Ирина Колмакова
Паспорт проекта «Осень в гости к нам пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА»
Подготовила: Ирина Сергеевна Колмакова, воспитатель ОЧУ ПМГ, 2015 –2016 учебный год.
Название проекта : «Осень в гости к нам пришла».
Публикация «Паспорт проекта „Осень в гости к нам пришла“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Актуальность: Общение с природой, познание ее тайн, проникновение в причинно-следственные связи между ее объектами и явлениями развивает у ребенка мышление, научное мировоззрение, формирует гармонично развитую личность.
Осень – одно из самых благоприятных времен года для наблюдения за изменениями в природе. При изучении природных явлений дошкольники обращают внимание на многие признаки этого замечательного времени года, учатся прослеживать связь между ними, знакомятся с осенней природой.
Тип проекта : познавательно-творческий.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Сроки реализации проекта : 14- 21 сентября 2015.
Проблема проекта : нет четких представлений о сезонных изменениях в природе осенью, взаимосвязи природных явлений и объектов.
Цель проекта : расширить представления детей об осенних сезонных изменениях в природе.
Задачи:
• Формировать устойчивый интерес к познанию окружающего мира.
• Показать на примере прихода осени взаимосвязь всех природных объектов и явлений.
• Развивать познавательный интерес детей, учить устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения.
• Формировать у детей умение получать информацию из различных источников.
• Формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности.
• Обогащать художественно-эстетический опыт детей в процессе приобщения к произведениям искусства (литературы, живописи, музыки, раскрывающих мир осенней природы.
• Обогащать словарный запас детей, способствовать развитию связной речи.
• Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей природе.
Прогнозируемый результат
Для детей:
Формирование у детей интереса к окружающему миру.
Расширение представлений детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе, понимание взаимосвязи всех природных объектов и явлений.
Развитие познавательных и творческих способностей.
Формирование умения получения информации из различных источников.
Развитие речевых компетенций.
Для педагогов:
Повышение профессионального уровня в области экологического воспитания дошкольников.
Создание условий для развития поисково-исследовательской деятельности детей.
Предполагаемый продукт проекта :
Выставка поделок «Осенние фантазии».
Этапы реализация проекта :
I. Подготовительный этап
Деятельность педагога
Составление плана работы над проектом.
Сбор материала необходимого для реализации проекта.
Разработка конспектов занятий, презентаций по планируемой теме.
Изготовление дидактических игр и пособий, атрибутов для подвижных и сюжетно-ролевых игр.
Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок, пословиц и поговорок об осени.
Организация предметно – развивающей среды по теме проекта :
Книжный уголок – выставка книг «Осень в гости к нам пришла». Подборка журналов «Юный натуралист». Фотоиллюстрации «Осень».
Уголок ИЗО – традиционные и нетрадиционные материалы для поделок детей на тему «Осень», образцы поделок. Раскраски на осеннюю тематику, трафареты овощей, фруктов, грибов. Выставка репродукций картин художников «Осенний пейзаж».
Уголок природы – демонстрационный материал «Осень», муляжи овощей, фруктов, грибов. Дидактические игры «Кто скорее соберет?», «Собери картинку», «Природа и человек», «Расставь по порядку», «Узнай по описанию». Настольно-печатные игры: «Живая и неживая природа», лото, мозаики. Макетирование «Осень в лесу».
Физкультурный уголок – маски и атрибуты для подвижных игр, мячи, скакалки, обручи.
Уголок познания – «Шнуровка», «Мозаика», «Бусы», «Собери узор», «Собери квадрат».
Деятельность детей
Рассматривание фотоиллюстраций «Осень». Сбор природного материала для изготовления поделок на тему «Осенние фантазии».
II. Основной этап
Познавательное развитие
Ознакомление с окружающим миром
Беседа: «Какая бывает осень».
Цель: обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени.
Беседа: «Что нам осень принесла».
Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осенних дарах- фруктах, овощах, грибах.
НОД: «Осень раскрасавица».
Цель: закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе; обобщить и систематизировать представления о характерных признаках осени; развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы; воспитывать чувство любви к родной природе.
Экскурсия по экологической тропе «В гости к осени».
Ежедневные наблюдения за сезонными изменениями в живой и неживой природе за сезонными изменениями.
Дидактические игры: «Природа и человек», «Собери картинку», «Четвертый лишний», «Бывает – не бывает?», «Кто где живет?», «Найди ошибку», «С какого дерева листок», «Что где растет?».
Настольно-печатные игры: «Живая и неживая природа», «Кто где живет?», «Грибное лукошко», зоологическое лото.
