МААМ-картинки

Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников старшей разновозрастной группы

Галина Ездакова
Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников старшей разновозрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы

Особое внимание в своей профессиональной деятельности я уделяю экологическому воспитанию, главной целью которого является формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе во всем ее многообразии, к себе, как части природы. Считаю очень важным воспитывать с дошкольного возраста человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Темочки:

Чтобы мир явился нашим детям красивым и одухотворенным, чтобы представления о нем были иные мы, взрослые, должны помочь им в этом.

Я думаю, что только живое переживание, полученное в детстве и связанное с представлениями о ценности жизни всего живого вокруг, способного тоже ощущать боль, может изменить отношение к нашему Зеленому дому. Так как знания, полученные с первых лет жизни, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

На пути достижения цели были поставлены следующие задачи:

- систематизировать и углублять знания детей о живой и неживой природе;

- учить понимать причинно - следственные связи внутри природного комплекса;

- научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы;

- научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности;

- развивать познавательные и творческие способности;

- воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе;

- воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, птицам, животным, человеку.

Содержание экологического образования дошкольников необходимо рассматривать, прежде всего, в рамках системы непрерывного экологического образования.

В своей работе я использую следующие принципы экологического образования детей : научность, доступность, гуманистичность, системность, преемственность, интеграция.

В работе с детьми использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приёмы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

На протяжении всего учебного года я провожу с детьми ежедневный уход за комнатными растениями в уголке природы. Создание и поддержание экологически необходимых условий для растений - это важнейшее мероприятие повседневной жизни. В утренние часы я вовлекаю детей в совместную деятельность, которая приобретает разную форму и организацию.

Систематически проводятся наблюдения за погодой в уголке природы и на участке детского сада - дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.

Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Учу ребят обозначать в календаре погодные явления, ветер, осадки.

Ведём дневники наблюдений - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями провожу опыты. Для этого оформлен уголок экспериментирования «Пчёлкина лаборатория» с набором материалов для исследований. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети стараются самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Прогулки и экскурсии широко использую для экологического воспитания детей. Знакомлю детей с изменениями природы по сезонам, изменениями в жизни растений и животных, труде людей.

Большое внимание я уделяю экологической сказке, ее очарованию поддаются дети всех возрастов, да и взрослых она не оставляет равнодушными. К тому же в сказке создаются проблемные ситуации, которые предлагаются для разрешения детям. Ребята очень любят инсценировать, обыгрывать сказки. В группе я собрала картотеку экологических сказок о деревья, грибах, воде и мусоре.

Проектная деятельность так же является частью работы по экологическому воспитанию дошкольников.

Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения. С детьми старшей разновозрастной группы были реализованы краткосрочные проекты:

-2021г. : «Осень разноцветная», «Зимующие птицы нашего края»;

-2022г. :«День рождения Снеговика», «Наши друзья-зимующие птицы» «Мир воды», «Поздняя осень»;

-2023г. : «Мы-художники»; «Огород на подоконнике», «Природу края береги»;

2024г. : «Зимушка-Зима», «Помоги зимующей птице».

Дети старшего дошкольного возраста и родители принимают участие в природоохранных акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, жизнедеятельность.

2021г:

-Всероссийская детская акция «С любовью к России делами добрыми едины»

-Международная акция «Всемирный день чистоты»;

2022г.

-Экологическая акция «Чистое село»;

-Всероссийский «День Эколят».

2023г. :

-Экологическая акция «День древонасаждения»;

-Экологическая акция «Поможем птицам в зимнюю стужу»;

-Экологическая акция «День Земли»;

-Экологическая акция «Берегите первоцветы».

2024г. :

-Всемирный День воды;

-Всемирный День окружающей среды,

-Международная акция «Сад памяти»;

-Экологическая акция «Сдай батарейку - сохрани окружающий мир».

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения.

Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание.

С дошкольниками каждый год проводятся осенние праздники,

праздник «День рождения Снеговика», «День Земли», развлечение «Вода –водица»(2022г.) , «В гостях в подводном царстве у Нептуна»(2022г.) , «По лесным тропинкам» (2023г., «Мы- друзья природы» (2024г.).

В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.

Мной разработаны и изготовлены дидактические игры, очень помогающие мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы: ««Зимующие и перелетные птицы»», «Кто лишний», «Когда это бывает», «Где чей домик?», «Времена года», «С какого дерева листик», «Животные родного края» и другие.

С помощью игрушек и картинок я знакомлю детей с домашними и дикими животными и их детенышами, с растениями и насекомым.

В работе по экологическому воспитанию дошкольников наряду с традиционными формами обучения я использую и нетрадиционные методы работы с детьми, которые призваны соединить в одно целое процесс обучения и непосредственный контакт дошкольника с природными объектами. К таким методам и приема можно отнести:

«Письмо-жалоба».

При получении такого письма от жителей леса, сада, огорода – от тех, кто нуждается в помощи и защите человека, дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, лесу, реке и т. д

«Кейс – технология».

Метод «Кейс – технология»- это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Кейс -технологии развивают коммуникативные компетенции в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, и нужно найти правильный ответ, аргументируя свои доводы. Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?»

Игра «Узнай по объявлениям» знакомит с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания, развивает логическое мышление. Дети внимательно слушают объявление, и отгадывают о ком идёт речь (животное или птица).

Примеры объявлений:

- Потерялось хвойное деревце, которое скидывает хвою на зиму.

- Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.

- Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.

Деловая игра «Хорошо – плохо» совершенствует знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растений: «Комар – это хорошо или плохо?», «Снег - это хорошо или плохо», «Деревья без листьев зимой – это хорошо или плохо?» и так далее.

