Татьяна Тихонова
Паспорт средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт
«Лесная полянка»
2017-2018 учебный год
г. Дзержинск,
2017 г.
Пояснительная записка
Организация развивающей предметно-пространственной среды группы
Развивающая предметно-пространственная среда средней группы МБДОУ «Детский сад № 95» «Лесная полянка» обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы для развития детей в соответствии с особенностями возрастного этапа 4-5 лет и для охраны и укрепления их здоровья.
Публикация «Паспорт средней группы» размещена в разделах
Развивающая предметно-пространственная среда средней группы МБДОУ «Детский сад № 95» «Лесная полянка» обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения воспитанников в условиях реализации следующих образовательных программ дошкольного образования:
Вид программы Название программы, авторы
Комплексная программа Основная образовательная программа под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы»
Парциальные программы и технологии Ушакова В. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой
Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников «Юный эколог»
Пространство средней группы МБДОУ «Детский сад № 95» «Лесная полянка» организовано в виде хорошо разграниченных зон (т. н. «уголки», оснащенных развивающими материалами (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр., при чем все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение «уголков» группы меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, пространство группового помещения должно быть полифункциональным, поэтому пространство средней группы МБДОУ «Детский сад № 95» «Лесная полянка» делится на три зоны:
1. Спокойная зона - зона для спокойной деятельности. Здесь размещаются: книжный уголок, уголок уединения (ширма, мягкая мебель, фотоальбомы с семейными фотографиями, мягкиме игрушки, уголок безопастности дорожного движения, уголок социально-эмоционального развития. В уголке для уединения дети могут спрятаться от внешнего мира, отдохнуть от детского коллектива, просто посидеть или полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме. Используя переносные ширмы, ребенок может создать своё личное пространство, сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок.
2. Активная зона - зона для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства - активным движением, возведение крупных игровых построек и т. п. Здесь находятся: уголок сюжетно-ролевой игры, уголок строительно - конструктивных игр (игровой уголок с крупными мягкими конструкциями – блоки, домики,тоннели и пр., физкультурный уголок, уголок музыки, уголок театра, уголок ряжения.
3. Рабочая зона. Здесь размещаются уголок математики и сенсорики, уголок речевого развития, уголок изобразительной деятельности, выставка детского творчества, уголок природы, уголок опытно-экспериментальной деятельности, уголок патриотизма, а также информационная доска и шкаф с материалом для работы в рабочей зоне. Эта зона превращается в полифункциональное, трансформирующее рабочее пространство. Она содержит материал и оборудование для занятия продуктивной деятельностью, лабораторию для занятия позновательно-исследовательской деятельностью и место свободной деятельности детей по интересам вне занятий со взрослыми.
Возрастные особенности воспитанников 4-5 лет.
Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками.
Физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха. Что касается темпов физического развития, то с 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребенок подрастает за год на 5–7 см и набирает 1,5–2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма.
Психическое развитие ребенка в возрасте 4– 5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся. 5 вещей, из-за которых вы не должны испытывать чувства стыда. Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитатели дошкольных учреждений создают условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.
Роль игры: Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.
Творческие способности: Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения. Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.
Развитие речи: В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь. Общение со сверстниками и взрослыми В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом). Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего. В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. Порой взрослые члены семьи не замечают эти возрастные особенности детей 4–5 лет.
Эмоциональные особенности :В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать. Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми. К 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и своей гендерной принадлежности. Как уже упоминалось, одной из отличительных особенностей данного возраста является яркая фантазия, воображение. Нужно учитывать, что это может породить самые разные страхи. Ребенок может бояться сказочного персонажа или воображаемых чудовищ. Родителям не нужно слишком волноваться: это не проблема, а лишь возрастные особенности детей 4–5 лет. Психология знает много способов борьбы с такими страхами, но важно помнить, что это всего лишь временные трудности, которые сами уйдут со временем, если родители не будут акцентировать на них внимание или использовать против ребенка в воспитательных целях. Обучение детей 4–5 лет Сотрудники дошкольных учреждений при обучении учитывают психологические и возрастные особенности детей 4–5 лет. По программе «От рождения до школы», используемой в настоящее время, акцент делается на становлении и всестороннем развитии личности. При этом с детьми проводятся тематические занятия, на которых объясняются правила поведения в коллективе, дома и в общественных местах, основы безопасности, развивается речь, совершенствуются гигиенические навыки и так далее. При этом учебный процесс строится на игре. Педагоги знакомят ребенка с новыми понятиями и правилами через доступный и привлекательный для него вид деятельности, принимая во внимание возрастные особенности детей 4–5 лет. В этом возрасте необходимо расширять кругозор ребенка и его знания об окружающем мире.
