лилия хамидуллина
Педагогический проект «Национальное воспитание дошкольников средствами народной педагогики»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель по обучению татарскому языку:Хамидуллина Лилия Шавкатовна
МБДОУ детский сад №8 г. Чистополь республики Татарстан.
Тип проекта:позновательный,догосрочный,много-проектный.
Раздел программы: «Программа по ознакамлению с культурой татарского народа»(Р. А. Бурганова).
Цель проекта:Создание и поэтапная практическая апробация системы работы по использованию средств народной педагогики в национальном воспитании дошкольников.
Публикация «Педагогический проект „Национальное воспитание дошкольников средствами народной педагогики“» размещена в разделах
Обоснования проекта:В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации»подчеркивается,что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России,граждан правового демократического,социального государства,уважающих права и свободы личности,обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и региональную терпимости.
Для этого следует модернизировать содержание дошкольного образования:
1. Создание авторских проектов.
2. Разработка методического сопровождения педагогического процесса по использованию средств народной педагогики в воспитании дошкольников.
3. Использование интегрированных занятий.
4. Использование в воспитательно-образовательном процессе музейной и игровой педагогики.
Информация о проблеме:О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много,поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение,гордость за землю,на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа,и его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Этно-национальная культура помогает сформировать у детей эмоционально- положительное отношение к самому факту существования разных народов,языков, культур,понять,что мир прекрасен и многообразная встреча с любой из культур дарит радость открытий. Следует подчеркнуть,что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь,отдельные стороны национального воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы,отражающей всю полноту данного вопроса.
Предназначение,спицефика,расшифровка цели проекта:Работая под девизом «Без прошлого нет будущего»авторы проекта планируют решение следующих задач:
1. Сформировать представления о средствах народной педагогики у детей дошкольного возраста.
2. Сформировать социальные умения,способствующие ориентации в современном мире,развивающие стремление жить в мире и согласии с людьми других национальностей.
3. Развивать национальное культурное самочувствие ребенка через самоидентификацию его личности.
4. Воспитание гражданских чувств дошкольников:гордость за свой народ и свою Родину,дружелюбие,отзывчивость,толерантность.
5. Разработать методическое обеспечение процесса национального воспитания дошкольников посредством народной педагогики.
Предпологаемый результат:
1. Разработка методических рекомендаций для педагогов по ознакомлению детей с национальной культурой.
2. Подбор и система тестирования психолого-педагогического и иллюстративного материала по теме. Разработка конспектов,занятий,досугов,праздников.
3. Оформление мини-музея «Национальная одежда», «Путешествие в старину», «Народная игрушка»,выставка детских работ,стендов.
4. Участие родителей в презентации,разработка методических рекомендаций для родителей по национальному воспитанию дошкольников средствами народной педагогики.
Формы презентации:
Представление мини проектов,стендовых докладов,мультимедийная презентация «Национальное воспитание в современном дошкольном учреждении».
Реализация проекта.
Деятельность воспитателя Деятельность детей Деятельность родителей
1. Определение тематики, задач и содержания микропроектов по всем возрастным группам.
2. Разработка конспектов занятий и проведение бесед с детьми,праздников и досугов по теме.
3. Подготовка видеоматериалов,фрагментов праздников,занятий и игр.
4. Выявление уровня знания детей. Оформление выставок,информационных стендов по теме с использованием фотоматериалов,детских работ,методической и художественной литературой.
1. Должны знать:свою нацию,язык,традиции (должны гордиться своим народом,его достижениями,представителей других национальностей,посещающих нашу республику,уважать их культуру и традиции.
2. Участие в праздниках,посещение городского музея;мини музея в детском саду,конструирование,моделиро
вание и изобразительная деятельность. 1. Участие в анкетировании.
2. Содействие педагогам в сборе материалов для мини музея,оформление стендов,создание фото выставок.
3. Беседы с детьми,посещение музеев.
2 этап основной
Провести позновательно-речевое занятие по информационному,этническому,культур
ному блокам (по перспиктивному
плану).
Воспитатели В течении года Формирование знаний и понятий:своей большой и малой Родины-многообразие наций и народов земли-многонациональность республики Татарстан. О родном городе,о быте двух народов,их сказках и различной национальной культуре и национальном наследии русского и татарского народов.
Создание мини –музея «Народная игрушка» Воспитатели Декабрь Выставка
Праздник «Осени»(пение песен об осени,игры,хороводы) Воспитатели и музыкальный руководитель Октябрь Развлечение «Осень золотая».
Семейный конкурс «Самая лучшая игрушка своими руками». Воспитатели Декабрь Информированность родителей.
Семинар для Воспитателей «роль театрализованных игр в обучении детей второму языку» Воспитатель по обучению татарскому языку Февраль Развитие знаний о народных сказках
Драматизация сказки А. Алиша «Болтливая утка» Воспитатель по обучению татарскому языку и муз. руководитель Январь Знакомство с литературным материалом.
Выставка работ по татарским и русским народным сказкам. Воспитатели Январь Закрепление знаний о народных сказках в продуктивной деятельности.
Развлечение «У ворот» Воспитатели,
муз. руководитель
Ноябрь Передача традиционных ценностей от поколения к поколению.
Народные праздники «Навруз», «Сабантуй», «Масленица». Воспитатели,
Муз. руководитель Март-Май Знакомство с содержанием национальных праздников.
Выставка дидактических игр:Укрась: «Камзул», «Ичиги», «Сарафан», «Кокошник», «Калфак», «Чудо-куб». «Я начну,ты продолжи». Воспитатель по ХЭЦ Март Оформление выставки: «Дидактические игры по национальному воспитанию детей»
3- этап заключительный
Мультимедейная презентация «Национальное воспитание в современном Доу». Воспитатели Май Подведение итога
Критерии эффективности проекта
Рост мотивации к изучению проблемы у всех участников проекта.
Средства используемые в национальном воспитании дошкольников
-устное народное творчество
-музыкальное народное творчество
-декоративно-прикладное искусство
-народные праздники,обряды,традиции
-народная педагогика
Условия национального воспитания
1. Активное деятельностное погружение ребенка в мир народной культуры.
2. Участие семьи воспитанника в образовательном процессе.
3. владение педагогами ДОУ методикой осуществления народной педагогики.
4. Рациональное использование всех видов детской деятельности.
5. Создание культурно-образовательного пространства.
Основные направления проекта «Национальное воспитание средствами народной педагогики»
Информационный блок Этнический блок Культурный блок
Татарстан-край,в Два народа Народные традиции и
котором мы живем обычаи
Моя Казань Быт двух народов Праздники
Моя малая Родина- Предметы быта Народные промыслы
Чистополь Национальный эпос
Содержание работы над проектом по этапам
1 этап-подготовительный
Сроки Содержание Результат. Формы контроля
Сентябрь-Январь 2012 Изучение условий проводимой работы по национальному воспитанию,постановка проблемы,цели,задач.
Выбор технологий для реализации поставленных целей и задач по национальному воспитанию (музейная,игровая педагогика).Изучение условий по национальному воспитанию в ДОУ. Апробация вновь выбранных технологий внутри ДОУ. Разработка плана проекта «Национальное воспитание средствами народной педагогики,положений мастер-классе,творческой группы,методическом совете. Определение возрастных групп,где будет реализовываться проект.
Подготовка методических материалов.
2 этап -практический
Январь –Май 2012 Доработать проект по национальному воспитанию. Проведение консультаций с педагогами ДОУ. Создание фильма-игротеки.
Создание мини-музея «Народная игрушка».
Подготовка и выпуск методических рекомендаций для педагогов ДОУ. Определение участников проводимой работы по национальному воспитанию.
Создание дидактических игр,пособий.
3 этап -диагностический
Май 2012 Отчеты о результатах проекта. Применение результатов в педагогической деятельности. Описание,обобщение и представление результатов и итогов работы по проекту «Национальное воспитание детей средствами народной педагогики».