Елена Конькова
Педагогический проект «Научи меня играть» (для детей средней группы)
▼ Скачать
Введение:
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации. (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, А. П. Усова и др.).
Публикация «Педагогический проект „Научи меня играть“ (для детей средней группы)» размещена в разделах
Наличие реальных взаимоотношений детей в игре отмечалось в педагогических работах В. П. Залогиной, в психологических исследованиях Д. Б. Эльконина. А П. Усова впервые определила особенности этих взаимоотношений и их влияние на становление детского коллектива, на формирование общественных качеств детской личности.
Актуальность:
Современная жизнь ребенка — это компьютер, телевизор, разнообразные игровые приставки, игровые автоматы. Цивилизация и прогресс захватили наших детей с непреодолимой мощью. В этом есть несомненные плюсы; ребенок адаптируется к новому техногенному миру и принимает его как естественную «среду обитания». Откровенно говоря, и родителям в определенной степени это облегчает жизнь. Потратился на компьютер, и вот уже любимое чадо оторвано от улицы, освободило родителей от бесконечных вопросов и организации развлечений, всегда дома, на глазах. Хорошо? Но
почему же многие родители недовольны. «Уставился в телевизор», «не оторвешь от компьютера», «пошел бы на улицу, погулял» — эти и подобные им заявления не свидетельствуют о большом восторге родителей о времяпрепровождении ребенка.
Мы не говорим здесь еще обо всем известных проблемах со здоровьем, возникающих у детей от такого досуга. Болезненные, с ослабленным зрением дети стали почти нормой. Однако и психическое развитие, которое должно, казалось бы, выигрывать от расширения информации, получаемой ребенком, не блещет. Дети, получившие доступ к такой современной и объемной информации, не становятся гениями, а во многих вопросах даже отстают от своих сверстников предыдущих поколений. Многие из них не любят читать, не хотят решать забавные интеллектуальные задачи, которые так любили их, бабушки и дедушки, а скоро откажутся и писать, так как печатать на компьютере привычнее и быстрее. У них наблюдается низкий уровень развития памяти, мышления или внимания.
Психологи определяют игру как особый вид деятельности ребенка, в котором закладываются основы обучения и труда, что приводит к качественным изменениям психики. Игра — это очень важная часть жизни человека, и относиться к ней надо серьезно. Но далеко не каждая игра доступна любому ребенку, и не каждый взрослый умеет играть. Игровой деятельности необходимо учиться.
Обоснование:
Демографическая ситуация в стране вызвала проблему высокой очередности детей в муниципальные дошкольные учреждения. В домашних условиях у детей зарождается дефицит внимание и отсутствует возможность общения со сверстниками.
Дети пришли в дошкольное учреждение в среднюю группу, у них нет опыта, умений играть в коллективе, сотрудничать, договариваться.
Проведя анкетирование родителей по заданной теме, выявили что 82% родителей дома не играют с детьми в настольно-печатные и сюжетно –ролевые игры, а 85% родителей играют с детьми только в двигательные игры («Догонялки», мячом – прыгуном). Анкетирование родителей и диагностика детей позволила нам сделать вывод, что дети не умеют и не знают как играть.
Поэтому мы решили взять данный проект и обучить детей, играть в коллективе, навыкам сотрудничества в сюжетно – ролевых играх, умением играть в настольно – дидактические игры.
Проведя исследование, вышли на проблему:
Недостаточно сформированы игровые навыки и умения у детей.
Причины:
- Домашние дети, которые не владеют способами и навыками игровой деятельности.
- Неумение и нежелание детей играть в настольно – дидактические игры.
- Плохо развито воображение, творчество.
- Недостаточность знаний родителей о важности игры в жизни ребёнка,
о способах подачи их детям.
Цель:
• Развитие игровых навыков и умений детей в дидактических и сюжетно – ролевых играх.
Задачи:
• Способствовать формированию у детей навыков и умения играть в настольно – печатные и сюжетно – ролевые игры.
• Воспитывать навыки сотрудничества.
• Развивать психические процессы (память, внимание, речь, воображение).
• Расширять представления о предметах окружающего мира, обогащать словарный запас детей.