1. Краткое описание группы и схема группы.
Средняя группа МБДОУ «Детский сад № 95» «Лесная полянка» находится на первом этаже. Группа состоит из следующих помещений: игровая - спальня, санузел, моечная, приемная.
Количество детей в группе : общее количество детей – 17, мальчиков-_7_, девочек- __10.
Воспитатели:
___Тихонова Татьяна Борисовна___
___
Помощник воспитателя: ___
Схема группы
2. Функциональное использование помещений группы.
Помещение группы Виды деятельности Процессы
Групповая комната • Игровая
• Коммуникативная
• Познавательно-исследовательская
• Восприятие художественной литературы и фольклора
• Самообслуживание и элементарный бытовой труд
• Конструирование
• Изобразительная
• Музыкальная
• Двигательная Организованная образовательная деятельность, совместная деятельность, самостоятельная деятельность.
Спальня • Двигательная
• Восприятие художественной литературы и фольклора Подготовка ко сну, дневной сон, гимнастика после сна
Приемная • Самообслуживание и элементарный бытовой труд Утренний приём детей, осмотр, подготовка к прогулке, подготовка к утренней зарядке, подготовка к ОД по музыке и физической культуре. Информационно – просветительская работа с родителями
Санузел • Самообслуживание и элементарный бытовой труд Проведение санитарно-гигиенических процедур и развитие навыков самообслуживания
3. Основное оборудование
Организация развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с направлениями развития ребенка
Направления
Физическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Социально – коммуникативное
развитие Художественно – эстетическое развитие
Уголки
Физкультурный уголок Уголок математики и сенсорики
Уголок строительно-конструктивных игр
Уголок опытно-экспериментальной деятельности
Уголок природы
Уголок книги Уголок сюжетно-ролевых игр
Уголок безопасности дорожного движения
Уголок социально– эмоционального развития Уголок изобразительной деятельности
Уголок музыки
Уголок театра
Физическое развитие
Уголки активности Содержание
Физкультурный уголок Мешочки для метания
Кубики (комплект)
Комплект кеглей
Скакалки детские
Мячи
Обруч пластмассовый малый
Султанчики
Коврики для массажа стоп с выпуклой поверхностью
Атрибуты к подвижным играм
Познавательное развитие
Уголки активности Содержание
Уголок строительно-конструктивных игр Конструкторы с крупными и мелкими деталями (деревянные, пластмассовые)
Крупные и мелкие объемные формы (кирпичики, кубы, бруски, конусы, призмы, цилиндры, планки)
Набор плоскостных геометрических фигур для составления изображения по графическим образцам (4-6 элементов)
Мягкие модули
Иллюстрации с образцами построек для видов конструктора
Природный материал
Уголок математики и сенсорики Мозаика разных форм и цвета (мелкая, доски-вкладыши, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения. Лото, блоки Дьеныша
«Чудесный мешочек» с различным содержанием
Числовой ряд (1-10)
Картинки с изображением частей суток
Материал на развитие мелкой моторики (наборы для нанизывания, шнуровки, застегивания молнии)
Пособия для составления целого из частей
Уголок опытно-экспериментальной деятельности Емкости для пересыпания, измерения, исследования
подносы
магниты
Формочки
Трубочки разного диаметра
Увеличительное стекло
Поролоновые губки разного диаметра,формы
Наборы для экспериментирования : с водой, с песком
Уголок природы
Растения (цветущие и нецветущие)
Календарь природы
Календарь погоды
Дневники наблюдений
Макеты природно-климатических зон
Коллекции камней, ракушек, семян
Инвентарь для ухода за растениями (лейки, брызгалки, щеточки, кисточки, совочки)
Сюжетные иллюстрации, отражающие природные явления по сезонам, состояние живой и не живой природы
Оборудование для устройства «Огород на подоконнике» (емкости под посадку, семена)
Иллюстрации с изображением частей растений (корень, стебель, листья, цветок, плод)
Иллюстрации с изображением животных и птиц Земли
Иллюстрации с изображением среды обитания (земля, воздух, вода)
Речевое развитие
Уголки активности Содержание
Уголок книги Книга для самостоятельного рассматривания
Портреты детских писателей
Фланелеграф
Иллюстрации к литературным произведениям
Книжки-раскраски
Книжки-иллюстрации с последовательным изображением сказок
Сюжетные иллюстрации с изображением детей и взрослых в различных жизненных ситуациях
Сюжетные иллюстрации с изображением представителей различных профессий и их трудовой деятельности
Тематические предметные картинки по сериям: «Мебель», «Посуда», «Овощи-фрукты», «Одежда», «Животные» и др.
