Марина Маршеня
Конспект занятия «Памятники города Брянска»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Закрепить знания детей о памятниках тем, кто защищал Брянщину в разные времена.
Познакомить детей с другими памятниками Города Брянска.
Продолжать развивать чувство сострадания и гордости к героям, защищавших родную Брянщину.
Продолжать развивать речь и мышление детей, обогащать словарный запас.
Воспитывать чувство гордости и уважения за свой народ, защищавший город Брянск.
Публикация «Конспект занятия „Памятники города Брянска“» размещена в разделах
- Брянская область, Брянск
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Памятники войны, вечный огонь. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Воспитывать интерес и любовь к малой Родине.
Ход:
Дни весною полны,
Всюду песни звучат.
Не вернулся с войны,
Не вернулся солдат.
Знайте - Память о нём
Бьётся днём и в ночи.
Значит - в шаре земном
Его сердце звучит!
- Ребята, как вы думаете, что автор хотел сказать словами
Знайте - Память о нём Бьётся днём и в ночи. Значит - в шаре земном Его сердце звучит!
- (Этими словами автор хотел нам сказать, что мы помним и чтим подвиги наших героев, защитников)
- А как люди чтят память героев своей Родины?
- (Люди пишут стихи, картины, посвящают песни, снимают фильмы, воздвигают памятники)
- Ребята, я предлагаю нам вспомнить о том, как жители нашего города чтят память тех, кто прошёл войну, защищал наш край в разные времена от врага.
Стук в дверь. Входит кукла в военной форме с письмом в руках.
«Здравствуйте, мои дорогие ребята. Я знаю, что у вас сегодня очень интересная тема о памятниках города Брянска. Я спрятал для вас важное слово, но найдёте вы его, если разгадаете мои подсказки и расскажете, всё, что знаете о памятниках города Брянска. А смотреть за вами я послал свою помощницу – солдата Екатерину.
Вот вам первая подсказка:
Есть в комнате портрет
Во всем на вас похожий.
Засмейтесь — и в ответ
Он засмеется тоже».
Проходим к зеркалу, там фото с памятником Александру Пересвету.
-Ребята, кому этот памятник?
-Это памятник Александру Пересвету.
- Александр Пересвет - житель Брянска. Это был брянский богатырь и мужественный воин. Александр Пересвет участвовал в Куликовской битве и пал, защищая наши края. В память о нём была воздвигнута эта скульптура.
- У ног А. П. сидит певец Баян.
- А как вы думаете, почему автор изобразил певца возле богатыря?
- Певец воодушевлял песнями перед битвами и воспевал подвиги русских воинов.
-А как называется гора, на которой стоит этот памятник?
-Гора, на которой стоит памятник Александру Пересвету называется Покровская.
В далёкие времена, когда наш город был ещё совсем молодой, на него часто нападали вражеские войска. Они истребляли мирное население, а город сжигали дотла. И каждый раз уцелевшие жители возрождали город из руин и пепла. И вот однажды они решили возвести город на неприступной горе, окружённой глубокими оврагами. Гора стала настоящей крепостью для жителей. Её местоположение позволяло увидеть неприятеля заранее, и не давала возможности беспрепятственного вторжения.
- Куда смотрит русский богатырь?
- (В даль).
- Кого он высматривает?
- (Врагов)
В те давние времена на нашу землю постоянно нападали вражеские войска татар. Великий воин Александр Пересвет, сидя на своём коне, возвышается на самой высокой горе и до сих пор охраняет наш покой.
Сзади на фото следующая подсказка:
«Жидкость в ней легко хранить.
Из нее удобно пить.
Чтоб не вытекла вода,
Крышку закрути сперва!»
Дети ищут бутылку. В бутылке задание найти памятник города Брянска среди других памятников.
- Летней ночью на рассвете,
Когда мирно спали дети,
Гитлер дал войскам приказ!
И послал солдат немецких
Против всех людей советских –
Это значит - против нас!
- Это монумент «Брянск - город партизанской славы». Когда на Брянск напали фашисты, все люди встали на защиту родного города. Плечом к плечу стояли советские солдаты и жители города обороняя его.
-Ребята, как вы думаете, почему автор изобразил не только солдат и партизан, но и женщину?
- В борьбе за мир, победу боролись все: и солдаты, и партизаны, и мирные жители.
- Да, ребята, ведь в той войне участвовали все: и женщины, и старики, и даже дети. Потомки помня этот подвиг, соорудили этот монумент.
- Где находится этот памятник?
-Этот памятник находится на въезде в город Брянск.
-Почему именно при въезде в город Брянск был установлен этот памятник?
- Чтобы каждый подъезжающий к Брянску человек знал, что этот город - город боевой и партизанской славы.
На обратной стороне фото следующая подсказка:
«Повернитесь кругом и пройдите 5 шагов».
На столе лежат пазлы с фото Площади партизан.
Монумент в память о героях и жертвах Великой Отечественной войны.
- Кто знает, где находится этот памятник?
