Юлия Немирова
Паспорт проекта «Город Мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
География проекта: группа детей старшего дошкольного возраста
Актуальность проекта: Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и обогащают свой словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность. Целенаправленные наблюдения, экскурсии (виртуальные, использование технологии «Гость группы» знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Взрослый по мере возможности вовлекает детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать. Для усиления эмоционального воздействия на детей используется детская художественная литература, энциклопедии. Ознакомление с профессиями детей старшего дошкольного возраста подводит к пониманию того, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться, иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности, труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.
Публикация «Паспорт проекта „Город Мастеров“» размещена в разделах
Одной, наиболее доступной, формой в ознакомлении детей с миром профессий, является сюжетно - ролевая игра, где ребенок берет на себя роль, в которой может использовать полученные на подготовительном этапе развития ролевой игры новые знания о профессии. Педагогу необходимо научить ребенка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также выбор персонажей и их взаимодействие. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений.
В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт, посредством которого эти знания ребенком присваиваются. Подтверждение этому будут положительные изменения количественных и качественных показателей в уровнях сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых и ранней профориентации.
Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.
Данный проект представляет собой цикл мероприятий для старших дошкольников, направленных на ознакомление с профессиями, трудом взрослых, через сюжетно-ролевую игру, проводим с постепенным усложнением ее содержания и характера.
Дети проявляют инициативность в выборе тематики игр, постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, вопросов и предложений, с которыми ребенок обращается к взрослому и сверстникам, в организации и осуществлении самостоятельной игровой деятельности. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать игру по своему желанию, предложить игру для всех. Дети легко включаются в игровые ситуации и инициируют их сами, творчески развивают игровой сюжет, используя для этого разнообразные знания, полученные из разных источников.
В ходе реализации проекта участники родители, педагоги и социальные партнеры помогут детям сформировать представления о разных профессиях.
Цель: познакомить и создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Город Мастеров» через сюжетно – ролевую игру. Привлечь родителей к профессиональной ориентации детей.
Задачи:
Образовательные: обогащать событийные стороны содержания игровых мизансцен игры, согласование игровых замыслов. Создание игровой среды. Расширять знания и представления о профессиях своих родителей (место работы, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей).
Развивающие: развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности. Вызывать интерес к окружающему миру. Развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные: формировать положительные взаимоотношений между детьми. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых.
Участники проекта: дети, родители, сотрудники ДОУ, социальные партнеры.
Вид проекта: развивающий, познавательно – исследовательский.
Тип проекта: долгосрочный.
Методы реализации: ИКТ, здоровье сберегающие и игровые технологии, проектная деятельность.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально – коммуникативное и художественное - эстетическое развитие.
Обеспечение: ноутбук, проектор, принтер, подключение к интернету, серия познавательных мультипликационных фильмов, художественная литература, дидактические игры, атрибуты к разным профессиям.
Методы проекта: информационно – познавательная деятельность; наблюдения за трудом взрослых; целевые прогулки и экскурсии; чтение художественной литературы; игровая деятельность: игры - сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, обучающие, игры - этюды; конструирование; макетирование, коллекционирование; совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация трудовых действий; самостоятельная деятельность; художественно-творческая деятельность; взаимодействие с семьями воспитанников.
Предполагаемый результат: у детей сформируются представления о разных профессиях, узнают значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей. Сформируются представления о предметном мире, созданном руками человека, о роли человека в нем. Расширятся представления у детей о разных видах труда взрослых; познакомятся дети с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, о результатах труда взрослых, об оборудовании, инструментах, необходимых для работы людям разных профессий.
У родителей появится активная жизненная позиция по вопросу ранней профориентации детей. Оптимизация сотрудничества с родителями и педагогами.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
• Определить цель и задачи проекта.
• Разработать план работы проекта, в соответствии с его целями и задачами.
• Подобрать методическую литературу, иллюстрированный и мультимедийный материал по теме проекта.
• Познакомить детей с понятием профессия, основными профессиями и правилами работы, атрибутами.
• Сделать подборку игр для детей старшего дошкольного возраста.
