Журавлёва Наиля
Тема Великой Отечественной Войны в воспитании патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
«ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Автор опыта: Журавлева Наиля Хуснуллиновна педагог дополнительного образования МДАНОУ д / с№11 МО Кореновский район г. Кореновск 2020 г.
[
1. История темы педагогического опыта в педагогике в данном образовательном учреждении
Публикация «Тема Великой Отечественной Войны в воспитании патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
. Патриотизм – это социальное, исторически обусловленное явление духовной жизни народа, результат влияния общественной среды и воспитания; – патриотизм неотделим от понятий «родина» и «отечество». Отношение человека к родине и отечеству проявляется в сфере чувств, деятельности и мышления.
Причина бездуховности общества кроется в формальном отношении к народной культуре, истории и, как следствие, в формальном отношении к важнейшим общественным явлениям и к самой Родине. Один из путей преодоления этого явления – приобщение детей к познанию исторического прошлого своей страны, формирование у детей 6-7 лет представлений о российской действительности.
Дети 6-7 лет могут получить конкретные впечатления от социальной жизни, образец любви к Родине через яркий образ, который будет им понятен.
В этом случае им поможет художественная литература, театральная деятельность, как уникальное средство всестороннего, развития маленького человека как личности.
Учитывая дефицит знаний старших дошкольников истории своей страны, участия соотечественников, земляков, старших членов семьи в Великой Отечественной войне, был разработан план мероприятий по формированию патриотических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.
Такое положение дел побудило коллектив МДАНОУ д/с № 11 заняться изучением данной проблемы, в результате возникло обобщение педагогического опыта патриотического воспитания детей дошкольного возраста (6-7 лет) средствами театрализованной деятельности на теме Великой Отечественной войны.
2. Актуальность.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества, значит знать традиции и историю своего народа.
Все меньше и меньше остается живых свидетелей тех страшных дней, которые могли бы рассказать подрастающему поколению о событиях великой битвы русского народа за освобождение своей страны, о подвигах солдат и рядовых граждан на фронтах и в тылу. Прямая обязанность взрослых – помочь сохранить память о героических фактах нашей истории, воспитывать у маленьких граждан гордость за свою Родину. Ведь память не имеет возраста, а гражданская позиция и любовь к своей стране не возникает вдруг, из неоткуда.
Театрализованная деятельность предоставляет богатые возможности для воспитания патриотических качеств, развития эмоциональной сферы, чувств, способностей, привлекающих в последние годы все больше внимания педагогов и психологов.
3. Научность
Педагог-психолог В. Г. Нечаева подчеркивает: «Можно определенно говорить о том, что к семи годам у детей возможно сформировать относительно устойчивые нравственные качества». Опираясь на выводы В. Г. Нечаевой о том, что патриотическое нравственное качество личности стинтеллектуальный, чувственно эмоциональный и действенно практический компоненты. (Психолого-педагогические науки)
Сущность образовательно-интеллектуального компонента состоит в сформированности представлений о жизни российского народа; социальном устройстве общества; истории страны и. д. Эмоциональный компонент характеризуется переживанием ребенком отношений к родной стране. Проявляется он в любви к семье, городу, краю, стране, к событиям, происходящим в ней, в уважении к историческому прошлому родной страны и т. д. Важным является деятельностный компонент, соответственно которому знания и отношения детей 6-7 лет проявляются в деятельности. Показателями сформированности его являются: участие в различных видах деятельности, умение использовать приобретенные знания в творческой деятельности, положительное отношение к труду на общую пользу, проявление заботы о людях и т. д.
Эмоциональное восприятие дошкольниками знаний является важнейшим условием формирования у них нравственных чувств, в том числе патриотизма.
4. Педагогический опыт.
Таким образом, осознавая важность данного вопроса, я поставила перед собой цель.
Цель.
Воспитывать патриотические чувства у детей, чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам через активизацию познавательной деятельности дошкольников, приобщая детей к героическому прошлому русского народа.
Задачи.
Повышать познавательную активность детей в процессе практической деятельности.
Способствовать воспитанию нравственно-патриотических чувств, уважения и чувства благодарности ко всем, кто отстоял свободу и независимость нашей Родины.