• Привлечь родителей к совместному сотрудничеству.
Участники проекта : - дети средней группы, педагоги, родители, психолог.
Бюджет проекта :
-пополнение предметно – развивающей среды : приобретения уголка для кукол Барби, настольно –печатные игры, муляжи овощей, фруктов, хлебобулочных изделий.
Сроки: с сентября 2011 г. – апрель 2012 гг.
Риски:
• Нежелание родителей поддерживать интерес ребёнка к игре.
• Нестабильное посещение детьми группы.
• Недостаточность знаний родителей о структуре игр и способах подачи их детям.
• Незаинтересованность детей в общении со сверстниками.
Гипотеза:
Если мы покажем способы организации игровой деятельности дидактических и сюжетно – ролевых игр, то у детей сформируются игровые навыки и умения.
Формы работы с детьми:
• Самостоятельная деятельность детей
• Поощрение (за самостоятельную организацию игры, привлечение детей в игру, соблюдение правил, умение проследить за выполнением правил товарищами) - как приём активизации интереса к играм.
• Образовательная деятельность в режимных моментах
• Индивидуальная работа
• Беседа
• Ситуативные разговоры
• Объяснения и наглядный показ
• Совместная деятельность
• Экскурсия
• Трудовая деятельность
• Наблюдение
• Использование ИКТ, просмотр мультфильмов
• Слушание аудиосказок
• Проблемные ситуации для закрепления правил игры.
Ожидаемые результаты:
• У детей сформированы навыки и умения играть в настольно – печатные игры.
• Активное развитие психических процессов (памяти, речи, внимания, в соответствие с возрастными нормами.
• Развитие творческих способностей, воображения.
• Расширение представления о предметах окружающего мира (классификация предметов, обогащение словарного запаса детей через сюжетно – ролевые и настольно – печатные игры.
• Умение сотрудничать, решать конфликтные ситуации.
• Заинтересованность родителей темой и получение новой и полезной информации.
• Создание заинтересованного сообщества: дети- педагоги- родители.
Итог проекта :
- Создание игротеки в группе;
- Находящиеся в группе игры дети могли свободно взять домой, потому что не у всех есть возможность приобрести разнообразные игры, беря домой их, они повторяли материал (главная изюминка проекта);
- Обмен играми между детьми;
- Активный интерес к игровой деятельности.
Перспектива проекта
Трансляция проекта в ДОУ, обмен опытом на районном и краевом уровнях.
Литература
• Н. В. Краснощекова. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов – на Дону. 2008
• А. Г. Максакова, Г. А. Тумакова. Учите, играя. М. 1979.
• А. И. Сорокина. Дидактические игры в детском саду. М. 1982,
• Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. Сюжетно – ролевые игры для старших дошкольников. М. 2008.
• Н. Н. Васильева, Н. В. Новоторцева. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль, 1996.
• Л. С. Римашевская. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. М. 2007.
• Т. И. Оверчук. Игры и игрушки в жизни детей. М. 2006.
• Кокончук О. Ю. Программа «Я и другие»
• М. И. Чистякова. Психогимнастика. – М. : «Просвещение», 1995.
• Т. А. Ткаченко. Формирование навыков общения и этических представлений у детей : Методическое руководство для проведения бесед, игр, упражнений. – М. : «Книголюб», 2005.
• И. А. Пазухина. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 – 6 лет: Пособие для практических работников детских садов/– СПб. : «Детство – Пресс», 2004.
Этапы реализации (интеграция по ОО)
Подготовительный этап
Мероприятие Ответственный Сроки
Наблюдение за детьми Педагоги Август
Подборка литературы Педагоги Сентябрь – октябрь
Подборка игр, составление картотеки игр на общение Педагоги, психолог Сентябрь –октябрь
Приобретения уголка для кукол Барби, настольно – печатными играми, муляжами овощей, фруктов, хлебобулочных изделий.
Педагоги, родители Сентябрь –октябрь
Подборка диагностического материала Педагоги Сентябрь – октябрь
Анкетирование родителей Педагоги Сентябрь
Знакомство родителей с темой проекта
Педагоги Октябрь
Деятельностный этап
«Познание» «Коммуникация» «Социализация» «Труд» «Здоровье»
Экскурсия в магазин, (ноябрь – педагоги, родители).
