Ольга Новоселова
Памятки-рекомендации для школьников по преодолению конфликтов с педагогами
▼ Скачать + Заказать документы
Памятки- рекомендации для школьников по преодолению конфликтов с педагогами
Ребенку необходимо научиться разрешать конфликты, и кто-то должен ему показать, как это делать цивилизованным путем.
На первой, конструктивной стадии необходимо разобрать конфликтную ситуацию вместе с ребенком. Необходимо вместе с ребенком ответить на такие вопросы как «Почему?» и «Зачем?».
Попросите ребенка вспомнить, когда он впервые почувствовал неприязнь к учителю.
Как развивалась ситуация.
Публикация «Памятки-рекомендации для школьников по преодолению конфликтов с педагогами» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Будьте внимательны к деталям.
Предлагайте свои версии, задавайте наводящие вопросы, если ребенок зайдет в тупик. (К примеру, «А может, тебе тяжело спокойно сидеть на уроке после физкультуры, а ее это раздражает? А когда она начинает кричать на тебя?»).
Стоит подвести ребенка к выводу: ни у тебя, ни у учителя нет злого умысла, нет тяги к взаимному уничтожению. Просто вы в чем-то не понимаете друг друга и не можете договориться.
Если вы не сможете в этом разговоре найти единственно верное решение - не беда. Очень важны его «побочные эффекты» : ребенок учится ставить себя на место другого, смотреть на ситуацию со стороны; ребенок понимает, что вы его поддерживаете; ребенок выразил свои негативные эмоции и почувствовал себя раскрепощенным.
В завершении разговора наметьте план дальнейших действий. Предложения могут исходить как от вас, так и от ребенка.
Вариантов много:
воздержаться от того, что, по-видимому, нервирует Марию Ивановну;
игнорировать ситуацию, конфликт;
попросить прощения у Марии Ивановны;
не создавать «революционную ситуацию», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить её мирным путём;
не унижать и не оскорблять другого человека, чтобы не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаяньем;
возможно, ребенок будет согласен на визит родителя в школу. Если ребенок не хочет, чтобы об этом узнали одноклассники, выполните его просьбу - придите в школу после уроков, общайтесь с учителем наедине.
Пять правил дипломатии
От того, как вы будете себя вести при встрече, зависит, наладятся ли отношения с учительницей или зайдут в тупик. Действуйте правильно, ведь это в ваших интересах! Старайтесь быть максимально спокойным и беспристрастным. Попытайтесь приступить к поиску конструктивного решения после того, как учитель выплеснет свои эмоции.
Перед встречей запишите в блокнот вопросы, которые вы хотели бы задать и не стесняйтесь пользоваться «шпаргалкой» – учительница увидит, что вы пришли не ругаться, а решать проблему, и вы легко придете к конструктивному решению.
Прежде, чем начать разговор, даже самый неприятный, найдите повод похвалить учительницу, а только после этого переходите к сути вопроса.
Расскажите педагогу о своих переживаниях и спросите ее совета.
Дайте учительнице высказаться, не перебивая ее и не вступая в конфликт.
Памятки - для педагогов - по преодолению конфликтов со школьниками.
Важным средством предупреждения и успешного разрешения конфликтов может быть прием «возврат эмоций». Освоение своей профессиональной позиции, познание мотивов поступка ученика помогают учителю выйти за пределы собственных эмоций (что не так легко и просто) и откликнуться на переживания ребенка.
При разговоре с детьми учителю надо четко знать, что следует сказать, как сказать, когда сказать, чтобы достигнуть цели обращенной к ребенку речи, при ком сказать и зачем сказать.
В диалоге учителя с учениками следует избегать командно-административный тон. Важно относиться к учащимся, как к взрослеющим людям, вести диалоги с ними с позиций «взрослый – взрослый», (учитывая возрастные особенности, особенно при конфликтных ситуациях, а не из наших ролей «ученик» и «учитель». При таком подходе в большинстве случаев не только находятся компромиссные решения в конфликтах, но и воспитывается личность учащегося.
Следите за манерой разговора. Если противостояние случается на уроке и принимает явный эмоциональный накал, предлагается оформить свои претензии в письменном виде и огласить их к обсуждению в иное точно назначенное время.
Диалог не должен содержать набор стереотипных выражений, упреков, угроз, недовольства поведением ученика. В противном случае, к старшему школьному возрасту многие из учеников вырабатывают ответный стиль общения с учителями.
Никогда не отвечать «вызовом на вызов», переходя на личные оскорбления учащихся словами или делами.
Необходимо использовать метод разъяснения правильности тех или иных правил и объективности принимаемых решений. Часто подросткам просто необходимо объяснять, почему нужно то или иное правило и что получится, если его не исполнять.
Суметь вовремя замолчать, если видишь, что ребенок понимает нелепость своих претензий, но не может остановиться в силу боязни показаться «хлюпиком» и «слабаком» перед одноклассниками.
При разговоре с учеником по поводу его поступка учителю уместно проявить искренний интерес к личности ребенка;
Для разрешения конфликта, когда отношения между учителем и учеником принимают характер противостояния, иногда приглашают «третьего».
При выборе третьей стороны следует учесть, что он должен иметь возможность включиться в разрешение ситуации не по служебной обязанности. Он должен иметь и искреннее желание помочь ученику и глубоко понять причины конфликта. Таким «третьим» могут быть и родители, и кто-то из учителей или сверстников. Главное, чтобы этот самый «третий» был значимым для конфликтующего ученика человеком.
Для эффективного взаимодействия учителя и ученика нужны такие качества как:
способность осознавать свои действия и поступки (рефлексивность);
сопереживание (эмпатия);
справедливость;
способность к сотрудничеству;
доброжелательность;
терпение;
вежливость.
Дополнительные рекомендации
Не следует торопиться дать оценку поступку и выражать свое возмущение, негодование по поводу поведения ребенка, угрожать наказанием, упрекать за непослушание. В этом случае ученик займет оборонительную позицию по отношению к учителю, (закроется) для общения или ответит грубостью, а общение сведется к обмену словесными ударами.
Когда же учитель видит не только ученика, нарушившего дисциплину, совершившего плохой поступок, но и ребенка, попавшего в беду, которому грозят наказание, и проявит сочувствие, желание помочь, выражает огорчение и сожаление о случившемся, то тем самым создается определенный эмоциональный фон, который объединяет разговаривающих общими переживаниями, сближает их позиции в общении.
Необходимо постараться называть ученика по имени, даже тогда, когда учитель сердит на него. Это придаст обращению к ученику ласково-требовательный характер, объединит с ним. Следует учитывать, что именно подростки не так уж часто слышат свое имя, в школе к ним чаще обращаются по фамилии. Да и сверстники в этом возрасте предпочитают называть друг друга кличками, полуименами.
Оценивая результаты учёбы и поведения школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучении и воспитании учащихся, во-первых, позволяет повысить эффективность работы учителя, во-вторых, способствует профилактике конфликтов между педагогом и школьниками.