Формировать первоначальные представления об исторических фактах, героизме русского народа, наглядно-образное мышление, навыки общения и взаимоотношений со взрослыми, самостоятельность.
Формировать у детей интерес к художественной литературе о войне, театрализованной деятельности, музыке.
Развивать у детей желание выражать свои впечатления и переживания в художественном чтении, в театральной игре.
Способствовать развитию воображения, памяти, эмоциональной выразительности, сценической речи, актерского мастерства, творческих способностей посредством театрального искусства. Обогащать активный словарь новыми словами.
Организовать детей, педагогов и родителей для совместной деятельности в процессе подготовки к данным мероприятиям.
Исходя из поставленных задач, мною были определены основные направления в работе с детьми, с родителями, с педагогами, а также в организации художественно-эстетической творчески развивающей среды.
Содержание работы с детьми.
Чтение, беседы.
Просмотр иллюстраций и видеороликов
Основы театральной культуры.
Театральная игра.
Основы актерского мастерства.
Культура и техника речи.
Музыкальная деятельность.
Творческая театральная мастерская.
Театрализованные представления.
Используемые в педагогическом опыте дидактические принципы:
психологического комфорта;
творчества (креативности);
целостного представления о мире;
вариативности;
личностно-ориентированного взаимодействия с учетом
индивидуальных возможностей (минимакса);
системности;
доступности;
интеграции образовательных областей;
преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи.
Методы и приемы, используемые в данном опыте.
Просмотр материалов о Великой Отечественной войне, мультфильмов с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
Беседы, пересказ, разучивание литературных текстов.
Прослушивание музыкальных произведений, песенное и танцевальное творчество.
Упражнения, этюды, творческие задания.
Разыгрывание стихотворений, композиций, художественных произведений.
Игровое творчество, поиск выразительных средств, импровизация Самостоятельное художественное творчество.
Содержание работы с родителями.
• Совместный просмотр детей и родителей материала о Великой Отечественной войне.
• Консультации по вопросам художественно-эстетического и патриотического воспитания детей.
• Родительские собрания.
• Домашние задания.
• Совместные праздники, досуги на основе театрализованной деятельности.
Содержание работы с педагогами.
• Мастерство руководства театральной игрой.
• Творческая мастерская.
• Организация художественно-эстетической творчески развивающей среды.
• Театральная гостиная.
• Основы режиссуры.
• Проведение праздников, досугов и развлечений на основе театрализованной деятельности.
Организация художественно – эстетической творчески развивающей среды.
Авторская разработка и создание:
-театральных атрибутов,
-декораций,
-костюмов.
5. Новизна
Для формирования патриотических чувств, развития творческих способностей у детей в театральной игре используются созданные мной авторские идеи этюдов, сцен. Также применяются авторские методические разработки сценариев литературно-музыкальных композиций, театрализованных представлений, способствующие познанию истории России, родного края, нравственному, патриотическому воспитанию.
6. Технологичность.
1. Обогащение и распространение педагогического театрального опыта.
2. Развитие психофизических особенностей детей.
3. Взаимосвязь театральной деятельности с другими видами деятельности в педагогическом процессе.
4. Демонстрация продуктов детского театрального творчества в представлениях, праздниках, досугах.
5. Творческое взаимодействие в совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, в формировании творческой развивающей среды.
6. Использование элементов педагогического опыта педагогами других образовательных учреждений.
7. Результативность
• Обогатился коммуникативный, эмоциональный опыт дошкольников, расширился кругозор, сформировался устойчивый интерес (любовь) к малой родине, к России, к художественной литературе о войне, театральному искусству.
• У детей повысилась творческая активность, самостоятельность в создании образа, эмоциональность и выразительность сценической речи, актерском мастерстве в театральной игре.
• Обогащена творчески развивающая среда по театрализованной деятельности.
• У родителей сформировались представления о роли театрализованной деятельности, для нравственно – патриотического воспитания, полноценного творческого развития ребенка дошкольника.
7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.
Театр – это праздник, освященный яркими впечатлениями, наполненный новыми чувствами и мыслями. В театре, как ни в одном другом виде искусства с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью люди видят отражение своей жизни. Трудно переоценить роль театра для каждого человека. Особая роль принадлежит театральному искусству в нравственно – патриотическом, в гармоничном творческом развитии маленького человека как личности.
