Вотрина Анна
Отсроченная эхолалия у ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
ОТСРОЧЕННАЯ ЭХОЛАЛИЯ
Это фразы или даже целые тексты, которые дети ранее где — то слышали, запомнили и произносят без осмысливания. Это может быть стихотворная сказка Чуковского или объявление остановок Московского метро. Может быть одна фраза, которая была ПРОИЗНЕСЕНА КЕМ— ТО очень ЭМОЦИОНАЛЬНО. Пример, мальчик слышал разговор бабушки по телефону. Она получила хорошие известия по поводу приезда своей родственницы. С тех пор фраза "Надька приедет!" произносилась ребёнком, когда у него было хорошее настроение. Или, наоборот, САМ ребёнок ИСПЫТАЛ СИЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ в момент прослушивания фразы. Пример, на глазах Миши разбилась сахарница, с этим пугающим происшествием прочно связалось слово "разбилась", которое он произносил каждый раз, когда начинал нервничать.
Публикация «Отсроченная эхолалия у ребенка» размещена в разделах
Является ли эхолалия речью? Нет, если речь мы рассматриваем, как коммуникативную функцию, в продуцировании которой принимает непосредственное участие мышление. Такая речь скорее похожа на диктофонную запись. Записал то, что слышал много раз, то, что понравилось или было ярко эмоционально окрашено, но без обработки выдал во вне. Однако есть и положительная сторона, механическая вербальная функция у ребёнка есть, то есть он имеет возможность ГОВОРИТЬ. Работа по развитию речи будет выстраиваться не от 0.
Возможно ли уйти от эхолалии и развить полноценную речь? Да, но это тесно будет связано с развитием мышления. В данном случае для ребёнка было бы полезно наблюдаться у психиатра. Поскольку отсроченная эхолалия часто бывает признаком психиатрического заболевания и это не обязательно аутизм.
Со стороны логопеда правильной стратегией на первых порах было бы работать над:
1) развивитием всех видов подражательной деятельности;
2) развитием коммуникативных навыков;
3) переводом отсроченной эхолалии в прямую, то есть учить повторять за собой (педагогом) только что сказанные слова.
Далее развивать диалог, то есть учить отвечать на вопросы что/кто, что делает, какой/какая? Следующий этап — это побуждать к комментированию картинок. Параллельно необходимо восполнять пробелы в знаниях, чтобы ребёнку было о чём говорить.
И, главное, речь ребёнка — показатель того, как работает его мозг. Без развитого мышления не бывает развёрнутой речи.
Дети с подобным симптомом, не являющемся только речевым нарушением, а скорее свидетельствующем о более глубоком поражении головного мозга, обращают на себя внимание своей полной отстранённостью. Хотя степень обособленности бывает разная. От полного отсутствия в реальности до периодических "заныриваний", из которых ребёнка бывает нетрудно вытянуть.
Эхолаличные высказывания также отличаются. Если ребёнок абсолютно "на своей волне", то его "декламации" никак не связаны с текущим моментом. Просто ни с того ни с сего начинается пересказ чего угодно: от художественного произведения до телевизионной рекламы. Такой вид отсроченной эхолалии (ОЭ) тяжелее всего поддаётся коррекции. И начинать работу надо не с речи, а с того, чтобы обратить внимание на себя (педагога, ввести подражательную деятельность и коммуникативные навыки.
Если ребёнок "заныривает" периодически, но не теряет полной связи с реальностью, то и в ОЭ будут видны попытки построения предложений в тему из ранее заимствованных заготовок.
Совсем лёгкий вариант бывает, если у ребёнка не утрачена способность вести простой диалог, но периодически он начинает общаться с самим собой. Причём переходы молниеносные. Самое удивительное, что ребёнок может смотреть вам в глаза, но он уже не здесь и вас уже не слышит.
Очень важно ребёнка постоянно "тормошить", как можно дольше удерживать его внимание и контролировать руки. Это вообще отдельная тема. Там где руки, там и внимание ученика.
При подобной симптоматике рекомендуется получить консультацию психиатра. Коррекция пойдёт значительно быстрее при медикаментозной поддержке. Объясню почему. При ОЭ для ребёнка более значимо то, что крутится у него в голове, чем то, что вы пытаетесь до него донести из вне, пробиваясь через пелену. Он как будто смотрит какое — то кино. И ему там комфортно, поэтому, когда начинаешь "вытягивать" его в реальность, часто встречаешь сопротивление. В такие перетягивания можно долго играть, только времени в запасе совсем нет.
А вот на обследованиях ГМ может не быть нарушений. Такое часто бывает, если причина заболевания ни в недоразвитии мозга, а в разрушении функциональных связей.