Получи документы

Педагогический проект «Новая жизнь традиций». Кейс-технологии в проектной деятельности школьников 5–6 классов

Галина Ястребова
Педагогический проект «Новая жизнь традиций». Кейс-технологии в проектной деятельности школьников 5–6 классов
▼ Скачать + Заказать документы

1. ВВЕДЕНИЕ

Цель: познакомить обучающихся и педагогов с новым понятием «кейс-технологии», показать возможность их применения в учебной творческой деятельности на примере занятий внеурочной деятельностью в арт-студии «Лаборатория войлочных идей» совместно с учащимися 5-6 классов.

Задачи: показать обучающимся и педагогам, что кейс – технологии можно использовать не только в центрах «Точка роста», но и в обычных школах при изучении технологии с учетом ФГОС и Концепции преподавания предметной области «Технология, давая новую жизнь русским народным традициям и ремеслам;

Публикация «Педагогический проект „Новая жизнь традиций“, Кейс-технологии в проектной деятельности школьников 5–6 классов» размещена в разделах

- познакомить с историей и изучить различные приемы техники валяния, расширить знания о таком материале, как шерсть;

- усовершенствовать навыки и умения изготовления изделий из шерсти.

Срок проекта : долгосрочный

Проблема: основным противоречием на современном этапе образования в предметной области «Технология», на мой взгляд, является постепенное утрачивание русских народных культурных традиций и ремесел (вышивка, валяние, кружевоплетение, деревообработка, войлок, лозоплетение и т. д.). Урок труда или технологии всегда был, да и сейчас остаётся практическим уроком. Уроком, на котором школьники приобретают практические умения и навыки, используя теоретически приобретенную информацию. Они учатся трудиться, делать материальный продукт своими руками. Они готовятся к реальной жизни. Мы живем в 21 веке, технологии не стоят на месте, с огромной скоростью движутся вперед, развиваются, но это не значит, что из школьного образования должны уйти практические уроки творческой направленности, связанные с русскими корнями. И наравне с 3D - моделированием, квадракоптерами и ардуинами, в школе непременно должны оставаться русские народные промыслы и ремесла. 21 век – это век информационных технологий, век динамики и высоких скоростей, но никто не отменял творческий подход к делу. Я считаю своим педагогическим долгом воспитание творческой личности, Человека – Творца, а не простого потребителя материальных и духовных благ.

Актуальность: формирование исследовательской (проектной) культуры обучающихся определяет одно из основных направлений внеурочной деятельности школы. Поэтому для успешной самореализации детей и подростков в пространстве научного творчества, формирования ценностного отношения к поисковой деятельности в нашей школе организована внеурочная деятельность юных исследователей в лаборатории шерстяных идей. Здесь девочки учатся организации и осуществлению проектной деятельности, развивают творческие способности, пространственное мышление, экономические навыки, художественный вкус, наглядно видят результаты своего труда, которые можно пощупать и ощутить. Они знакомятся и исследуют новые материалы: волокна, нити, новые техники и технологии, о которых раньше не имели понятия, которые используют для претворения в жизнь творческих задумок.

Сегодня валяние - популярный вид рукоделия, он является одним из востребованных ремесел на современном рынке. Целью занятий по валянию является создание изделий из шерсти, развитие мелкой моторики, воспитание художественного вкуса, развитие креативных сторон личности, критического мышления, развитие способностей к реализации замыслов по средствам использования изобразительных средств выражения (техника, приемы, материалы, чего невозможно достичь без использования кейс – технологии.

Предполагаемый результат: работая на результат, пришла к выводу, что предмет «Технология» - это особая интегрированная дисциплина. Она объединяет различные области знаний в школе, способствует соединению теории с практикой, направлена на овладение обучающимися навыками конкретной, реальной, а не виртуальной деятельности, обеспечивает преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности. А социальная значимость результативности использования кейс – технологии обеспечивает формирование у школьников технологического и инженерного мышления.

