Палаева Екатерина
Педагогический проект «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта
• По доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированный, исследовательский.
• По содержанию: психолого - педагогический.
• Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
• По времени проведения: продолжительный.
• По характеру контактов: в рамках ДОУ
• Форма представления проекта – презентация.
Сроки реализации проекта: 2012-2013 гг.
Стратегия осуществления проекта
Данный проект осуществляется
Публикация «Педагогический проект „Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
• с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей, самостоятельные игры детей;
• с родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья - детский сад».
Актуальность
• Период раннего и младшего дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. В данном проекте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка раннего возраста через различные виды игровой деятельности, так как в раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях.
• Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Детский сад – тоже важный институт образования, но воспитательные функции семьи и детского сада различны и для того, чтобы ребенок рос всесторонне развитым, необходимо их взаимодействие. Совместная работа родителей и детей – это прямой путь к общению, взаимодействию, сотворчеству. В настоящее время на дошкольные учреждения возложена функция образования родителей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста. Однако существует некоторая дисгармония в реальных взаимоотношениях воспитателя и семьи. Наша работа направлена на то, чтобы сделать родителей субъектами образовательного процесса, вывести их на уровень равноправных партнеров.
• Таким образом, проект актуален, т. к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для самостоятельной познавательной активности, повысить компетентность родителей в вопросе сенсорного развития детей раннего возраста, создать атмосферу доверия, комфорта межу педагогическим коллективом и семьями воспитанников.
Цель:
• обеспечить сенсорное развитие детей раннего возраста через различные виды игровой деятельности в системе "детский сад - семья".
Задачи:
• изучить учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития;
• обогатить предметно-развивающую среду;
• Формировать у детей умения ориентироваться в различных свойствах предметов (в цвете, форме, величине, количестве);
• обогащать чувственный опыт детей посредством интеграции разнообразных видов деятельности и максимально его использовать для оптимизации познавательной активности;
• Воспитывать у детей первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.);
• составить и экспериментально проверить эффективность перспективного планирования образовательной деятельности, игровых упражнений по сенсорному воспитанию в системе "детский сад - семья" как средства гармоничного развития детей раннего возраста;
• Познакомить родителей с основными аспектами работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста;
• Повысить психолого-педагогическую культуру родителей, активизировать и обогатить их педагогические знания и умения;
• Оптимизировать детско-родительские отношения;
• формировать навыки взаимодействия детей друг с другом;
• Активизировать участие родителей в жизни ребенка и детского сада (рост посещаемости мероприятий).
Для решения данных задач выработаны следующие принципы:
• принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;
• принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
• принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики;
• принцип тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения по гармоничному развитию, воспитанию и обучению детей раннего возраста.
Гипотеза проекта
Повышение уровня сенсорного развития детей раннего возраста возможно в результате совершенствования воспитательно - образовательного процесса и работы в системе "семья - детский сад".
Формы и методы работы с детьми
• Наглядные (показ, сравнение, сопоставление, наблюдение за действиями взрослого и сверстников,
• словесные (беседа, словесная инструкция, эмоциональная установка взрослого, привлечение внимания и объяснение,
• практические (экспериментирование, продуктивная деятельность,
• игровая ситуация,
• проведение диагностики.
Формы работы с родителями
Родительское собрание с показом презентации, семинар-практикум, круглый стол, мастер-класс, консультации, выставки, анкетирование, совместная с детьми игровая деятельность.