Елена Климова
Пальчиковая игротека
▼ Скачать + Заказать документы
К основным задачам логопункта в ДОУ относятся своевременное выявление и исправление речевых недостатков, а также совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями воспитанников. Трёхлетняя практика работы в логопункте показала, что тренировка у дошкольников с недостатками речи движений пальцев рук стимулирует речевое развитие, способствует улучшению артикуляционных движений, подготавливает руку к письму.
Темочки:
Постепенно обобщая и систематизируя опыт логопедов И. С. Лопухиной, С. В. Коноваленко, В. В. Коноваленко, О. И. Крупенчук, педагогов – практиков С. Е. Гавриной, Н. Л. Кутявиной, И. Т. Топорковой, в логопункте нашего ДОУ организована работа, направленная на развитие и совершенствование уровня мелкой ручной моторики детей. Для реализации данной задачи в логопункте создана и постепенно пополняется Пальчиковая игротека. Данная игротека включает в себя пособия, игры и упражнения по разделам:
• Игры на развитие элементарных навыков самообслуживания:
«Почини машинку» – навык застегивания и расстёгивания пуговиц;
«Завяжи узелок» – навык завязывания и развязывания шнурков;
«Осенний урожай» – навык шнурования;
«Помоги ёжику» – навык пользования прищепками.
Ребёнку предлагается прицепить прищепки одну за другой, взяв каждую тремя пальцами. Подобные упражнения – игры помогают развить мелкую моторику трёх основных пальцев руки (большого, указательного и среднего) и подготовить руку к письму. Прежде, чем ребёнок начинает писать, его мелкая моторика должна быть развита настолько, чтобы пальцы легко и твёрдо удерживали карандаш и ручку. Многократное повторение движения силового сжимания и разжимания бельевой прищепки даёт отличную тренировку кончикам пальцев правой или левой руки;
«Волшебные баночки» – играя в эту игру, у ребёнка формируется навык раскручивания и закручивания крышек, одновременно выполняется упражнение на развитие речевого дыхания.
«Заплети косичку» - для девочек;
«Сделай крепкий канат» - для мальчиков – навык плетения. Это пальчиковое упражнение воспитывает аккуратность, терпение – качества, необходимые ребёнку для обучения в школе.
• Упражнения с бусами:
Для этих упражнений подобраны бусины различной текстуры (деревянные, пластмассовые, металлические) и разнообразные по форме и размеру, а также шнуры разной толщины. На первых занятиях в логопункте ребенок учится нанизывать бусины на шнурок. На последующих занятиях ребёнку предлагается сделать бусы, в которых присутствует какое-либо чередование, например по цвету, или по цвету и размеру. Совершенствуя мелкую моторику, ребёнок учится соблюдать определённую последовательность нанизывания бусин.
«Перекладывание бус пинцетом»
Для выполнения этого упражнения логопед предлагает ребёнку пинцет, баночку с бусинами, пустые разноцветные блюдца и даёт задание – аккуратно захватывать пинцетом бусины и переносить их в блюдца соответствующего цвета. Кроме тренировки координации пальцев руки, это упражнение требует концентрации внимания, большой точности в движениях и тренирует внутренний контроль.
• Игры для самомассажа:
Наборы еловых и сосновых шишек, лёгких пластмассовых мячиков позволяют перекладывать и катать их в руках.
В результате такого самомассажа бывает задействовано множество точек,находящихся на ладони, что оказывает благоприятное воздействие на организм в целом.
• «Упражнения с клавишами»
на клавишах пианино мы разместили цветовые обозначения – квадратики, чтобы совмещать развитие мелкой моторики с совершенствованием цветового восприятия и внимания;
• Фигуры из палочек.
Можно использовать счётные палочки или спички. Прекрасное упражнение, которое развивает не только мелкую моторику, но и внимание. Ребёнок должен точно по образцу выложить картинку из счётных палочек или спичек. Составление фигурок можно разнообразить следующими заданиями:
- сосчитать палочки, из которых выполнена фигура;
- если ребёнок использовал разноцветные палочки, то посчитать палочки каждого цвета;
- назвать и сосчитать геометрические фигуры, из которых состоит картинка (ромб, квадрат и т. д.);
- сосчитать углы (острые и тупые, входящие в фигуру;
- самостоятельно сложить и придумать фигурку.
• Игры для развития тактильных ощущений.
Тактильные ощущения очень важны для развития ребёнка. Накопив некоторую информацию об окружающем мире через руки, у ребёнка на первое место выходит сочетание «вижу – трогаю - чувствую». Потом ребёнок изменяет это сочетание на «трогаю – чувствую - осознаю». Именно это сочетание необходимо развивать и стимулировать у ребёнка дошкольного возраста. При выполнении различных действий руками, кроме зрения мы ориентируемся на тактильные ощущения: ощущаем тепло или холод, фактуру поверхности, а также боль. И получаемая информация играет важную роль для управления руками. От ощущаемого зависят наши действия. Развивать тактильные ощущения у ребёнка важно ещё и потому, что это способствует развитию его речи, мышления, памяти, а также хорошо влияет на нервную систему – успокаивает ребёнка, помогает научиться концентрировать внимание.
«Пальчиковый бассейн»
В глубокую миску помещены пластмассовые составляющие киндер сюрпризов. Ребёнку предлагается несколько небольших игрушек, которые затем прячутся логопедом в бассейн, а ребёнок должен отыскать их.
«Чудесный мешочек»
В небольшой по размеру мешочек помещаются 8 – 10 знакомых ребёнку предметов. Завязываем ребёнку глаза или просим закрыть их. Ребёнок нащупывает в мешочке предмет и пытается определить его. Можно параллельно с развитием мелкой моторики выполнять упражнение на выполнение звукового анализа. (например, для определения места звука (л) в словах можно положить в мешочек ложку, крокодила, ластик, глобус, брелок).
• Пальчиковые игры.
Как правило, пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Эти игры очень эмоциональны и увлекательны для детей. Они способствуют развитию речи и творческой деятельности. Фигурки, которые получаются при определённом сложении пальцев, как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковый театр», обычно используем не только для развития мелкой моторики, но и для совершенствования звукопроизношения, связной речи и творческой речевой активности.
Очень рекомендую использовать подобные пальчиковые упражнения в повседневных играх с детьми, что благотворно отразиться на их общем и речевом развитии.