Светлана Красильникова
Пальчики учат говорить
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчики учат говорить.
С. М. Красильникова
МБДОУ ДС № 84, Челябинск.
Публикация «Пальчики учат говорить» размещена в разделах
В настоящее время педагоги дошкольных учреждений сталкиваются с проблемой развития речи детей раннего возраста. Отставание в развитии речи осложняет организацию жизни детей в группе. Слабое развитие мелкой моторики не позволяет организовывать разнообразную игровую деятельность.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия.
Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе. В дошкольном возрасте многие дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок.
Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать мелкую моторику рук, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости.
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу.
Во время совместной деятельности нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, – это будет подкреплять его интерес к играм и упражнениям. Главное, чтобы данная деятельность приносила детям только положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.
Работая в дошкольном учреждении компенсирующего вида № 84, мы обнаружили следующую закономерность: если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, а если же развитие движения пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Поэтому при планировании совместной деятельности мы используем игры с пальчиками Детям очень нравятся массаж пальчиков :
- поглаживание кисти рук;
- растирание пальчиков от кончиков к основанию с применением небольшой силы для увеличения чувствительности;
- легкое надавливание на верхнюю фалангу пальчика;
- растирание по кругу от кончика к ладошке;
- взять пальчик за верхушку и тихонько вращать по часовой стрелке.
Под каждую пальчиковую гимнастику мы подбираем отдельную потешку.
Очень полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности, как рисование и раскрашивание карандашами (фломастеры не требуют никаких усилий и недостаточно развивают мышцы пальцев, составление аппликаций, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей. Многие мамы не доверяют ребенку ножницы, но если в кольца ножниц просунуть свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигуры, получится хорошая тренировка для руки. Очень полезно детям лепить из пластилина.
В своих играх используем вещи, игрушки с различными застёжками, кнопками, молниями, пуговицами, липучками, которые пришиты к мягким игрушкам. Дети любят заниматься в зоне «Сухих бассейнов», рисуя пальчиками по манке и песку, они не только разрабатывают моторику, но и развивают фантазию, воображение, ориентировку в пространстве.
Для достижения целей своей работы мы активно привлекаем родителей детей. Именно сотрудничество воспитателя и родителей непременно приведет к успеху. Семья была и будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.