Парные картинки «Один-предмет – много предметов»
Серии картинок для описывания: времена года (пейзаж, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей)
Социально – коммуникативное развитие
Уголки активности Содержание
Уголок сюжетно-ролевых игр Русские народные игрушки (матрешки, дымковские. И т. д)
Комплект мебели для игры с куклой
Комплект приборов домашнего обихода
Многофункциональные ширмы для разграничения игрового пространства
Модули-макеты игрового пространства
Реальные предметы
Одежда для ряжения
Зоны для сюжетных игр:
1. «кукольный уголок» : мебель для гостинной, для спальни, для кухни
2. «магазин» : весы, кассовый аппарат, наборы муляжей товаров, сумочки, корзина
3. «салон красоты» :трюмо с зеркалом, расчески, щетки для волос, имитация шампуня, косметических средств
4. «больница» : халаты, медицинские маски, шапочки, игрушки- фонендоскоп, градусник
5. «мастерская» : игрушечные наборы (отвертки, пассатижи, гаечные ключи)
Уголок безопасности дорожного движения Макет проезжей части
Макет светофоров, дорожных знаков
Иллюстрации и предметы, изображающие опасные инструменты (ножницы, иголки и т. п)
Наглядно – дидактические пособия: водный транспорт, автомобильный транспорт, авиация
Уголок социально-эмоционального развития фотографии детей, семьи, семейные альбомы;
фотографии, альбомы, отражающие жизнь группы и детского учреждения;
наглядные пособия (книги, иллюстрации, отражающие разные занятия детей и взрослых;
картинки и фотографии, изображающие разные эмоциональные состояния людей (веселый, грустный, смеющийся, плачущий, сердитый, удивленный, испуганный и др.)
Художественно – эстетическое развитие
Уголки активности Содержание
Уголок музыки Детские музыкальные инструменты (гитара, бубен, барабан, дудочка, металлофон, погремушки, колокольчики)
Иллюстрации к программным песням
Магнитофон
Иллюстрации с изображением музыкальных инструментов
аудиозаписи детских популярных песен,песен из мультфильмов и кинофильмов, звуков природы, фольклорной музыки, классической музыки
Электромузыкальные игрушки
Уголок изобразительной деятельности Альбомы с иллюстрациями, фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства
Произведения живописи (репродукции) :
*натюрмотр и его виды, пейзаж и его виды, портрет и его виды, жанровая живопись и ее виды
скульптура, ее виды (фотоиллюстрации)
Шаблоны для рисования (цветы, предметы, животные и т. п)
Бумага разной плотности, картон
Цветные карандаши, гуашь
Круглые кисти разного размера, баночки-непроливайки
Губки, ватные тампоны для нанесения узоров
Пластилин, дощечки, стеки
Готовые формы для выкладывания и наклеивания
Клей ПВА, кисти для клея, ножницы
цветная бумага разной фактуры (гофрированная, мелованная, самоклеющаяся)
Мольберт, маркерная доска
Уголок театра Театр разного вида: настольный, на ширме, на фланелеграфе, теневой
Маски, шапочки
ширмы
Декорации, костюмы, различные атрибуты для спектаклей
4. Перечень картотек
№ Название Образовательная область
1
2
3
4
5 Картотека подвижных игр.
Картотека прогулок
Картотека пальчиковых игр
Картотека дидактических игр по речевому развитию
Картотека музыкально-дидактических игр Физическое развитие
Физическое развитие
Познавательная
Художественно - эстетическая
Речевая
5. Перечень документов группы
№ Название
1
2
3
4 Журнал здоровья
Табель посещаемости
План воспитательно – образовательного работы
Рабочая программа группы
6. Методическое обеспечение группы
Наименование Автор
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада №95» Детский сад №95
Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 Гербова В. В
Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 Дыбина О. В.
Ознакомление с природой в детском саду Средняя группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 Соломенникова О. А
Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 Помораева М. А., Позина В. А
Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 Комарова Т. С.
Конструирование из строительного материала. Средняя группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016 Куцакова Л. В
Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 Пензулаева Л. И
Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. Пензулаева Л. И