Светлана Симонова
Педагогическая философия воспитателя. «Верю: сказка станет былью!»
▼ Скачать + Заказать документы
Симоновой С. К
Покинут счастьем будет тот,
кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выправить легко.
Сухую ветвь один огонь исправит.
Дорогие коллеги!
Хочу познакомить вас со своей сказкой, которую написала под впечатлением от многих добрых книг, раздумий и наблюдений за детьми. В ней мои мечты о будущем воспитании малышей. Все начинается с мечты, идеи, с предположений, пусть даже самых робких и нереальных. Могли ли наши бабушки, мамы примерно лет тридцать назад представить современные компьютеры, мобильные телефоны, цифровые фотоаппараты, то ли еще будет…
Публикация «Педагогическая философия воспитателя, „Верю: сказка станет былью!“» размещена в разделах
Но не меньшие перемены происходят и в нашем сознании, в духовном плане. Хочется верить, пусть даже наивно, по-детски, но верить, что сегодняшняя воспитательная система будет также неуклонно развиваться, делая наших малышей светлее, умнее, лучше нас! Как писал Жан-Жак Руссо: «Нужно обучать ребенка так, чтобы выходя из рук воспитателя, ребенок не был бы ни судьей, ни солдатом, ни священником, а был бы, прежде всего человеком. И как бы судьба ни перемещала его, он всегда будет на своем месте. Ребенок через нас взрослых, постигает мир, учиться видеть, слышать, чувствовать, понимать. Чем больше мы способны на это, тем больше умеет ребенок. Каким же должен быть детский сад? Вот как я себе представляю.
Это тихое, уютное местечко, утопающее в зелени. Дети, не большими группами, рисуют, поют, танцуют, занимаются физкультурой. Основное развитие личности: развитие воображения, чувственности, способностей и устремленности. Большое внимание я бы уделила изучению природы, умению общаться с ней, так как это путь к сохранению укреплению здоровья. Сколько вдохновения, очищения и прекрасных ощущений она в себе несет. Нам следует больше к ней стремиться, и наши детские сады должны стать настоящими оазисами живой природы. Чтобы, показать, разнообразие растений, и животных, понаблюдать, провести опыты, я бы создала «зимний сад», лабораторию, мини-музей, планетарий, компьютерную комнату для игр, связанных с природой, прослушивания или просматривания дисков о животных, растениях. А еще можно создать большую клумбу, посадить любимый цветок и наблюдать, когда он раскроется, а потом нарисовать его с натуры. Дети учились бы любить природу, понимать ее с детства, не причинять ей боль и могли бы понять, что люди это часть природы. Природа воздействует на воспитание, воспитание на природу, и так до бесконечности. А играли бы дети с весны до осени на открытых верандах, продолжительность устанавливалась педагогом, который чутко улавливал настрой детей. Для укрепления здоровья, формирования понятия здоровый образ жизни можно оборудовать прекрасный спортивный зал, с зеркальной стеной, с движущимися мишенями и с хорошими пособиями. Хотелось бы, чтобы комната для детей была большая, светлая, уютная с современными игрушками.
Вспомним Сухомлинского: «От красоты природы - к красоте слова, музыки и живописи. Это источники прекрасных образов, чувств, мыслей, которыми мы вместе с детьми можем восхищаться и, которые дают много импульсов для жизни и творчества». Поэтому мне бы хотелось, чтобы художественно- эстетической деятельностью, с детьми занимались настоящие, талантливые художники и музыканты передавая свой опыт детям.
Еще я считаю, что в детский сад, дети приходили и учились вместе с родителями. Обменивались мыслями, принимали решения, ходили в походы, проводили творческие выставки и родители учились бы у детей. Порой дети делают такие удивительные умозаключения, что взрослые надолго задумываются.
Я сына на руки беру
Я прижимаю к сердцу сына
И говорю ему:
-спасибо
За то, что учишь нас добру…
А педагогу только годик
Он улыбается в ответ
И доброта во мне выходит
Как под лучами первый цвет.
А сказки рассказывали и проводили фольклорные праздники, бабушки, чтобы не терялась связь поколений, чтобы дети постигали мудрость старинных обрядов. Тогда повзрослевшие дети не забудут родителей, и не отнесутся легкомысленно к рождению и воспитанию своих детей. Воспитание нравственности хорошо осуществлять на примерах народных героев и жизнеописаний великих людей планеты. По этому поводу русский философ и педагог Н. В. Шелгунов писал: «В самом раннем детстве должны быть уже заложены геройские чувства, настраивающие душу на подвиги и благородство».
А воспитателей я бы отбирала как космонавтов в космос. Это человек – любящий детей, образованный, любознательный, добрый, бескорыстный, справедливый который может увлечь за собой детей. Именно увлечь. Древняя притча гласит: странники увидели пастуха, за которым шло стадо. Они спросили его, как ему удается управлять таким большим стадом? «Просто я живу с ними и люблю их, и они чувствуют во мне уверенность, спокойствие и решимость, и что со мной им безопасней». Именно такими свойствами человеческой личности и должен обладать воспитатель. Детей учил не словами, а делами, поступками. Такие философы, как Ж. Ж. Руссо, Л. Толстой, Ф. Достоевский они жили в разные времена, но все утверждали: «Что нужно дать ребенку полную свободу, просто ограничивая его в крайностях и умело направляя его поведение. Свобода и самодеятельность ребенка, уважение его личности и изучение его интересов – вот основа настоящего воспитания». Слово «воспитание» - это особое питание души и сердца ребенка всем возвышенным и утонченным. И наша задача – воспитывать в детях светлые, добрые чувства, наполняя их жизнь радостью познания мира.