- (Этот памятник находится на Площади Партизан)
- Ребята, посмотрите на изображение этого монумента. Он состоит из трёх скульптурных групп.
- Как вы думаете кого изображает первая группа?
- (Солдаты Советской Армии)
- Кого представляет другая группа?
- (Партизан)
- Мы с вами уже сказали, что город обороняли солдаты и жители города, но враг всё наступал. Поэтому солдатам и многим жителям города пришлось уйти в леса, чтобы оттуда вести неравную схватку с врагом и этих людей называли – партизаны.
- На постаменте памятника написаны строки из партизанской песни:
Шумел сурово Брянский лес,
Спускались синие туманы,
И сосны слышали окрест,
Как шли с победой партизаны. (Слушаем песню).
- Третья группа представляет собой семнадцатиметровый пилон. Пилон, ребята - это высокий- высокий столб, который виден издалека.
- А что вы ещё видите у подножия пилона?
- (У подножия горит вечный огонь)
- А когда полыхала планета,
Город вышел на битву с врагом,-
Партизанская площадь согрета
И цветами, и Вечным огнём.
- Как вы думаете, почему он горит и днём и ночью?
- (Вечный огонь - это символ памяти всех павших в Великой Отечественной войне).
Физминутка
«Обойди минное поле» -
На ковре лежат круги, изображающие мины.
- Ребята, мы с вами сейчас попробуем повторить подвиг воинов-водителей. Нам нужно доставить солдат на другую сторону поля. Нужно быть очень осторожными. Объезжать мины. Если вы на них «наехали», то этим нарушили правила игры. Девочки цепляются за плечи мальчиков в пары, а мальчики осторожно перевозят девочек.
Смотрим на следующую подсказку:
«На резиновом ходу
Все дороги обойду.
Я на стройке пригожусь,
Я работы не боюсь.
Мне открыты все пути.
Вам со мной не по пути».
Дети находят машинку.
- Это памятник воинам-водителям.
-Как вы думаете, за какие заслуги воздвигли этот памятник воинам-водителям?
- Город Брянск большой и во время войны передвижения были в основном на машинах. Они перевозили солдат и раненых, доставляли лекарства и провизию на фронт.
-Где находится этот памятник?
-Он находится при въезде в город Брянск.
-Почему пришла идея поставить его здесь?
-Потому, что именно отсюда ушёл на фронт первый автобатальон.
- Авторы памятника смогли создать образ воина-труженика, солдата-шофера. И в ливень и пургу, по дорогам и бездорожью на передовых позициях и в тылу свято выполняли свой долг перед Родиной советские воины - водители автомашин. И сейчас, все проезжающие мимо автомобили сигналят, тем самым, чтя память воинов-водителей, павших на дорогах войны.
Смотрим следующую подсказку:
«Он готов в огонь и бой,
Защищая нас с тобой.
Он в дозор идёт и в град,
Не покинет пост …
Ответ: Солдат».
-Вы догадываетесь, что это за памятник?
- Курган Бессмертия.
-Правильно ребята, посмотрите на него. Что он вам напоминает?
- Пятиконечную звезду.
- Курган считается одним из символов города, напоминающим о событиях Второй мировой войны. Он представляет собой стелу, которая с любой стороны выглядит как пятиконечная звезда.
- Священную землю с братских могил в городах и селах Брянщины, принесли к месту закладки Кургана матери, чьи сыновья не вернулись с войны, ветераны войны, жители всей страны.
- А в основании Кургана заложен орудийный ствол с капсулой, в которой содержится обращение к нам к потомкам. Послушайте, что в ней написано для нас с вами:
«Дорогие товарищи, друзья, люди XXI века. Никогда не забывайте героического прошлого нашего партизанского края! Всегда помните, какой ценой досталась свобода вашим дедам! Берегите ее, как зеницу ока. Мы завещаем вам самое дорогое, что есть у советского человека, — гордость своей Родиной! Любите свою страну так, как любили ее мы, ваши старшие товарищи, единомышленники, друзья. Приумножайте могущество Родины Советов!».
- В 2010 году городу Брянску было присвоено почётное звание «Город воинской славы». - это очень высокая оценка ратных заслуг любого населённого пункта.
- Ребята, как вы думаете, за что было присвоено такое почётное звание нашему городу?
-(Это звание дал за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленный защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества)
- Правильно, и в связи с этим перед Курганом Бессмертия была возведена памятная стела «Брянск – город воинской славы». Гранитный высокий столб, высотой в семь метров увенчан двуглавым орлом - символом России. На барельефах вокруг мемориала - боевая история Брянска, начиная от Александра Пересвета.
Смотрим последнюю подсказку:
«И вот настал финальный шаг,
И побежден наш будет враг!
Скорее открывай сундук,
Пока он не запёкся вдруг!»
Достаём из духовки коробку, в которой лежит слово Родина.
Рефлексия. - Ребята, здесь ещё лежат какие-то медали. Возьмите себе такие, которые соответствуют вашему настроению.