В кабинет медика (декабрь – педагоги).
Прачечную (январь –педагоги).
На стройку (февраль –педагоги, родители).
Беседы: «Нужно ли делиться игрушками?», «Если заболел друг?», «Кто такие настоящие друзья?», «Как можно было бы поступить, чтобы избежать ссоры?», «Чем ещё можно было бы заниматься с друзьями?», «Приятно ли тебе, когда друзья с тобой делятся игрушками? А как ты можешь это делать?» (В течение года – педагоги, родители).
Ознакомление с алгоритмом игровой деятельности с позиции деятельностного подхода в сюжетно – ролевой игре. Мытье игрушек (в течение года – педагоги).
Беседы «Как нужно разговаривать, чтобы не мешать другим» (ноябрь – педагоги).
Наблюдение за играми старших детей (в течение года – педагоги, родители).
Просмотр мультфильма «Просто так», «Крошка Енот» (в течение года – педагоги, родители).
Сюжетно – ролевая игра «Дом», «Магазин», «Больница», «Гараж», «Автобус», «Прачечная», «Моряки», «Путешествие» (в течение года –педагоги).
Подбор предметов –заменителей (в течение года – педагоги, родители).
Пальчиковые игры (ноябрь – май – педагоги).
Настольно – дидактические игры с разным содержанием (в течение года – педагоги, родители).
Родительские собрания с элементами игры (февраль – педагоги, родители).
Игры на общение из программы «Я и другие» (в течение года – педагоги). Уборка игрушек на свои места (в течение года – педагоги, родители).
Дыхательные гимнастики (ноябрь – май – педагоги).
Знакомство с трудом взрослых через настольно –дидактические игры (в течение года – педагоги). Посещение дня открытых дверей (в течение года – родители, педагоги).
Оказание помощи товарищу в разных ситуациях (в течение года). Оказание помощи друг другу в уборке игрушек (в течение года – педагоги, родители).
Фотовыставка для родителей «Играя –учимся, играя – познаём!» (январь – педагоги). Участие родителей в разных выставках, конкурсах (в течение года – родители). Фотовыставка «Домашние игры ребёнка» (февраль – родители)
Папка – передвижка «Игра, как средство умственного развития ребёнка!» (октябрь – педагоги). Обсуждение проблемных игровых ситуаций (в течение года – педагоги, родители). Обогащение предметно – развивающей среды костюмами для сюжетно – ролевых игр (в течение года – родители).
Круглый стол «Научи меня играть» - обмен играми (февраль – педагоги, родители). Создание альбомов «Профессии родителей»
(декабрь – родители,
дети).
Семинар – практикум «Как научить ребёнка играть в дидактическую игру и её роль в развитии детей» (декабрь – педагоги, родители) Фотовыставка «Как играют дети дома» (март – родители)
«Чтение художественной литературы» «ОБЖ» «Безопасность» «Музыка» «Физическая культура»
Чтение книг «Вежливые сказки», Т. А. Шорыгина; «Добрые сказки» О. Н. Пахомова.
Стихи о дружбе (в течение года – педагоги). Создание модели «Правил поведения в группе» и обсуждение этих правил (ноябрь – педагоги). Беседы о правилах поведения во время игры (в течение года – педагоги, родители). Слушание произведения с разными характерами музыки –печальный, грустный, весёлый, задорный (в течение года – педагоги). Бег парами, тройками (в течение года –физинструктор, педагоги).
Чтение сказки «Два жадных медвежонка»
(март – педагоги). Работа по модели «Правила поведения в группе» (в течение года). Слушание и пение песен о дружбе (в течение года – педагоги). Спортивные упражнения на прогулке (в течение года – педагоги).
Инсценирование отрывка из сказки «Колосок» (март – педагоги).
Обыгрывание песенок о дружбе, этюды на разные эмоции (в течение года – педагоги).
Заключительный этап.
На заключительном этапе проходит выявление навыков и умений по игровой деятельности. Разработана диагностика согласно программе «Детство». Выявление знаний проходит в форме наблюдения за детьми.