Думаю, что кейс – методика в ОО «Технология» приведет к положительным результатам в обучении детей, поскольку важнейшую группу образовательных результатов составляет полученный и осмысленный детьми опыт практической деятельности. Содержание программы внеурочной проектной деятельности строится с учетом технолого-экономических предпосылок развития страны в целом, так и с опорой на традиционные местные особенности и приоритеты.

Я жду от своего проекта развития гибких компетенций, креативного и критического мышления, коммуникативных качеств личности, навыков проектной теоретической и практической деятельности у школьников, а также их глубокого погружения в мир войлоковаляния.

Уроки и внеурочная деятельность в рамках моего педагогического проекта дают школьникам возможность реализации практически разработанных проектов в условиях реальных предприятий и организаций своего города или экономически выгодных предприятий малого и среднего бизнеса, что дает большие перспективы для их развития.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Ведущей формой учебной деятельности в ходе освоения предметной области «Технология» является проектная деятельность в полном цикле : «от выделения проблемы до внедрения результата». Это позволяет учитывать и возрастные, и индивидуальные особенности ребёнка. Своей основной педагогической технологией считаю проектный метод, нередко применяю кейс – методы при изучении различных техник и технологий войлоковаляния ведь он способствует рождению креативной личности.

Арт – студия «Лаборатория войлочных идей» работает по плану. Тематика занятий определяется в соответствии с интересами и потребностями обучающихся, и может корректироваться в течение года. Вот лишь некоторые темы занятий:

5 класс

Круглый стол «Структура проекта. Требования к содержанию исследовательских проектов»

Практикум «Проект – от замысла к воплощению»

Техника и технология «Сухое валяние». Валяние игрушек, фруктов

Благотворительный проект «Ярмарка во благо»

Практикум «Презентация исследовательских работ: оформление и защита»

Практикум «Шерстяная живопись» (картины, панно из шерсти)

«Портфолио» - от достижений к саморазвитию»

6 класс

Практикум «Социальный проект «Твори добро!»

Деловая игра «В мире творчества и открытий»

Техника и технология «Мокрое валяние». Валяние аксессуаров и сувениров

Социально – экономический проект «Масленичная ярмарка»

Практикум "Ораторами не рождаются – ораторами становятся!»

Практикум «Новая жизнь традиций». Валяние варежек, бактусов, чехлов для телефонов

Интеллектуальный клуб «Исследовательская работа по валянию: проблемы, поиски, решения»

Направление кейс - технологии на сегодняшний день является актуальным не только в экономике, медицине, юриспруденции, но и в образовании. Посещая эти занятия, девочки знакомятся с основами проектной деятельности, отрабатывают на практике планирование основных этапов проекта, приобретают навыки оформления и представления результатов собственного труда, учатся заниматься предпринимательской деятельностью, решают ранее неизвестные практические задачи, выходят из сложных ситуаций. Не только теоретически на уроках технологии, но и на практике.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у школьников новых качеств и умений.

Проанализировав ряд проблем, обучающиеся получают опыт решения ситуаций, аналогичных тем, что встречаются в жизни. Они - то и представляют для школьников главную сложность, с которой необходимо справиться.

2.1. Например, ЗАНЯТИЕ

ТЕМА: «ПРОЕКТ – ОТ ЗАМЫСЛА К ВОПЛОЩЕНИЮ»

Главная цель, которая стояла передо мной – научить детей самостоятельно разрабатывать и представлять собственные проекты (на примере создание модели образа камвольной фабрики будущего). Моделируя образ камвольной фабрики будущего, сначала мы с девочками определили проблемное поле, т. е. основные этапы проекта, сформулировали его цель и задачи, определили методы работы над проектом.

Затем последовательно решали эти задачи, работая с корреспонденцией и Internet-ресурсами (знакомясь с особенностями мировых фабрик по выпуску шерсти). Используя метод ситуационного анализа, выясняли знания ребят о производстве шерсти в будущем, составляли опросник.

Таким образом, проанализировав проблему с разных сторон, нам удалось создать модели различных фабрик по производству шерсти в будущем. Девочки остались довольны тем, что смогли выразить свои мечты и идеи по проектированию будущего текстильного производства. А с ученицами 6-7 класса был реализован кейс – проект «Дом для куклы Барби» по проектированию и его изготовлению из нового материала «Пеноплекс» (ну чем не инженерная работа). А вся начинка этого дома (коврики, покрывала, занавеси) была сваляна из натуральной шерсти в технике нунофелтинга и мокрого валяния.

2.2. Например, ЗАНЯТИЕ

ТЕМА: «В МИРЕ ТВОРЧЕСТВА И ОТКРЫТИЙ»

Проблема, которую определяет педагог в начале занятия – развивать умения, необходимые для грамотной работы над проектом.

В ходе занятия девочки отрабатывают проблемные ситуации и определяют самостоятельно алгоритм, необходимый для успешной проектной деятельности.

1. Развитие умений видеть проблемы – используется метод ролевой игры

Цель: расширить опыт анализа и формулировки выводов у обучающихся.

Педагог читает детям неоконченный рассказ:

"Вы заказали поставщику доставку 10 кг непрядёной шерсти с фермерского хозяйства, он задерживает доставку на 3 дня. "

Задание: продолжить рассказ, оценив эту ситуацию с позиции (начало текста педагог раздает ребятам) : 1 группа - поставщика;

2 группа - валяльщицы.

2. Развитие умений выдвигать гипотезы - используется метод проблемного обучения, когда имеется определенное познавательное затруднение, требуется умственный поиск в новой ситуации. Опыт для её решения уже имеется.

Задание. Сформулируйте в группах по 1-2 гипотезы для следующих вопросов:

> Почему осенью состриженная шерсть у овечек более качественная? - 1 группа;

> Почему люди одеваются по - разному? - 2 группа;

> Почему в одних варежках руки мерзнут, а в других – нет?

Девочки выполняют задания в группах.

По итогам выполненных заданий обязательно совместно с детьми делаются обобщения, выводы.

3. Развитие умений логически рассуждать – метод мозгового штурма

(работа в группах)

Цель: развивать логическое мышление учащихся, учитывая короткий промежуток времени, работа в цейтноте.

Задание 1

Четыре подруги - Женя, Катя, Даша и Валя – валяли по-сухому интерьерные игрушки. Кто-то делал зайца из белой шерсти, кто-то розового слона, кто-то зайца из серой шерсти, а кто-то котенка из белой шерсти. Катя и Даша работали с шерстью одного цвета, Женя и Катя делали одинаковые игрушки. Кто, какие игрушки делал?

Ответ: Катя делала белого зайца, Женя - серого зайца, Даша - белого котенка, Валя - розового слона.

Задание 2 (это практическое задание отрабатывается детьми на каждой ярмарке)

На ярмарке рукоделия продаются примерно одинаковый ассортимент товаров, но у конкурентов торговля идет лучше, от покупателей нет отбоя, их прибыль растёт, а у вашего прилавка народ не останавливается. Что вы предпримите для изменения данной ситуации?

Ответ: изменение цены в сторону её уменьшения, реклама товара, зазывалы, небольшие подарки, акция: 3 по цене 2х, беспроигрышная лотерея и другие способы привлечения покупателя.

2.3. Например, ЗАНЯТИЕ

ТЕМА: "ОРАТОРАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ, ОРАТОРАМИ СТАНОВЯТСЯ!"

Цель: обучение школьников технике доклада или любого устного выступления, активизация речевой деятельности, расширение и интегрирование знаний обучающихся, вовлечение их в активную проектно-исследовательскую деятельность.