Изучая психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, наблюдая и зная неограниченные возможности театрального искусства в воспитании и развитии детей, я начала поиск формы и методов, направленных на создание интереса к Родине, ее историческому прошлому, на побуждение к активной деятельности каждого ребенка в театральной деятельности, способствующих возникновению переживаний и отношений.
Эмоциональное восприятие дошкольниками знаний является важнейшим условием формирования у них нравственных чувств, в том числе патриотизма.
Как установить тесную связь между познанием жизни своей страны и сценическими задачами, как создать условия для многогранного развития детей, формирования нравственно- патриотических качеств и творческого «Я».
Так появилась идея разработки системы занятий так называемой детской актерской мастерской, где в театральной игровой деятельности дошкольники приобретают необходимые знания об историческом прошлом своей страны, судьбе народа в годы Великой Отечественной войны, умения и навыки для выступлений перед зрителями.
Так ли уж необходимо воспитание патриотических качеств в дошкольном возрасте? И какую роль в этом может сыграть театральная деятельность?
Пока еще эмоции детей непосредственны, не подчинены давлению окружения – самое удобное время учить понимать, принимать и полностью выражать их. Ведь выражение чувств очень важный момент в общении, жизни ребенка, человека вообще – подчеркивает известный психолог Т. Чередникова.
Театрализованная деятельность, как ни один другой вид деятельности способствует наполнению и обогащению мира чувств ребенка. А воспитание нравственно – патриотических качеств нацелено на понимание и полное эмоциональное выражение чувств.
Таким образом, основная цель театральной деятельности по ознакомлению дошкольников с периодом жизни нашего народа в дни войны – воспитание чувств и отношений, которые являются основой патриотизма: любви к родному краю, стране; стремления больше узнать о ней; гордости за свой народ, и т. д.
Я так же убеждена, что для патриотического воспитания в театрализованной деятельности необходимы условия, побуждающие к творчеству, а само воспитание должно быть всесторонним, гармоничным.
А, это значит, что необходимо способствовать созданию интереса к теме Родины в годы войны, судеб людей, испытаний, героизма нашего народа в театральной деятельности, чтобы она прежде всего была интересной, творческой, познавательной и конечно же способствовала развитию качеств, необходимых маленькому артисту. Формировать желание детей к театральной игре в театрализованных представлениях.
И тогда, я решила отработать систему работы с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию нравственно – патриотических качеств посредством художественных произведений о Великой Отечественной войне, развитию творческих способностей посредством театрального искусства.
Предлагаемая мной работа детской актерской мастерской (приложение 1) направлена на развитие внимания, воображения, фантазии, творческих способностей каждого ребенка, формирование произвольности, коммуникативности, избавление от комплексов, возникающих в присутствии зрителей, совершенствование речи, пластики. А также предлагаются способы овладения детьми сценическими умениями и навыками художественного чтения и театральной игры
Часто перед педагогами стоит вопрос: «Как говорить и что читать дошкольникам о войне?»
Все что знаем о ней, мы должны передать нашим детям. Маленькие граждане нашей страны должны знать героические страницы истории своей Родины, гордиться своим народом. Тема Великой Отечественной войны находит живой отклик в сердцах ребят. С детьми старшего дошкольного возраста мы беседовали о блокаде Ленинграда, о войне и Дне Победы, городах-героях, а также об испытаниях в годы войны, выпавших на долю наших Кубанских земляков. Такие важные темы бесед вызывают у детей эмоциональный отклик. Их души открыты добру, милосердию и состраданию! Мы знакомили детей с рассказами Алексеева С. П., Герман Ю. П., Баруздина о Великой Отечественной войне, о героизме советских людей, о тяжелом военном детстве. Также знакомили детей с поэтическим творчеством С. Михалкова, О. Высоцкой, М. Найдич, М. Джалиля, героев – поэтов Кубани А. Кузьменко, К. Обойщикова, В. Бакалдина.
Духовная жизнь персонажей литературных произведений находит свое выражение в различных формах. Главное, из которых – слово. От того, насколько живой, выразительной, четкой будет речь исполнителя, во многом зависит реакция зрителей.
Работа над текстом в процессе подготовки роли содействует более полному, глубокому восприятию художественного слова, развитию творческого воображения дошкольников. Однако ребенку нужны навыки, необходимые для грамотной, культурной речи. В нашей актерской мастерской для этого созданы все условия. Мы с детьми беседовали о содержании стихотворного текста, о последовательности событий, их взаимосвязи. Старались почувствовать красоту и образность поэтического языка, объяснить незнакомые слова, совершенствовали сценическую речь, находили средства выразительности, разыгрывали различные сцены. Таким образом, развивая воображение, память и речь детей, я знакомила дошкольников с творчеством поэтов, закрепляя знания о героических событиях военного времени. А главное - старалась развивать у детей желание выражать свои впечатления и переживания в чтении стихотворений о Великой Отечественной войне.
Надо понимать, закрепляя знания или знакомя с творчеством писателей, поэтов, цель – воспитывать чувство патриотизма, гордости за своих соотечественников, уважения к ветеранам войны и труда. Кроме того, важно развивать у детей интерес и желание выражать свои впечатления и переживания в чтении стихотворений о Великой Отечественной войне. И только потом способствовать развитию воображения, памяти, эмоциональной выразительности, сценической речи, актерского мастерства.
Разучивание стихотворений с детьми - это совместная со взрослым (родителем, педагогом) творческая деятельность, направленная на запоминание художественных литературных произведений.
Чтобы привлечь внимание детей к стихотворению, я использую иллюстрацию или предмет, музыкальное произведение. Далее читаю стихотворение не спеша, выразительно, с использованием уместных жестов и мимики. Затем, обязательно следует беседа, помогающая понять стихотворение в целом и отдельные его части.
Это осмысление и запоминание детьми последовательности событий, их взаимосвязь. Способность почувствовать красоту и образность поэтического языка. Обязательно объясняю значение новых незнакомых, а также устаревших слов и выражений. Поясняю, как следует читать те или иные строчки. Дети упражняются в запоминании и выразительном чтении отдельных частей стихотворения.
Как известно, при самостоятельной декламации дети утрачивают выразительные интонации. Это закономерно, т. к. ребенку приходится одновременно решать несколько задач: восстанавливать в памяти последовательность; произносить слова, не искажая и не заменяя их; читать выразительно. Ребенок нуждается в помощи педагога. Подсказываю тихо, слышно только рассказчику. Чтобы детям не наскучило слушать исполнение сверстниками, используем прием «эстафетного» чтения (с передачей следующему предмета флажка, значка и т. п.). Полезно разрешать детям читать вместе с педагогом шепотом, так ребенок учится четко произносить слова, не пользуясь голосом, совершенствует дикцию, активизирует работу артикуляционного аппарата.
Каждое занятие по заучиванию стихов ставит перед собой множество задач: развитие внимания, памяти, правильная расстановка смысловых акцентов, логических ударений, соблюдение пауз. И так далее.
Важно заинтересовать произведением, вызвать эмоции, желание научиться выражать переживания в чтении стихотворений о Великой Отечественной войне. И только потом способствовать развитию эмоциональной сценической речи, актерского мастерства
О том, как началась Великая Отечественная война, написано множество произведений. Предварительные беседы, просмотры иллюстраций и видеороликов подвели к знакомству с такими стихотворениями как «Грустные ивы» А. Жарова, «Быль для детей» С. Михалкова, где с особенным чувством звучали в исполнении детей строки.
Особенно впечатляет детей как артистов, так и зрителей инсценирование стихотворений таких как «Мишка» Лоры Тасси, «Дети войны» Татьяны Волховой и др. Надо отметить, что исполнители очень ответственно подходят к разучиванию своей роли, будь то автор-рассказчик истории или девочка, ставшая свидетелем ужасных событий.
Убеждена, что художественная литература и театральное искусство, как «зрелище» вместе с познанием истории открывают мир новых чувств, развивают воображение, память, речь. Способствуют воспитанию уважения к героическому прошлому своей Родины. И как же важно, чтобы в эти минуты рядом был понимающий взрослый – педагог и родитель.