Деловая игра «Что будет, если?» помогает узнать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу, развивает умения делать выводы и умозаключения. Например, что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под лимонада? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку первоцветов? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет если не потушить костер в лесу?

Деловая игра «Береги природу». На столе или доске располагаю картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Я убираю одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например, убираем птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д.

«Метод экологической идентификации».

«Метод экологической идентификации» - отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с уважением. Например, обыгрывание ситуации «Я - муравей…», «Я – сломанное дерево…», «Я - птенчик, выпавший из гнезда …», «Я- засохшее комнатное растение».

«Экологический ай - стоппер».

«Экологический ай - стоппер» ловушка для глаза - яркий, неординарный, выделяющийся элемент или необычный способ подачи информации, привлекающий внимание. Для привлечения их внимания я использую что-то необычное, яркое, бросающееся в глаза, то есть визуальный раздражитель, не позволяющий пройти мимо. Эту особенность я использую для создания экологических ай-стопперов, призванных обратить внимание, приковать взгляд к экологическим объектам, интерес к которым мы хотим в ребенке пробудить. Ай - стопперами могут быть необычные предметы, куклы, панно, интригующие надписи. Также я использовала различные виды плакатов, информационных листков: «Ядовитые растения и грибы», «Опасные насекомые», «Береги родную природу - не оставляй после себя мусор!» и т. д.

«Экологический микрофон».

В ходе беседы с детьми образуем круг и передаём друг другу имитированный или игрушечный микрофон, где ребята высказывают свои мысли на заданную экологическую тему. Все высказывания детей принимаются, одобряются, однако не обсуждаются. В конце игры обобщаются все высказывания. Микрофон позволяет детям свободно выражать свои мысли и чувства. С помощью микрофона активизируются слабоактивные дети группы - «Говорит тот, у кого микрофон». Эта форма работы помогает формировать у детей осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам, а также развивает критическое мышление дошкольников.

«Живая книга».

Это современный вариант традиционной формы «вечер встречи» с той разницей, что «живая книга» дает возможность непосредственно пообщаться с человеком (прочитать «живую книгу») и получить представление:

о профессиях,

социальных группах, связанных с экологией;

о чистоте окружающей среды, как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на земле и др.

«Книгами» могут быть экологи, волонтеры, медицинские работники, краеведы, лесничие, музейные работники, писатели, поэты и другие интересные люди, посвятившие себя проблеме охраны окружающей среды.

«Креативная стена»

Картины можно не только рисовать, но и конструировать. Дошкольники проявляют свою фантазию и творческие способности, используя модульную креативную стену. Крепя детали конструктора к креативной стене, дети создают яркие осенние и весенние картины, зверей, птиц и насекомых.

Работая в данном направлении, мы с дошкольниками участвовали в районных и областных акциях и конкурсах:

-2021г. :

-Конкурс среди дошкольных образовательных организаций «Лучший центр природы в группе, на участке ДОУ» (2 место);

-2022г. :

-Всероссийский фестиваль «Праздник Эколят- молодых защитников природы» в субъектах Российской Федерации;

-Всероссийский урок «Эколята-молодые защитники природы» (сертификат)

-2023г. :

-Областная экологическая акция «День птиц» (сертификат);

-Областная экологическая акция «День воды» (сертификат);

-Областная экологическая акция «День леса» (сертификат);

2024г. :

-областная экологическая акция «День птиц» (сертификат).

Я учу каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считаю, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи. Совместно с родителями организуем выставки рисунков «Мусор Земле не к лицу», «Я в стране своей живу, свет и воду берегу», «Земля-наш общий дом»; поделок из природного и бросового материала «Папины руки не знают скуки», «Здравствуй, Осень золотая», «В ожидании Нового года». Для родителей проводятся открытые занятия «На поиски радуги» (2022г., «Давайте оживим Землю!» (2023г.); подбираю материал для информационных стендов и родительских чатов.

Вывод:

Проделанная работа отразилась на успехах детей. У них отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности ребёнка. Дети стали внимательнее относиться к окружающей природе, своим товарищам. У них повысился познавательный интерес к объектам природы, желание беречь и заботиться о ней.

Публикации по теме:

Перспективный план работы творческой группы по экологическому воспитанию дошкольников на учебный год Перспективный план работы творческой группы по экологическому воспитанию дошкольников на 2024 - 2025 учебный год. Цель: Развитие экологической.

Опыт работы по экологическому воспитанию детей «Природа в развитии и воспитании ребенка» Тема: «Природа в развитии и воспитании ребенка». Автор опыта: воспитатель «Солодушинский детский сад» Куликова Анна Викторовна Место нахождения:.

Перспективный план работы творческой группы по экологическому воспитанию дошкольников на 2015–2016 учебный год. Утверждаю Директор МКОУ НШДС №5 ___/Л. Б. Битуева/ «___»___2015г Перспективный план работы творческой группы по.

Перспективный план работы творческой группы по экологическому воспитанию дошкольников на 2016–2017 учебный год Утверждаю Директор МКДОУд/с №5 ___/Л. Б. Битуева/ «___»___2016г Перспективный план работы творческой группы по.

Перспективный план работы творческой группы по экологическому воспитанию дошкольников на 2017–2018 учебный год Месяц Содержание деятельности Сентябрь 1. Заседание членов творческой группы. 2. Обсуждение и составление перспективного плана работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников старшей разновозрастной группы
Опубликовано: 5 ноября 2024 в 20:27
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников старшей разновозрастной группы» (включая файлы) размещена пользователем Галина Ездакова (УИ 1034447) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика
25 января 2025 суббота
Празднуем Татьянин день!
День наоборот, задом наперед или шиворот-навыворот
Рассматриваем картины И.И. Шишкина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД