Валентина Федяинова
Ознакомление дошкольников с олимпийскими видами спорта
▼ Скачать + Заказать документы
Полноценное физическое развитие дошкольника – это не только своевременное формирование двигательных умений и навыков, но и развитие интереса к различным доступным ребёнку видам движений, воспитание положительных нравственно-волевых черт личности, осознание собственных телесно-психических возможностей. Благодаря этому ценность здоровья будет воспринята им как осмысленная жизненная необходимость.
Публикация «Ознакомление дошкольников с олимпийскими видами спорта» размещена в разделах
Именно в дошкольном возрасте дети получают основы знаний о различных областях спорта, достижениях спортсменов. Именно поэтому Государственным Стандартом образования детей дошкольного возраста предусмотрено знакомство с различными видами спорта, национальными спортивными играми. Детям даём представления об Олимпийском движении-истории, роли в жизни страны, достижениях в различные годы.
Формирование представлений об Олимпийских играх может стать частью не только физического, но и эстетического и нравственного воспитания ребёнка. Сложные проблемы патриотического воспитания также могут успешно решаться через формирование у детей чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых уровнях. Поэтому появилась необходимость по Олимпийскому образованию дошкольников, который должен опираться на традиционные ритуалы и символы Олимпийских игр, характеризующие лучшие качества спортсменов : честь, волю к победе, взаимовыручку. Формируя представления у детей об Олимпийских играх, мы расширяем у детей старшего возраста кругозор в области спорта, активизируем словарь детей: символ, факел, клятва, девиз, эмблема, пьедестал и др.
Олимпийское образование дошкольников даёт возможность объеденить воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи процесса образования детей дошкольного возраста, не только в системе физкультурно-оздоровительной работы ДОУ, но и во всём воспитательно-образовательном комплексе семьи, детского сада. Активное участие родителей в педагогическом процессе создаёт необходимые условия для укрепления семьи, формирование её здорового образа жизни. В. А. Сухомлинский говорил: «Спорт становится средством воспитания тогда, когда он –любимое занятие каждого». Нашей целью является формирование у детей дошкольного возраста мотивации, потребности в поддержании здорового образа жизни, и желание заниматься физической культурой и спортом, ознакомлению со спортивными достижениями страны, высокими личными достижениями людей, ставших славой России. Играя, ребенок познаёт мир, занимаясь спортом, он стремится развить и испытать свой силы. Нигде не проявляется так единство физических и нравственных сил человека, как в занятиях спортом. Спорт помогает развивать координацию, силу, выносливость, помогает побороть детские комплексы, научить общению со сверстниками. Постоянные занятия укрепляют физическое здоровье ребёнка, иммунитет.
Дети дошкольного возраста с удовольствием занимаются физкультурой и элементами различных видов спорта. Большой интерес у них вызывают спортивные игры- баскетбол, футбол, волейбол, настольный теннис, хоккей, футбол и др.
Заниматься спортом в прямом смысле слова (который подразумевает участие детей в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких спортивных результатов) не рекомендуется для детей дошкольного возраста. Но элементарные действия в спортивных играх, отдельные элементы соревнования, не только возможны, но и целесообразны. Д. В. Хухлаева говорит, что спортивные упражнения развивают физические качества, ритмичность, координацию движений, ориентировку в пространстве. Знакомя детей с видами спорта через подвижные игры с элементами спорта, учим овладевать их разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество. В методических пособиях Е. Н. Вавилова,1981года, Т. И. Осокина, 1986года говорится, что подвижные игры с элементами спорта требуют большей собранности, организованности, наблюдательности, определённой доступной детям техники движений, быстрой двигательной реакции.
Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль радости, сильных переживаний, интерес к результатам игры. Спортивные игры снимают нервное напряжение, помогают свободному выражению эмоций. Дети охотно объединяются по интересам и длительное время играют, взаимодействуя друг с другом, достигая цели в соответствии с принятыми на себя ролями и подчиняясь правилам игры. Старшие дошкольники способны достичь сравнительно высоких результатов в беге, прыжках, метании, бросании и ловле мяча, в лазанье, а также могут овладеть техникой простых элементов спортивных игр (баскетбол, теннис, хоккей, футбол и др.)
Для более широкого ознакомления детей с различными видами спорта можно использовать соответствующие видеоматериалы, карточки, рассказы о том или ином виде спорта, успехах российских спортсменов, участии детей в различных соревнованиях, о том, как хорошо быть здоровым и сильным. По рекомендации педагогов родители совместно с детьми могут посещать стадионы, спортивные площадки, бассейн, болеть за любимую команду на соревнованиях, участвовать в массовых спортивных мероприятиях.
В детском саду проводятся досуги,развлечения, спортивные праздники, соревнования с участием родителей, сотрудников и детей. Элементы спортивных игр включаем в «Малые Олимпийские игры», «Недели здоровья и спорта». В ходе соревнований применяется Олимпийская атрибутика : подъём Олимпийского флага, церемония зажжения огня, клятва и др.
Знакомство детей дошкольного возраста с Олимпийскими видами спорта способствует воспитанию у них интереса, уважения не только к спорту, но и к Олимпийским играм, как культурному наследию человечества. Воспитывает чувство патриотизма, гордости за достижения своей страны и спортсменов.
журнал: "Инструктор".