Галина Ездакова
Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников старшей разновозрастной группы
Особое внимание в своей профессиональной деятельности я уделяю экологическому воспитанию, главной целью которого является формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе во всем ее многообразии, к себе, как части природы. Считаю очень важным воспитывать с дошкольного возраста человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Чтобы мир явился нашим детям красивым и одухотворенным, чтобы представления о нем были иные мы, взрослые, должны помочь им в этом.
Я думаю, что только живое переживание, полученное в детстве и связанное с представлениями о ценности жизни всего живого вокруг, способного тоже ощущать боль, может изменить отношение к нашему Зеленому дому. Так как знания, полученные с первых лет жизни, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
На пути достижения цели были поставлены следующие задачи:
- систематизировать и углублять знания детей о живой и неживой природе;
- учить понимать причинно - следственные связи внутри природного комплекса;
- научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы;
- научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности;
- развивать познавательные и творческие способности;
- воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе;
- воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, птицам, животным, человеку.
Содержание экологического образования дошкольников необходимо рассматривать, прежде всего, в рамках системы непрерывного экологического образования.
В своей работе я использую следующие принципы экологического образования детей: научность, доступность, гуманистичность, системность, преемственность, интеграция.
В работе с детьми использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приёмы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
На протяжении всего учебного года я провожу с детьми ежедневный уход за комнатными растениями в уголке природы. Создание и поддержание экологически необходимых условий для растений - это важнейшее мероприятие повседневной жизни. В утренние часы я вовлекаю детей в совместную деятельность, которая приобретает разную форму и организацию.
Систематически проводятся наблюдения за погодой в уголке природы и на участке детского сада - дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.
Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Учу ребят обозначать в календаре погодные явления, ветер, осадки.
Ведём дневники наблюдений - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями провожу опыты. Для этого оформлен уголок экспериментирования «Пчёлкина лаборатория» с набором материалов для исследований. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети стараются самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Прогулки и экскурсии широко использую для экологического воспитания детей. Знакомлю детей с изменениями природы по сезонам, изменениями в жизни растений и животных, труде людей.
Большое внимание я уделяю экологической сказке, ее очарованию поддаются дети всех возрастов, да и взрослых она не оставляет равнодушными. К тому же в сказке создаются проблемные ситуации, которые предлагаются для разрешения детям. Ребята очень любят инсценировать, обыгрывать сказки. В группе я собрала картотеку экологических сказок о деревья, грибах, воде и мусоре.
Проектная деятельность так же является частью работы по экологическому воспитанию дошкольников.
Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения. С детьми старшей разновозрастной группы были реализованы краткосрочные проекты:
-2021г. : «Осень разноцветная», «Зимующие птицы нашего края»;
-2022г. :«День рождения Снеговика», «Наши друзья-зимующие птицы» «Мир воды», «Поздняя осень»;
-2023г. : «Мы-художники»; «Огород на подоконнике», «Природу края береги»;
2024г. : «Зимушка-Зима», «Помоги зимующей птице».
Дети старшего дошкольного возраста и родители принимают участие в природоохранных акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, жизнедеятельность.
2021г:
-Всероссийская детская акция «С любовью к России делами добрыми едины»
-Международная акция «Всемирный день чистоты»;
2022г.
-Экологическая акция «Чистое село»;
-Всероссийский «День Эколят».
2023г. :
-Экологическая акция «День древонасаждения»;
-Экологическая акция «Поможем птицам в зимнюю стужу»;
-Экологическая акция «День Земли»;
-Экологическая акция «Берегите первоцветы».
2024г. :
-Всемирный День воды;
-Всемирный День окружающей среды,
-Международная акция «Сад памяти»;
-Экологическая акция «Сдай батарейку - сохрани окружающий мир».
Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения.
Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание.
С дошкольниками каждый год проводятся осенние праздники,
праздник «День рождения Снеговика», «День Земли», развлечение «Вода –водица»(2022г.) , «В гостях в подводном царстве у Нептуна»(2022г.) , «По лесным тропинкам» (2023г., «Мы- друзья природы» (2024г.).
В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.
Мной разработаны и изготовлены дидактические игры, очень помогающие мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы: ««Зимующие и перелетные птицы»», «Кто лишний», «Когда это бывает», «Где чей домик?», «Времена года», «С какого дерева листик», «Животные родного края» и другие.
С помощью игрушек и картинок я знакомлю детей с домашними и дикими животными и их детенышами, с растениями и насекомым.
В работе по экологическому воспитанию дошкольников наряду с традиционными формами обучения я использую и нетрадиционные методы работы с детьми, которые призваны соединить в одно целое процесс обучения и непосредственный контакт дошкольника с природными объектами. К таким методам и приема можно отнести:
«Письмо-жалоба».
При получении такого письма от жителей леса, сада, огорода – от тех, кто нуждается в помощи и защите человека, дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, лесу, реке и т. д
«Кейс – технология».
Метод «Кейс – технология»- это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Кейс -технологии развивают коммуникативные компетенции в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, и нужно найти правильный ответ, аргументируя свои доводы. Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?»
Игра «Узнай по объявлениям» знакомит с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания, развивает логическое мышление. Дети внимательно слушают объявление, и отгадывают о ком идёт речь (животное или птица).
Примеры объявлений:
- Потерялось хвойное деревце, которое скидывает хвою на зиму.
- Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.
- Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.
Деловая игра «Хорошо – плохо» совершенствует знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растений: «Комар – это хорошо или плохо?», «Снег - это хорошо или плохо», «Деревья без листьев зимой – это хорошо или плохо?» и так далее.
Деловая игра «Что будет, если?» помогает узнать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу, развивает умения делать выводы и умозаключения. Например, что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под лимонада? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку первоцветов? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет если не потушить костер в лесу?
Деловая игра «Береги природу». На столе или доске располагаю картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Я убираю одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например, убираем птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д.
«Метод экологической идентификации».
«Метод экологической идентификации» - отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с уважением. Например, обыгрывание ситуации «Я - муравей…», «Я – сломанное дерево…», «Я - птенчик, выпавший из гнезда …», «Я- засохшее комнатное растение».
«Экологический ай - стоппер».
«Экологический ай - стоппер» ловушка для глаза - яркий, неординарный, выделяющийся элемент или необычный способ подачи информации, привлекающий внимание. Для привлечения их внимания я использую что-то необычное, яркое, бросающееся в глаза, то есть визуальный раздражитель, не позволяющий пройти мимо. Эту особенность я использую для создания экологических ай-стопперов, призванных обратить внимание, приковать взгляд к экологическим объектам, интерес к которым мы хотим в ребенке пробудить. Ай - стопперами могут быть необычные предметы, куклы, панно, интригующие надписи. Также я использовала различные виды плакатов, информационных листков: «Ядовитые растения и грибы», «Опасные насекомые», «Береги родную природу - не оставляй после себя мусор!» и т. д.
«Экологический микрофон».
В ходе беседы с детьми образуем круг и передаём друг другу имитированный или игрушечный микрофон, где ребята высказывают свои мысли на заданную экологическую тему. Все высказывания детей принимаются, одобряются, однако не обсуждаются. В конце игры обобщаются все высказывания. Микрофон позволяет детям свободно выражать свои мысли и чувства. С помощью микрофона активизируются слабоактивные дети группы - «Говорит тот, у кого микрофон». Эта форма работы помогает формировать у детей осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам, а также развивает критическое мышление дошкольников.
«Живая книга».
Это современный вариант традиционной формы «вечер встречи» с той разницей, что «живая книга» дает возможность непосредственно пообщаться с человеком (прочитать «живую книгу») и получить представление:
о профессиях,
социальных группах, связанных с экологией;
о чистоте окружающей среды, как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на земле и др.
«Книгами» могут быть экологи, волонтеры, медицинские работники, краеведы, лесничие, музейные работники, писатели, поэты и другие интересные люди, посвятившие себя проблеме охраны окружающей среды.
«Креативная стена»
Картины можно не только рисовать, но и конструировать. Дошкольники проявляют свою фантазию и творческие способности, используя модульную креативную стену. Крепя детали конструктора к креативной стене, дети создают яркие осенние и весенние картины, зверей, птиц и насекомых.
Работая в данном направлении, мы с дошкольниками участвовали в районных и областных акциях и конкурсах:
-2021г. :
-Конкурс среди дошкольных образовательных организаций «Лучший центр природы в группе, на участке ДОУ» (2 место);
-2022г. :
-Всероссийский фестиваль «Праздник Эколят- молодых защитников природы» в субъектах Российской Федерации;
-Всероссийский урок «Эколята-молодые защитники природы» (сертификат)
-2023г. :
-Областная экологическая акция «День птиц» (сертификат);
-Областная экологическая акция «День воды» (сертификат);
-Областная экологическая акция «День леса» (сертификат);
2024г. :
-областная экологическая акция «День птиц» (сертификат).
Я учу каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считаю, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи. Совместно с родителями организуем выставки рисунков «Мусор Земле не к лицу», «Я в стране своей живу, свет и воду берегу», «Земля-наш общий дом»; поделок из природного и бросового материала «Папины руки не знают скуки», «Здравствуй, Осень золотая», «В ожидании Нового года». Для родителей проводятся открытые занятия «На поиски радуги» (2022г., «Давайте оживим Землю!» (2023г.); подбираю материал для информационных стендов и родительских чатов.
Вывод:
Проделанная работа отразилась на успехах детей. У них отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности ребёнка. Дети стали внимательнее относиться к окружающей природе, своим товарищам. У них повысился познавательный интерес к объектам природы, желание беречь и заботиться о ней.