Исходя из темы занятия, девочки самостоятельно определяют проблему, над которой им предстоит работать с педагогом. Далее они получают кейс (портфель) с набором проблемных упражнений и задач, решив которые они смогут овладеть основами ораторского мастерства и сформулировать основные положения и правила устного выступления.

ЗАДАНИЕ 1

Умение работать над интонацией.

Интонация – выделение голосом отдельных отрезков речи, слов, фраз, предложений. Без интонации все богатства языка были бы мертвы.

Упражнение “Выделение интонацией”

Произносим фразу “Я тебе говорила, что валяная брошка на ярмарке стоит 100 рублей”, выделяя интонацией по очереди каждое слово.

Педагог : мы видим, как меняется смысл фраз в зависимости от интонации.

ЗАДАНИЕ 2

Умение понимать смысл сложных терминов и с их использованием строить предложения.

Упражнение “Объяснение значения слов, составление с ними предложений”

СВОЙЛАЧИВАЕМОСТЬ

ТАКТИЛЬНЫЙ

ЛАНОЛИН

ЭКСТРАВАГАНТНЫЙ

КРЕДО

УТРИРОВАТЬ

ПЛАСТИЧНОСТЬ

ЗАДАНИЕ 3

Умение говорить уверенно, без запинки.

Упражнение: «Скажи скороговорку»

«На дворе трава, на траве дрова,

Раз – дрова, два – дрова, три – дрова»

«Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет»

«На мели мы налима лениво ловили,

Меняли налима вы мне на линя.

О любви не меня ли вы мило молили,

И в туманы лимана манили меня?»

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая в школе, учитель постоянно должен повышать свой профессиональный уровень. Совершенствоваться в педагогике и в области преподавания своего предмета. Поэтому как учителя технологии, меня интересуют новые тенденции в рукоделии.

Работа с непряденой цветной шерстью для меня представляет огромный интерес. С натуральной шерстью очень приятно работать, она теплая, живая, мягкая, разноцветная. Неудивительно, что она заняла почетную нишу среди материалов для хобби.

Заниматься войлоком я начала 4 года назад и меня это очень увлекло, достигла определенных успехов в этом виде творчества. Давала несколько МК в районе, выступала по радио «Липецк FM» с обзором этого вида рукоделия, в городском доме ремесел проходила моя персональная выставка «Душа войлока». Свой опыт стараюсь передавать обучающимся нашей школы. Эта технология работы с шерстью вызывает огромный интерес у детей и взрослых. Изделия красивые, экологически чистые, сам процесс изготовления захватывающий и имеет большое будущее. Изделия пользуются спросом на ярмарках, выставках и в художественных салонах. Приобретение материалов и инструментов не составляют трудностей. Все продвинутые магазины по рукоделию предлагают разнообразный выбор цветной шерсти и иглы для фильцевания, а это все, что нам нужно для рукоделия. Поскольку сухой и мокрый способы валяния мы с обучающимися уже освоили, то в планах у нас валяние обуви: следков, домашних тапочек, детских пинеток и др. Девочки уже пробовали валять: украшения (бусы, сережки, броши, интерьерные цветы, всевозможные аксессуары (сумки, очешники, чехлы для телефонов, предметы интерьера – картины, экологически чистые детские игрушки.

Свой выбор для представления педагогического проекта я остановила на изготовлении варежек. Это не простой метод изготовления, но для меня, имеющей опыт в области валяния шерсти, это будет еще один шаг вперед в данном направлении. А интерес детей все больше направлен на творческое развитие, так как через творчество ребенок может самовыражаться и повышать свой потенциал, понять в какой области предлагаемых предметов обучения он имеет наибольший успех, что помогает ему выбрать его будущую профессию.

Раздаточный материал

Тестовые задания «Войлочный калейдоскоп»

1. Назови инструменты для валяния: а) наперсток

б) игла для валяния

в) линейка

г) виброшлифовальная машина

2. Назови материалы для валяния: а) вискоза

б) шерсть

в) фоамиран

г) папиросная бумага

3. Что используют для декора войлочных изделий?

