Ирина Толстова
Педагогический проект «Наши руки не для скуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовил воспитатель 1кв. категории МБДОУ ЦРР "Россиянка» г. Калуги СНП"Чебурашка" Толстова Ирина Николаевна.
Паспорт педагогического проекта:
Наименование проекта Педагогический проект «Наши руки не для скуки»
Адресация проекта Проект предназначен для совместной деятельности педагогов с детьми подготовительной группы (6-7 лет)
Участники проекта Педагоги, родители, дети подготовительной группы (6-7лет)
Публикация «Педагогический проект „Наши руки не для скуки“» размещена в разделах
Цель проекта Способствовать развитию индивидуальности и творческого потенциала детей, путем приобщения к конструированию и ручному труду из бумаги
Задачи проекта
Обучающая:
• Расширять представления детей о свойствах и особенностях бумаги, открыть ее новые возможности и научить что-то делать из бумаги.
Развивающая:
• Формировать потребность в создании собственной поделки; развивать пространственно-образное мышление, память, координацию тонких движений пальцев рук.
Воспитательная:
• Воспитывать аккуратность и точность, любовь к труду и сотрудничеству.
Сроки реализации 4 неделя декабря, 3 неделя февраля, 1 неделя марта (праздничные даты)
Вид проекта Информационно-творческий
Особенности проекта
В ходе работы над проектом взрослые выступали как активные, опытные его участники, помощники и консультанты.
Проект предусматривал многоплановую интеграцию образовательных областей.
Проект рассматривался, как работа, позволяющая:
развивать активность, творчество дошкольников;
приобретать новые знания и умения, применять их в конструировании и ручном труду;
формировать познавательно – творческие компетенции, входящие в пределы образовательных областей программы.
Итоги проекта
изготовлен альбом для рассматривания «Все о бумаге».
высевка «Бумажные фантазии».
д/и на развитие мелкой моторики пальцев рук: «Резиночки», «Шнуровка», «Расчеши девочку», «Лёвушка»
д/и на художественное восприятие: «Волшебный круг», «Собери гусеницу»
режиссерская игра «Пожарные»
театр на спичечных коробках: «Теремок», «Три поросенка»
фотоальбом «Вот как мы умеем»
картотека пальчиковых игр
участие в городском конкурсе «Украшаем елку вместе».
Теоретическое обоснование проекта.
Велика роль дошкольного образования. Оно закладывает фундамент знаний и умений, отношение к познанию, интерес к разносторонней полезной деятельности. В последние годы значение дошкольного образования стало осознаваться не только специалистами, но и родителями. Раньше подготовка детей к школе сводилась к обучению их счету, письму, чтению. Между тем наибольшие затруднения в школьном обучении испытывают не те дети, которые имеют большой объем знаний, а те, кто проявляет интеллектуальную пассивность, то есть те, у кого отсутствует желание и привычка думать, стремление узнавать новое, довести начатое дело до конца. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения.
Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и т. п.) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. В дошкольном образовании конструирование и ручной труд рассматривается как средство всестороннего развития ребенка: умственное, нравственное, эстетическое.
Конструирование и ручной труд являются продуктивной деятельностью, но не сводится к изготовлению конкретных поделок по образцу, а развивают воображение, мышление, творческие способности детей; совершенствуют и координируют движение пальцев и кистей рук, влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Известно, что одним из показателей нормального физического и нервно психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, мелкой моторки. По умелости детской руки на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и мозга.
Исследования, проведенные М. И. Лисицыной свидетельствуют о том, что в дошкольном возрасте основной формой взаимодействия взрослого с детьми в образовательном процессе должна быть совместная партнерская деятельность. Также Ж. Пиаже в своих работах утверждал, что развитие ребенка во многом зависит от практики взаимодействия с другими людьми. Занятия по конструированию и ручному труду с детьми организуются как партнерская деятельность, и проводится не занятием, а как работа в «мастерской», где создаются вещи красивые интересные и нужные для детской жизни.
Вопрос о развитии конструктивной деятельности и ее значении для умственного развития детей специально изучался А. Р. Лурия. Им был сделан вывод о том, что упражнения в конструировании действительно оказывают существенное влияние на развитие ребенка, радикально изменяя характер познавательной деятельности. Конструирование и художественный ручной труд теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение они имеют для совершенствования остроты зрения, точности цвета восприятия, тактильных качеств, развитие образного и логического мышления. Конструктивная деятельность предполагает развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация и обобщение. Поэтому включение детей в систематическую конструктивную деятельность и занятия ручным трудом можно считать важным условием формирования способностей воспринимать внешние свойства предметного мира: величина, цвет, форма, пространственные и размерные отношения. Каждый ребенок уникален, и каждый рождается по способностям, которые можно и нужно развивать.
Что такое ручной труд в детском саду? Нужен ли он вообще?
Для чего дошкольникам пачкаться клеем, осторожничать с ножницами, мазаться красками? Конечно, нужен. Ручной труд пробуждает в детях фантазию, развивает художественный вкус, приучает к терпению, упорству, аккуратности, развивает мелкую моторику рук, творческое мышление, воображение, интеллект, дает возможность почувствовать себя мастером, художником, творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками. Своими руками дети могут сделать совершенно разные подделки и подарить мамам, бабушкам, братишкам и сестренкам, а так же друзьям.
Помочь ребенку открыть себя могут родители, но мамы и папы, к сожалению, заняты карьерой, зарабатыванием денег, поэтому основная помощь лежит на плечах воспитателей, которые создают условия для динамики творческого роста, и поддерживают стремление ребенка узнать мир во вех его красках и проявлениях.
Самый распространенный в работе с детьми материал – это бумага.
Работая с бумагой и картоном, ребенок получает дополнительные знания практические умения, расширяя свой кругозор. Из обычного листа бумаги можно сотворить целый мир.
Таким образом, учитывая интерес к данной проблеме, я разработала проект «Наши руки не для скуки». Считаю, что работа по данной проблеме будет доступна и интересна детям старшего дошкольного возраста.
Особенности развития конструктивных умений у детей 6-7 лет
По своему характеру детское конструирование более сходно с изобразительной деятельностью. Постройки, поделки детей служат для практического использования (для игры, украшения елки, подарка маме и т. д.). Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материалов.
Особенностью конструктивного мышления является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов. Дети учатся видеть конструкцию предмета и анализировать ее: выделять основные части, устанавливать функциональное назначение каждой из них, определять соответствие форм, размеров, местоположения этих частей тем условием, в котором конструкция будет использоваться. В работах Л. С. Выгодского указывается, что в старшем дошкольном возрасте детям доступна деятельность, в которой ребенок идет от замысла к действию. В конструктивном замысле отражается не только конечный результат деятельности, но и способы создания. Основа формирования конструктивного замысла – познавательная деятельность детей. В конструировании отображается окружающая действительность и потому, прежде чем строить какой-то предмет, ребенок должен знать его особенности, а также иметь конструктивные изменения и навыки. Дети старшего дошкольного возраста на основе знаний пространственных отношений, а также конструктивного опыта по их использованию в процессе анализа конструкции предмета в состоянии создать конструктивный замысел, как по структуре, так и способом деятельности, и подчинить свои практические действия реализации этого замысла. Источником замысла детей является все окружающее: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь игра и т. п. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным: они охватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Важно создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также взаимосвязи между ними и по-своему предавать их в конструкциях и поделках.
Принципиально значимой является эмоциональная окрашенность детской деятельности, в которой ребенок свободно может использовать разные материалы, создавать оригинальные образцы. Связь конструирования с повседневной жизнью, с другими видами деятельности (игрой, театром, и т. п.) делает его особенно интересным, эмоционально насыщенным и позволяет быть одним из средств самовыражения. Потребность в такой деятельности у детей становится ярко выраженной.
Благодаря конструированию у дошкольников формируется способность активно думать, осознанно ставить перед собой задачи и наводить пути их решения. Установлено, что старшие дошкольники способны в процессе предметно - чувствительной деятельности выделять существование свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Как показывает ряд исследований учеными и психологами конструктивная деятельность, отвечая интересам и потребностям дошкольников, обладает чрезвычайно широкими возможностями в плане умственно воспитания детей. В процессе целенаправленного обучения у детей формируются обобщенные способы анализа, сравнения и соотношения; развивается умение планировать свою деятельность, умение находить способы решения конструктивных задач.
Конструирование из бумаги относится к художественному конструированию. Обучение конструированию из бумаги строится на подражательной основе – используются образы, показ и подробное объяснение процесса изготовления каждой поделки.
Работая с бумагой и картоном, дети старшего дошкольного возраста должны овладеть техникой переплетения полосок. Делать разметку по шаблону, создавать объемные игрушки – забавы, подарки, детали костюмов и т. п. Весь этот процесс требует умения увидеть объемную игрушку в ее плоскостной выкройке – развертке, представлять соразмерность частей предмета.
Работая с изделиями из бумаги и картона, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор.
Новизной и отличительной особенностью проекта является использование различных техник работы с бумагой для развития детского творчеств. Дети знакомятся с техникой оригами, с правилами работы с бумагой, с изготовлением различных поделок из разной текстуры бумаги, у них формируется способность выражать восприятие окружающего мира, совершенствуются интеллектуальные и творческие способности, креативное мышление.
Гипотеза: Я предполагаю, что если создать определенную творческую среду, подобрать необходимые дидактические игры и упражнения, разработать ряд педагогических мероприятий, то создастся модель, которая будет способствовать развитию конструктивных умений детей и явится устойчивым увлечением всех детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: способствовать развитию индивидуальности и творческого потенциала детей, путем приобщения к конструированию и ручному труду из бумаги.
Задачи проекта:
Познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги, открыть ее новые возможности.
Формировать потребность в создании собственной поделки из бумаги.
Развивать пространственно-образное мышление, память, координацию тонких действий пальцев рук.
Воспитывать аккуратность, и точность, любовь к труду и сотрудничеству.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Художественное творчество».
2. Направление проектной деятельности.
Направления работы проекта:
1. Знакомство с образцами поделок из бумаги.
2. Создание детьми различных поделок.
Этапы работы над проектом
Подготовительный (констатирующий) этап
Задачи:
Выявить наличия знаний и интереса у детей и их родителей по конструированию и ручному труду.
Оценить возможность приобщения старших дошкольников к конструктивной деятельности.
Подобрать и изучить теоретический и художественный материал по теме проекта.
Разработать план реализации проекта "Наши руки не для скуки".
Разработать комплексно-тематический план по теме проекта.
Основной (формирующий) этап
Задача:
Апробация механизма освоения ребенком старшего дошкольного возраста содержания ОО «Познание» (конструктивная деятельность и ручной труд) - организация образовательной деятельности с детьми и родителями по реализации проекта.
Заключительный этап
Задача:
Определение степени усвоения детьми содержания проекта.
Выявление влияния проведенной работы на развитие конструктивных умений детей.
Основное направление развития дошкольников: конструктивное развитие.
Предполагаемые результаты:
1. Произойдет ознакомление детей с изготовлением различных поделок изготовленных из бумаги.
2. Расширятся знания детей о бумаге.
3. Повысится у детей познавательная активность, совершенствуются конструктивные умения и навыки.
4. Повысится родительской компетенции в вопросах конструирования и ручного труда.
Основные формы приобщения детей к конструированию и ручному труду:
- познавательные беседы;
- экскурсии в магазин сувениров и подарков;
- дидактические игры и упражнения;
- оформление в группе творческих выставок;
- творческая продуктивная и игровая деятельность детей;
- вечер развлечений;
- использование художественных произведений, иллюстраций;
- исследовательская деятельность (свойства бумаги);
- создание музея «Волшебная бумага».
Данный проект был апробирован в 2012-2013 учебного году детьми подготовительной к школе группы в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной детской деятельности, в сотворчестве родителей и детей.
3. Этапы реализации проекта "Наши руки не ля скуки"
• Подготовительный (констатирующий) этап
Целью данного этапа стали сбор и изучение педагогического материала по тематике проекта, адаптация его к условиям педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Критерием целесообразности использования материала для дошкольников в данном случае являлся его развивающийся эффект.
В ходе первого этапа с родителями воспитанников проводились беседы, консультации. Из общения с родителями выяснилось, что многие из них затрудняются в назначении конструктивных умений детей (приложение 1). С целью выявления степени сформированности у старших дошкольников конструктивных умений я разработала диагностический материал (приложение 2, который показал, что многие умения и знания по теме будущего проекта сформированы недостаточно полно.
Наметила план работы на первом этапе:
- сбор экспонатов и материалов для создания в группе игрового пространства, позволяющего организовывать деятельность с детьми по конструированию и ручному труду;
- подготовка сценариев педагогических мероприятий с детьми, выставок.
На этапе разработки собранный материал был распределен по организационным формам: совместная деятельность, самостоятельная деятельность, непосредственно образовательная деятельность.
Результатом этого этапа стал план реализации проекта "Наши руки не для скуки".
• Основной (формирующий) этап
Формирующий (практический) этап предполагал включение в себя три недели (декабрь, февраль, март). Содержание каждой недели направлено на решение определенных образовательных, воспитательных и развивающих задач (приложение 3).
4. Достигнутые результаты.
Результаты проведенной работы показали, что у дошкольников изменились представления о работе с бумагой, что способствовало углублению и расширению их интереса. Диагностирование детей в ходе заключительного этапа подтвердило, что знания и умения заметно отличаются от ответов начального этапа. Словарь старших дошкольников обогатился новыми понятиями.
Таким образом, проведенная работа подтвердила правомерность выдвинутой гипотезы, что позволила сделать следующий вывод:
педагогический проект "Наши руки не для скуки" может быть адаптирован к освоению детьми старшего дошкольного возраста и служить основой, для развития их интереса к конструированию и ручному труду.
Заключение
Конструирование из бумаги – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которого он создает полезные и эстетичные значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, подарка маме, отдыха). Конструированная деятельность, отвечая интересам и потребностям дошкольников, обладает чрезвычайно широкими возможностями в плане умственного воспитания детей.
Работая с бумагой разного вида, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. Он развивает образное представление о возможностях предметов, учится конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты использования. Знания, умения, навыки дети приобретают в ходе бесед, экспериментальной деятельности, наблюдений, индивидуальной работы, а закрепляют в изготовлении различных поделок, игрушек на занятиях по ручному труду. Дети освоили технику прорезного декора (вырезание на полосе, сминание, скручивание, разрывание, сгибание, резание в процессе изготовления различных изделий. Кроме этого научились конструировать игрушки из бумажных полосок и цилиндров. Соединение между собой отдельных деталей и окончательная отделка готовых изделий, является заключительным этапом в этом процессе.
Все это способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.
Во время занятий ручным трудом развивается речь детей: расширяется словарный запас, происходит формирование связной речи при обследовании предметов.
Ручной труд с бумагой тесно связан с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.
Высокий уровень развития конструированных умений и уровень проявления самостоятельности в изготовлении поделок из бумаги позволяет утверждать, что дети стали активно включаться в работу, проявляли самостоятельность и аккуратность, преодолевали трудности, овладевали необходимыми трудовыми навыками.
Поставленной цели дети подготовительной группы достигли. Занятия по ручному труду с бумагой успешно влияют на развитие конструктивных умений детей 6-7 лет
5. Список используемой литературы.
1. С. В. Бойкова Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет: В помощь учителям – логопедам, воспитателям речевых групп и родителям. – СПб. : КАРО, 2010.
2. Т. Н. Доронова, С. И. Мусиенко. Сделаю сам: дидактический альбом для занятий по ручному труду с детьми старшего дошкольного возраста. 5-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2006 – 39с.
3. З. В. Лиштван. Конструирование. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1981 – 159с.
4. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду: методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М. : «Карапуз – Дидактика», 2006.
5. А. Л. Романовская, Е. М. Чезлов. Забавные поделки, крупные и мелкие. Бумага, ткань. Соломка, глина, камушки. М. : АСТ, Мн. : ООО «Харвест», 2008.
6. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 2010 года
7. В. Н. Дегтева. Оригами с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М: Мозаика – синтез, 2012.
8. Н. И. Комоед. Дизайнерская деятельность дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. – Мозырь: Белый ветер, 2011.
9. Т. Н. Доронова. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – 2 изд. - М. : Просвещение, 2008.
10. Н. Ширляева «Влияние конструирования на развитие умственных способностей детей. //Дошкольное воспитание № 10, 1985.