• «Детский совет»
• Анкетирование родителей
• Разработать памятку для родителей «Ранняя профориентация детей»
• Оформить информационную стену по проекту
• «Почтовый ящик»
Основной этап:
• Беседы с детьми
• Презентации
• Видеоматериалы
• Мультфильмы
• Чтение художественной литературы
• Дидактические игры
• Игровые образовательные ситуации
• Продуктивная деятельность
• Пальчиковые игры
• Подвижные игры
• Физкультминутки
• Конструирование
• Виртуальные экскурсии
• Технология «Гость группы
• Сюжетно – ролевая игра
• Мастер - классы
Работа с родителями:
• Размещение в групповых помещениях, на информационных стендах, сайт ДОУ материалов по вопросам ранней профориентации детей дошкольного возраста.
• «Почтовый ящик»
• Памятки для родителей
• Мастер – классы
• Индивидуальные консультации
Итоговое мероприятие:
Сюжетно – ролевая игра «Город Мастеров»
Заключительный этап:
• Анализ проведенной работы
• Подведение итогов.
• Проведение итогового мероприятия «Город Мастеров»
• Сделать фотоотчет и оформить в виде «Артбука»
Обеспечение проектной деятельности
Методическое:
• Маханева М. Д., Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М. ТЦ «Сфера», 2012.
• Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. Изд-во "Николаев", 2004.
• Нефёдова К. П. Инструменты. Какие они? Пособие для воспитателей, родителей. М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006.
• Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М. : ТЦ Сфера, 2008.
• Шорыгина Т. А. Профессии, какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010.
• http://cycycsca.blogspot.com/p/blog-page_08.html Дошкольный мир: Федеральные государственные требования к предметно-развивающей среде.
Материально-техническое:
• Аудиоэнциклопедия «Замечательные профессии»
• Аудиодиск с песенками для детей о профессиях.
• Презентации:
«Гончар»
«Профессия «Модельер»»
«Профессии для красоты» и др.
• Картины из серии «Кем быть?»
• Наглядно- дидактическое пособие «Профессии»
• Наглядно- дидактическое пособие «Инструменты»
Диагностико - дидактическое обеспечение:
• Дидактические игры.
• Конспекты непосредственной образовательной деятельности.
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Центр социально-коммуникативного развития
• Атрибуты сюжетно-ролевых игр:
«На спектакле»
«Ателье»
«В парикмахерской»
• Подборка дидактических игр по профессиям
• Подборка настольно-печатных игр по профессиям.
• Подборка мультфильмов
«Остров ошибок»
«Козленок, который умел считать до 10»
«Вежливый зритель»
«Мы идем в театр»
Центр художественно-эстетического развития
• Иллюстрации, фотографии по проекту
• Разные виды бумаги, разных цветов и размеров и разная по фактуре, альбомы, листы ватмана, акварель, гуашь, восковые мелки, карандаши – цветные, простые, краски акварельные, фломастеры, пластилин, глина, кисти, стеки, дощечки для лепки, трафареты, картон белый и цветной, раскраски, соленое тесто, материалом для выполнения работ в нетрадиционных техниках – бисер, соль, нитки, поролон, крупы и т. д.
• Репродукции картин художников.
• Изобразительные, природные материалы для создания мини-проекта.
• Костюмерная с костюмами по профессиям
• Подборка музыкальных произведений о профессиях взрослых.
• Коллажи, выполненные детьми в соответствии с тематикой месяца.
• Кроссворды, альбом загадок «Профессии».
• Тематические альбомы с раскрасками «Художник», «Артист»,», «Швея», «Гончар», «Костюмер», «Гример» и др.
Центр познавательного развития
• Энциклопедии «Профессии», «В мире профессий»
• Картины из серии «Кем быть?»
• Наглядно- дидактическое пособие «Профессии»
• Наглядно- дидактическое пособие «Инструменты».
• Альбом: «Все работы хороши».
Центр речевого развития
• Подборка бесед с детьми по теме «Профессии»
• Подборка стихов, рассказов по теме «Профессии».
• Картотека загадок, пословиц, поговорок.
• Научные фильмы о профессиях из серии «Галелео»
• Картотека словесных игр по теме «Профессии»
• Картотека пальчиковых игр по теме «Профессии»
Центры физического развития и здоровья
• Картотека подвижных игр по теме «Профессии»
• Картотека физкультминуток по теме «Профессии»