а) маргиланский шелк

б) лен

в) гофрированная бумага

г) шерстяные нити

4. Перечисли нетканые материалы: а) синтепон

б) фетр

в) войлок

г) кружево

5. Назови температуру воды для качественного войлоковаляния:

а) 0+5 град.

б) +60+80 град.

в) +20+30 град.

г) +120 град.

6. Что валяли на Руси? а) ремни

б) валенки

в) бурки

г) пимы

7. Шерсть каких животных используют в валянии? а) коза

б) овца

в) тигр

г) верблюд

8. В чем измеряется тонина шерстяного волокна? а) сантиметрах

б) нанометрах

в) метрах

г) микронах

9. Как называется свойство шерсти, которое приводит к образованию войлока?

а) пиллингуемость

б) свойлачиваемость

в) усадка

г) водопроницаемость

10. Расположите по порядку этапы мокрого валяния

а) притирание

б) смачивание

в) сушка

г) полоскание

д) раскладка

е) валяние

Ключ к тестовым заданиям «Войлочный калейдоскоп»

1. б, г

2. а, б

3. а, б, г

4. а, б, в

5. б

6. б, г

7. а, б, г

8. г

9. б

10. д, б, а, е, г, в

Публикации по теме:

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии «Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс - технологии» 2 слайд. Главной задачей государственной.

«Новая жизнь старых газет». Фоторепортаж«Новая жизнь старых газет». Фоторепортаж Рада приветствовать всех друзей и гостей моей странички! Сегодня я хочу поделиться с вами событием, нашей районной газете "Семикаракорские.

Фотоотчет «Новая жизнь старой книги»Фотоотчет «Новая жизнь старой книги» Фото отчет "Новая жизнь старой книги" Людмила Рудено Я работаю в детском с добрых советских времен. когда игрушки, мебель и все необходимое.

Фотоотчет «Новая жизнь бросового материала»Фотоотчет «Новая жизнь бросового материала» Человеку в процессе жизни свойственно оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. В каждом доме образуется огромное количество.

Конспект НОД с использованием кейс-технологии для детей подготовительной к школе группы «Очистка воды»Конспект НОД с использованием кейс-технологии для детей подготовительной к школе группы «Очистка воды» Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования. Задачи: • Познакомить детей.

Мастер-класс «Новая жизнь старой куклы».Мастер-класс «Новая жизнь старой куклы». Когда то давно, не помню в какой книге прочитала что в игрушках, которыми долго играют, поселяется душа. Прочитала и поверила, может от.

МК «Новая жизнь старых носков»МК «Новая жизнь старых носков» Я опять возвращаюсь к теме дальнейшего использования старых и уже ненужных вещей. На этот раз речь пойдет о старых носках, которые найдутся.

Новая жизнь старой открытки, или Новогодний квиллингНовая жизнь старой открытки, или Новогодний квиллинг Моё давнее и любимое увлечение – квиллинг. Своим увлечением я «заразила» и детей нашей группы. В прошлом году мы познакомились с азами квиллинга,.

Новая жизнь старых новогодних шаровНовая жизнь старых новогодних шаров Один из самых простых способов создать собственные украшения на елку - декорировать уже готовые шары. Сегодня я покажу, как можно сделать.

Фотозарисовка «Новая жизнь старых вещей»Фотозарисовка «Новая жизнь старых вещей» Расхламление - полезная штука, но не спешите! Можно подарить новую жизнь старым вещам, удивить себя и родных. Вторая жизнь ненужных вещей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Новая жизнь традиций». Кейс-технологии в проектной деятельности школьников 5–6 классов
Опубликовано: 10 декабря 2020 в 17:53
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Новая жизнь традиций». Кейс-технологии в проектной деятельности школьников 5–6 классов» (включая файлы) размещена пользователем Галина Ястребова (УИ 103976) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД