Ирина Бельтюкова
Памятка родителям по организации занятий по заданию логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка родителям по организации занятий по заданию логопеда.
Предлагаемая памятка будет полезна как родителям, чьи дети занимаются с логопедом, так и тем, кто по собственной инициативе занимается с ребенком.
Для закрепления результатов логопедической работы дети нуждаются в ежедневной работе дома с родителями.
Основные рекомендации к организации занятий:
• Занятия должны быть регулярными и интересными для ребенка. Постарайтесь придать им занимательный, а не принудительный характер.
Публикация «Памятка родителям по организации занятий по заданию логопеда» размещена в разделах
• Время занятий (15-20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
• Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
• При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с логопедом.
• Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.
• Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.
• Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.
Для отработки и закрепления навыков, полученных на занятиях, на дом логопедом могут быть даны упражнения из артикуляционной гимнастики, упражнения по формированию речевого выдоха, по работе со звуком, игры и упражнения на развитие фонематического слуха и совершенствованию грамматической стороны речи.
Артикуляционная гимнастика
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Основная цель артикуляционной гимнастики: укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность.
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание позы в одном положении).
4. При выполнении упражнений следует идти от простых к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
9. Взрослый показывает выполнение упражнения.
10. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
11. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Дыхательная гимнастика
Правильное дыхание очень важно для развития речи. Все звуки речи мы произносим на выдохе. И в случае недостаточности речевого выдоха у ребенка наблюдаются сложности не только со звукопроизношением, но и с плавностью речи, в речи появляются запинки, недостаточно силы голоса, чтобы звучать «громко» и четко.
Основные параметры правильного ротового выдоха:
– выдоху предшествует сильный вдох через нос (набираем полную грудь воздуха);
– выдох происходит плавно, а не толчками;
– во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
– во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
– выдыхать следует, пока не закончится воздух.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:
1. Проветрить помещение! В комнате, где проводятся занятия, должен быть свежий прохладный воздух.
2. Занимаемся не раньше чем через час после принятия пищи! Лучше всего на голодный желудок.
3. Одежда свободная, которая не стесняет движения.
4. Следим за тем, чтобы не возникало напряжения в руках, ногах, шеи, груди.
5. Помним, что нагрузка дыхательными упражнениями должна быть дозированной. В противном случае получим такой симптом гипервентиляции легких, как головокружение и другие неприятные ощущения.
6. Не заниматься в острой стадии болезней органов дыхания.
Как работать со звуком
• Проговорите звук совместно с ребенком.
• Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.
• Используете ли вы голос при произнесении этого звука.
• Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.
• Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек.
• Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук.
• В тетради напишите по образцу букву по клеточкам.
• Придумайте игры со звуком, над которым работали.
• Проговорите речевой материал на этот звук.
ЭТО ВАЖНО!
Если у вас есть возможность дойти до/от садика вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога - это совместное общение, ненавязчивые советы.
Забирая ребенка из детского сада задайте ему вопросы: «Что было интересного в садике?», «Чем сегодня занимались?», «С кем из ребят ты играл? В какие игры?».
Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.
Общение - суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами - это радость совместного познания и открытий, совместного деятельности, совместной игры, совместного отдыха.