Речевое развитие
Чтение художественной литературы
НОД: «О чем печалишься, осень». Стихи и рассказы об осени.
Задачи: Вызвать восхищение красками осенней природы в процессе слушания художественных текстов. Развивать поэтический слух, умение воспроизводить образные выражения, подбирать сравнения, эпитеты. Формировать интерес к эстетической стороне действительности.
Выставка книг: «Осень в гости к нам пришла».
Работа с поэтической копилкой «Осень». Заучивание наизусть отрывка из стихотворения И. А. Бунина «Лес, точно терем расписной…».
Создание картотеки загадок об осени и осенних явлениях.
Слушание аудиокниги В. Зотова «Лесная азбука».
Чтение книг:
В. Бианки «Синичкин календарь» (осенние месяцы); К. Ушинский «Четыре желания»; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»; И. Соколов-Микитов «Улетают журавли», «Листопадничек»; Н. Сладков «Осень на пороге»; Г. Скребицкий «Всяк по - своему».
Развитие речи
НОД: Составление описательного рассказа по предметным картинкам «Осень пришла».
Цель: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях, стимулировать мыслительную и речевую активность.
Дидактические игры: «Обведи по точкам», «Какой, какая, какое?», «Скажи по-другому», «Волшебный мешочек».
Художественно-эстетическое развитие
Конструктивно-модельная деятельность
НОД: «Удивительные превращения», конструирование из природного материала.
Задача: учить детей анализировать природный материал как основу будущей поделки; развивать умение детей вести активный поиск образа и средств его выражения: подбирать природный материал, учитывая его размер и форму в зависимости от заданной темы; развивать творческую фантазию детей.
Конструирование из геометрических фигур «Едет с поля урожай».
Конструирование из бумаги способом оригами «Овощная грядка», «Грибное лукошко».
ИЗО. Аппликация
ТЕМА: Дары леса. Грибы.
Цель: Учить, используя приемы аппликации, вырезать из прямоугольника овал, из круга полукруг. Закреплять умение пользоваться ножницами, клеем. Воспитывать аккуратность в работе и развивать чувство композиции.
Изобразительная деятельность
НОД (лепка) : «Осенние дары».
Цель: учить выполнять пластилинографию, рисунок из цветного пластилина овоща или фрукта, используя знакомые приемы лепки.
НОД (аппликация) : «Листопад».
Цель: совершенствовать технику вырезывания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое; развивать творческую активность, мелкую моторику рук; прививать аккуратность выполнения работы.
НОД (рисование) : «Печать листьями».
Цель: познакомить детей с новым видом изобразительной техники – «печать растений». Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы. Развивать чувства композиции, цветовосприятия. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
Выставка «Осенний вернисаж».
Рассматривание репродукций картин художников: Левитан И. «Золотая осень», Поленов В. «Золотая осень», Остроухов И. «Золотая осень», Новиков Н. «Рябина», Ольшанская Т. «Осенние дожди».
Беседа: «Осень глазами художников».
Работа с раскрасками на осеннюю тематику.
Музыкальная деятельность
Слушание произведений из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, А. Вивальди; «Звуки природы», детских песен об осени.
Социально-коммуникативное развитие
Беседа: «За что я люблю осень».
Общение: «Что нам осень подарила».
Обсуждение пословиц и поговорок об осени.
Сюжетно-ролевые игры: «Семья. Прогулка по осеннему лесу», «Овощной магазин», «Экскурсоводы», «Следопыты», «Телевизионный репортаж».
Физическое развитие
Беседа: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»; «Съедобные и несъедобные грибы».
Подвижные игры: «Садовник», «Гуси-лебеди», «Бездомный заяц», «Считай ногами», «Картошка», «Пчелки и ласточка».
Пальчиковая гимнастика: «Падают, падают листья», «Раз, два, три, четыре, пять - будем листья собирать».
III. Заключительный этап.
Оформление выставки поделок «Осенние фантазии».
Литература к проекту «Осень в гости к нам пришла»
1. Белая К. Ю., Теселкина Н. В., Мазурина М. Р., Щеткина Т. Т., Прокопович О. И., Рымаренко Л. В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М. : УЦ «Перспектива», 2013.
2. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1991.
3. Журавлева Л. С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
4. Метельская Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
5. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
6. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
7. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет. / Авт. -сост. Э. Я. Степаненкова. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
8. Шорыгина Т. А. Деревья. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т. А. Шорыгина. – М. : Издательство ГНОМ, 2012.
9. Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году! Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т. А. Шорыгина. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.
10. Шорыгина Т. А. Стихи и сказки о родной природе. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
11. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов/Составители Н. В. Елкина, Т. И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 2003.