье?
2-й этап – Основной:
Совместная деятельность детей, воспитателей и родителей.
Ежедневное проведение утренней гимнастики, гимнастики после дневного сна, «Дорожки «здоровья», физкультминуток, артикуляционных и пальчиковых игр, профилактических гимнастик (дыхательной, гимнастики, упражнений, направленных на сохранение правильной осанки, зрения профилактики плоскостопия);
НОД «Сохрани своё здоровье сам», «Где прячется здоровье?», «Режим питания» лепка «Тарелка с фруктами», аппликация «Заготовка овощей на зиму»; рисование «Овощи и фрукты – полезные продукты».
Цель: формировать у детей понятие о здоровом образе жизни, умение заботиться о своём здоровье; закрепить знания детей о пользе фруктов и овощей.
Чтение художественных произведений, просмотр краткометражных фильмов о ЗОЖ, заучивание пословиц и поговорок о здоровье;
Рассматривание иллюстраций: «Почему заболели ребята».
Беседы: «Что такое здоровье?», «Мы порядком дорожим - соблюдаем свой режим», «О роли питания для здоровья», «Спорт - это сила и здоровье», «Зачем и как нужно закаляться?», «Что лучше - болеть или быть здоровым?», «Что такое осанка?»;
Прогулка: Игры с бегом: "Быстро возьми, быстро положи"; игры с прыжками: "Лягушки и цапли"; игры с бросанием и ловлей - "Кого назвали - тот и ловит".
Игры-эстафеты: «Бег с препятствиями», игры со спортивным инвентарём (скакалки, мячи, кегли, городки, "Кто быстрей", «Попади в обруч», эстафеты с мячом: «Забрось мяч в корзину», «Передай мяч», «Прыгай с мячом».
Подвижные игры по теме: «Дружные пары», «Кто лучше прыгнет?», «Перебежки», «Кто дальше?», «Попади в цель», «Олимпиада», «Полоса препятствий», «Парный бег»- учить бегать парами, «Ловишки».
Лаборатория: «Чистим зубы – избавляемся от микробов».
Цель: закрепить правила ухода за зубами, правильной чистке и уходе за зубной щёткой.
Советы Мойдодыра – знание правил гигиены;
Развлечение «В гостях у доктора Айболита» - закрепить знание правил гигиены для здоровья, развивать ловкость, быстроту, силу.
Сюжетно- ролевые игры «Больница», «Поликлиника», «Магазин», «Овощной магазин», «Спортзал»
Цель: дать детям представление о деятельности разных профессий; формировать эмоционально - познавательное общение детей друг с другом и со взрослыми, воспитывать интерес к играм, желание заботиться о своём здоровье.
Проведение дидактических игр по теме «Полезно – вредно», «Вершки-корешки», «Угадай на вкус», «Скажи по-другому», «Чудесный мешочек», «Чистота - залог здоровья», «Что лишнее?», «Угадай по описанию»;
Работа с родителями:
Знакомство с мероприятиями проекта, включение родителей в ход проекта.
Анкетирование родителей «О здоровье всерьёз»
Консультации: «Закаляемся правильно», «Безобидные сладости»
Картотека: «Сундучок бабушкиных рецептов»
Изготовление газеты для родителей «Будь здоров»,
информационных буклетов : «Гимнастика маленьких волшебников». Массаж волшебных ушек», «Игровой массаж для закаливания дыхания «Поиграем с носиком» (самомассаж носа.)
Папки передвижки: «Игры с детьми зимой»; «Правильное питание для детей».
Фотовыставка: «Путешествие по стране Здоровья»
Индивидуальные проекты семей : «Как я забочусь о здоровье своего ребёнка»
3-й этап – заключительный.
Итогом всей нашей работы станет:
- Праздник «Путешествие по стране Здоровья» совместно с родителями
- Фоторепортаж «Свое здоровье сберегу, сам себе я помогу»
-Выставка детского творчества «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!»
Дети совместно с родителями сделали свои работы (рисунки, поделки) и презентовали свою работу небольшим рассказом.
Результаты:
Работа в данном направлении будет интересна не только педагогам, но и родителям, так как они будут вовлечены в воспитательно - образовательный процесс, что позволит им сделать правильный выбор в развитии и сохранении здоровья своего ребёнка.
• Дети расширили свои представления о здоровом образе жизни и его обязательных составляющих;
• Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта;
Желание родителей организовывать двигательную деятельность с детьми и уделять больше внимания здоровому образу жизни в семье