Галина Прохорцева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи при помощи творчества К. И. Чуковского
▼ Скачать + Заказать документы
МБСКОУ (VII – VIII вида) «Детский сад № 18»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи через творчество К. И. Чуковского
Учитель-дефектолог
МБСКОУ «Детский сад «18»
Прохорцева Г. В.
Майкоп 2014
Тема:"Телефон"
Цели:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи при помощи творчества К, И, Чуковского» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
1. Познакомить детей с историей изобретения и развития телефона. Пополнить знания о различных видах телефонов.
2. Познакомить с правилами пользования телефоном, с телефонами служб спасения «01», «02», «03».
3. Учить детей рассказывать по предложенным картинкам, по впечатлениям из личного опыта.
4. Воспитывать нравственные качества, вызывать желание помогать людям в беде, вызывать чувство сострадания и ответственности.
5. Продолжать приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие; учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.
6. Формировать грамматически правильную речь. Закреплять материал по теме «дикие животные». Обогащать словарный запас; учить согласовывать существительные с прилагательными.
7. Развивать логическое мышление, воображение, сообразительность, память, слуховое внимание и восприятие, общую и мелкую моторику.
Словарь: телефон, виды телефонов: кнопочный, телефон-автомат, радиотелефон, дисковый, сотовый, видеотелефон; звонить, разговаривать; четко, вежливо, дикие животные: медведь, олень, слон, крокодил, кенгуру, мартышки, тюлень, газель, бегемот, носорог.
Материал: Картинки видов телефонов, картинки номеров служб спасения, сюжетные картинки – ситуации, конверты с разрезными картинками (виды телефонов, два телефона с дисками, коробка-конфета с шоколадками.
Ход занятия.
Дети заходят в группу, становятся за стульчиками.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята, улыбнитесь и поделитесь своим хорошим настроением. Спасибо! Садитесь тихо на стульчики. Послушайте и отгадайте загадку.
Загадка про телефон.
Через поле и лесок
Подается голосок
Он бежит по проводам
Скажешь здесь, а слышно там.
(Телефон)
- Правильно это телефон.
II. Постановка цели. «Путешествие в прошлое телефона»
- А давайте с вами отправимся в прошлое телефона.
- Еще древние люди начали общаться между собой, передавать друг другу сообщения. Как они это делали, если не умели говорить? С помощью жестов, мимики, рисунков. (Демонстрационный материал №1)
- Давайте мы тоже попробуем передать просьбы жестами.
Дидактическая игра «Передай просьбу жестом»
Вызвать двоих детей и попросить жестами передать следующие просьбы.
Например:
1. «Пойдем играть в футбол»
2. «Я хочу есть»
- Молодцы! Наверное, тяжело так общаться? (Да, не просто).
- Индейцы, чтобы передать сообщение в соседнюю деревню, забирались на высокую гору и кричали. Но как докричаться до другого города или страны? И вот 150 лет назад был изобретен телефон.
- Первый телефон представлял собой две трубки, похожие на воронки. В одну из них говорила, а другую прикладывали к уху. Потом появился ручной телефон. Сначала нужно было вызвать свою станцию, а затем телефонная барышня вызывала другую станцию и переключала телефон на нужную линию. Позднее придумали телефонный аппарат с диском, который состоял из корпуса, трубки с проводом, цифрового диска (демонстрационный материал №2)
Дидактическая игра «Собери телефон»
Раздать конверты с частями картинок. Дети из частей составляют целую картинку.
- Назовите, какие виды телефонов у вас получились?
Ответы детей: телефон-автомат, кнопочный телефон, телефон автоответчик, радиотелефон, сотовый телефон, видеотелефон, дисковый телефон.
III. Правила пользования телефоном и телефоны службы
спасения «01», «02», «03»,
- Ребята, есть номера телефонов, известные только вашей семье. Куда вы можете позвонить? (бабушке, дедушке, знакомым).
- По телефону надо говорить четко, правильно строить предложения, ясно выражать свои мысли, желания, просьбы. В начале разговора всегда надо здороваться, разговаривать вежливым тоном, а в конце разговора сказать: «До свидания».
- А есть номера телефонов, которые знают все люди, и очень важно, чтобы эти номера знали и все дети.
Это номера телефонов служб, которые в любое время суток придут на помощь : «01», «02», «03» (демонстрационный материал №3).
-В ситуации, когда необходимо вызвать пожарную службу, звонить надо по номеру «01» ( дети называют различные ситуации возникновения пожара: горящая свеча упала на штору, мальчик развел костер на детской площадке). (демонстрационный материал №4)
- В ситуации, когда необходимо вызвать полицию, звонить надо по номеру «02» ( дети называют различные ситуации: потерялся ребенок; хулиган ломает качели или дерево в парке).
- А чтобы вызвать «скорую помощь», надо позвонить по номеру «03» ( дети называют различные ситуации: заболел ребенок, стало плохо дедушке или бабушке, мальчик сломал руку).
IV. Динамическая пауза «Игра в телефон». (демонстрационный материал №5)
- Давайте поиграем в телефон, становитесь в круг.
- Услышанные слова вы будете проговаривать по слогам, а слоги прокручивать на воображаемом диске телефона. (Показать пример).