Я написала инсценировку «Семейный фотоальбом», где в роли бабушки показываю фотографии и рассказываю внуку военную летопись своей семьи. А дети-зрители изображения фотографий видят на слайдах. Так проходит нить единения прошлого с настоящим.
Мне очень хотелось разработать сценарий театрального представления, чтобы показать нелегкие фронтовые дороги, чувства и мысли солдат, их мечты. В инсценировке «На привале» солдаты делятся своими впечатлениями «Когда пройдешь путем колон в жару и в дождь и в снег…» Александра Твардовского. В этот спектакль вошли также стихотворения «Василий Теркин», «Жди меня» Константина Симонова, «Письма с фронта» Эдуарда Осадова.
Инсценирование стихотворения Алексея Трифонова «Диалог на войне» очень эмоционально, артистично исполнили дети подготовительной группы. Тема хрупкой молодой девушки уже много повидавшей на войне глубоко тронула детские сердца.
В заключении дети читают такие стихотворения как «У обелиска» Семена Пивоварова, «Что такое День Победы» Андрея Усачева, «Встреча с Победой» Ольги Бергольц, «Сорок пятый» Михаила Дубина «Четыре года шла война» Натальи Бондаревой и др.
В результате создан сборник авторских методических разработок «Гордимся и помним». Все сценарии, вошедшие в учебно-методическое пособие имеют практическую направленность в организации работы с детьми по патриотическому, интеллектуальному, творческому, а значит всестороннему личностному развитию маленького человека. Совместные встречи в литературно-музыкальной гостиной, театрализованные представления способствуют решению задач воспитания и образования в дошкольном детстве. Очень важно с ранних лет воспитывать интерес к познанию истории своего народа, чувство сопричастности к героическому прошлому своей страны, любовь к поэзии, театральному искусству, музыке.
В рамках месячника по военно-патриотическому воспитанию, наши дети принимали участие в мероприятиях краеведческого музея в литературно – музыкальных композициях «Дети войны», «Мы о войне стихами говорим», «Фронтовые письма».
В дальнейшем мы планируем продолжить сотрудничество с краеведческим музеем в плане проведения совместных мероприятий на базе нашего детского сада.
Итоговое театрализованное представление, посвященное Дню Победы «Дорогами войны» стало незабываемым зрелищем, где в исполнении детей и взрослых звучали песни военных лет, где маленькие артисты показали свое мастерство в трогательных сценах «Семейный фотоальбом», «Солдаты на привале», «Баллада о матери». А еще наши будущие школьники 9 мая поздравили ветеранов ВОВ. Поразили и порадовали всех зрителей своей удалью «Василий Теркин» и его друзья, тронули до слез стихотворения о долгожданном Дне Победы и танцевальная композиция «Синий платочек».
Такие мероприятия, на основе художественных произведений в театральном искусстве формируют у детей представление о Великой Отечественной войне, защитниках Отечества, воспитывают чувство патриотизма, гордости за своих соотечественников, уважения к ветеранам войны и труда.
О результате нашей работы можно судить по высказываниям детей о ВОВ:
«Было страшно. Солдаты воевали за свою Родину. Они хотели, чтобы был мир, голубое небо над землей, чтобы дети могли ходить в школу, наши люди жили хорошо. Война-это очень плохо»
И поэтому с полным пониманием, эмоционально, выразительно, а главное с большим желанием будущие школьники выражают свои чувства в художественном чтении, в театральной игре.
А значит наша работа первая ступень для того, чтобы дети выросли настоящими патриотами своей Родины.
Можно сделать вывод, что художественная литература и театральная игра ребенку-дошкольнику оказывают огромное влияние на воспитание нравственно-патриотических качеств, интеллектуальное, умственное, творческое развитие. Развивают художественно-речевые навыки
Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.
10. Библиографический список.
1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду.
М. 2009.
2. Буренина А. И. Театр всевозможного. Вып. 1. От игры до спектакля:
Учебно - методическое пособие. М. 2002.
3. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. театрализованные игры в детском саду. М. 2004.
4. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. Программа «Театр – творчество – дети» М. 2004.
5. Чистякова М. И. «Психогимнастика». М. 1990.
6. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников. М. 2001.