Слова: мед-ведь, о-лень, слон, кро-ко-дил, кен-гу-ру, мар-тыш-ки, тю-лень, га-зель, но-со-рог, бе-ге-мот.
- Ребята, какие слова вы проговаривали? (Дети повторяют слова)
- Назовите обобщающее слово «Дикие животные».
-Молодцы! Садитесь на стульчики.
V. К. И. Чуковский «Телефон».
- Давайте с вами вспомним сказку К. И. Чуковского, где встречаются эти животные и беседуют по телефону.
Прочитать отрывок из сказки «Телефон».
У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
- А много ли прислать?
- Да пудов этак пять. Или шесть:
Больше ему не съесть, Он у меня ещё маленький!
А потом позвонил
Крокодил
И со слезами просил:
-Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
- Постой, не тебе ли
На прошлой неделе
Я выслал две пары
Отличных калош?
- Ах, те, что ты выслал
На прошлой неделе,
Мы давно уже съели
И ждём не дождёмся,
Когда же ты снова пришлёшь
К нашему ужину
Дюжину
Новых и сладких калош!
А потом позвонили зайчатки:
- Нельзя ли прислать перчатки?
А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, книжки!
А потом позвонил медведь,
Да как начал, как начал реветь.
- Погодите, медведь, не ревите,
Объясните, чего вы хотите?
Но он только "му" да "му",
А к чему, почему -
Не пойму!
- Повесьте, пожалуйста, трубку!
А потом позвонили цапли:
- Пришлите, пожалуйста, капли:
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись!
А потом позвонила свинья:
- Пришлите ко мне соловья.
Мы сегодня вдвоём с соловьем
Чудесную песню споём.
- Нет, нет! Соловей
Не поёт для свиней!
Позови-ка ты лучше ворону!
И снова медведь:
- О, спасите моржа!
Вчера проглотил он морского ежа!
И такая дребедень
Целый день:
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень!
То тюлень позвонит, то олень.
А недавно две газели
Позвонили и запели:
- Неужели
В самом деле
Все сгорели
Карусели?
- Ах, в уме ли вы, газели?
Не сгорели карусели,
И качели уцелели!
Вы б, газели, не галдели,
А на будущей неделе
Прискакали бы и сели
На качели-карусели!
Но не слушали газели
И по-прежнему галдели:
- Неужели
В самом деле
Все качели
Погорели?
Что за глупые газели!
А вчера поутру
Кенгуру:
- Не это ли квартира Мойдодыра?
Я рассердился да как заору:
- Нет! Это чужая квартира!
- А где Мойдодыр?
- Не могу вам сказать.
Позвоните по номеру сто двадцать пять.
Я три ночи не спал,
Я устал.
Мне бы заснуть,
Отдохнуть.
Но только я лёг -
Звонок!
- Кто говорит?
- Носорог.
- Что такое?
- Беда! Беда!
Бегите скорее сюда!
- В чём дело?
- Спасите!
- Кого?
- Бегемота!
Наш бегемот провалился в болото.
- Провалился в болото?
- Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придёте,-
Он утонет, утонет в болоте,
Умрёт, пропадёт
Бегемот!
- Ладно! Бегу! Бегу!
Если могу, помогу!
Ox, нелёгкая это работа -
Из болота тащить бегемота!
- Ребята, какие животные разговаривали по телефону? (слон, крокодил, зайчата, медведь)
- Скажите, все ли животные разговаривали вежливо?
- Нет, медведь только рычал и мычал.
VI. Дидактическая игра «У меня зазвонил телефон»
- А давайте мы с вами попробуем научиться разговаривать правильно и вежливо по телефону.
Предложить детям разделиться по парам и вежливо поговорить по телефону: один четыре раза крутит диск, другой берет трубку и вежливо беседует:
Предполагаемые ситуации:
1. Пригласить друга в гости на день рождения.
2. Вызвать скорую помощь для бабушки.
3. Позвонить в полицию, потерялась девочка в магазине.
4. Вызвать пожарных, мальчик на детской площадке развел костер.
А в начале дефектолог беседует сразу со всеми детьми.
– Здравствуйте! Это подготовительная группа «Бабочки»? Ольга Анатольевна в группе?
– Здравствуйте, это подготовительная группа «Бабочки», Ольги Анатольевны нет. Что ей передать?
– Передайте ей, пожалуйста, что звонила Галина Вячеславовна и просила принести стихи К. И. Чуковского.
– Обязательно скажем.
– Спасибо. До свидания.
– До свидания.
VII. Итог занятия.
- Ребята, у кого из вас есть дома телефон? (Дети отвечают)
- А вы умеете им пользоваться?
- Да.
- Как правильно пользоваться телефоном?
- Надо взять трубку, набрать нужный номер.
- Что нужно сказать в начале разговора?
- Здравствуйте!
- Каким тоном нужно разговаривать по телефону?
- Вежливым спокойным. Говорить четко и ясно.
- Что нельзя делать по телефону?
- Грубить, кричать. Нельзя баловаться с телефоном.
- Что нужно сказать в конце разговора?
- До свидания.
- Скажите, кто в сказке К. И. Чуковского «Телефон» любит шоколад?
- Слонёнок!
- Вы сегодня отлично потрудились и многому научились. Я хочу угостить вас шоколадом, который прислал слонёнок.