Алла Гаркуша
Открытое занятие «Звуковая полянка»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое фронтальное логопедическое занятие
в старшей группе № 2
«Весенняя звуковая полянка»
Цель: коррекция и профилактика имеющихся нарушений речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закреплять знания детей по лексической теме “Весна”.
Закреплять правильное произношении звуков : Р, Л, Ш, Ж, С, З.
Упражнять в чётком произношении слогов, слов со звуками : Р, Л, Ш, Ж, С, З.
Учить произвольно изменять силу голоса: говорить тихо, громко, говорить выразительно.
Коррекционно-развивающие :
Публикация «Открытое занятие „Звуковая полянка“» размещена в разделах
Развивать мышцы артикуляционного аппарата и мышцы мелкой моторики.
Развивать фонематический слух.
Развивать лексико-грамматический строй речи: упражнять в словообразовании.
Развивать высшие психические функции: внимание, мышление, память.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Здравствуйте, дети! Мы сегодня побываем на весенней звуковой полянке.
А сейчас: Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!
Минута релаксации (Звучит запись “Звуки весны”)
Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг-другу.
Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.
(Дети делают вдох и выдох три раза)
II. Сообщение темы и цели занятия.
III. Основная часть.
Закрепление лексической темы “Весна”
Солнце ярче светит,
Дует тёплый ветер.
Вот и кончилась зима,
К нам опять пришла… ВЕСНА!
(На доске изображение весёлого лучистого солнышка, вокруг него картинки-приметы весны и несколько картинок других времён года)
- Весеннее яркое солнце радостно светит нам. А вокруг него приметы различных времён года. Оставьте вокруг солнышка и назовите только весенние приметы.
Я ещё раз назову их, а вы по взмаху моей руки повторяйте за мной последний звук или словечко : Упражнение фонетической ритмики
Звонко капают капели: кап (логопед) … КАП (дети!
Птицы весело поют: чирик…ЧИРИК!
Тает снег: ах…АХ!
Бегут ручьи: блл…БЛЛ
Мать – и – мачехи цветок качает жё лтой головой: ффф…ФФФ!
Его гладит лучик солнца золотой: ааа…ААА!
- А теперь, взявшись за руки, отправимся на весеннюю полян
На этой полянке солнышко рассыпало своих солнечных зайчиков.
(на ковре лежат из белой бумоги «Солнечные зайчики»)
Ребята, эти “солнечные зайчики” уже поиграли, порезвились на полянке, и хотят вернуться к солнышку. Мы им поможем.
Первый “солнечный зайчик” (на нём изображение ручейка)
- Что нарисовано на этом “солнечном зайчике”?
- Какой 1-й звук в слове “ручеёк”?
- Какой это трудный звук! Что вы знаете о звуке Р? -Чтобы этот трудный звук хорошо получался – надо подготовиться. Солнечный зайчик предлагает детям выполнить самомассаж и артикуляционную гимнастику.
“Не циркач и не артист, сам себе я массажист
Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки)
И лицо теплом мы умываем (разогретыми ладонями проводить по лицу сверху вниз)
Грабельками сгребаем все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам)
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз)
Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей)
А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки)
Щёчки разминаем (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)
А потом от носа мы к губам стекам (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам)
И губами вправо-влево двигать начинаем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу)
Тянем подбородок и его щипаем ( разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)
А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами)
Артикуляционная гимнастика “Сказка о язычке”
(Детям раздаются зеркала)
Жил-был Язычок в домике-ротике. Зимой Язычок очень подолгу лежал в своей постельке, покажите, как он это делал (“Постелька”).
А весенним, солнечным деньком Язычок просыпается, моет круглое окошко-губы (“Кружок”).
После этого Язычок выглядывает из окошка и прячется, уж очень ярко светит весеннее солнышко! (“Змейка”).
Язычок надевает солнечные очки, смело смотрит вверх на солнышко, вниз - на землю (“Качели”).
Мимо скачет лошадка, и язычок цокает вместе с ней (“Лошадка”).
После этого Язычок играет с любимой игрушкой-клоуном, показывает, как дует весенний ветерок (дыхательное упражнение “Весёлые клоуны”)
- А теперь попробуем “порычать” (Дети “рычат” по взмаху руки логопеда) :
РРР!- ракета рвётся ввысь!
РРР!- рычит сердито рысь!
РРР! – раскатистый и громкий
РРР! - рокочущий и звонкий! Р-Р-Р!
(Солнечный зайчик “возвращается” на один из лучиков солнышка)
Второй “солнечный зайчик” (на нём лужицы)
- Что нарисовано на этом солнечном зайчике?
- Какой 1 звук в слове “лужицы”? Как правильно произносить звук Л?
Тонкий кончик язычка
Вверх, в зубы упирается.
По бокам от языка
Воздух пробирается.
И получится певучий,
Плавный, ласковый и звучный: ЛЛЛ…
Перевернув солнечного зайчика, дети узнают задание:
Повторить слоги: ЛА, ЛО-ЛО, ЛУ-ЛУ-ЛУ,
ЛЭ-ЛЭ, ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ, ЛА-ЛА-ЛА-ЛА
(Второй солнечный зайчик “возвращается” на лучик солнышка)
Третий “солнечный зайчик” (на нём шмель)
- Какой первый звук в слове “шмель”?
- В каких ещё словах встречается этот звук?
- Этот солнечный зайчик тоже знает такие слова, но он их пока спрятал, отгадаете загадки и увидите их:
Не галстук он не воротник,
А шею обнимать привык,
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода. (ШАРФ)
Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок.
А он сорвался с поводка,
И улетел под облака. (ШАРИК)
Пьёт бензин как молоко,
Может ездить далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней. (МАШИНА)
Мягкие лапки,
А в лапках царапки. (КОШКА)
Если ты его подточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь.
Солнце, море, горы, пляж,
Что же это? (КАРАНДАШ)
Кто-то утром спозаранку
Потянувшись, вот крепыш!
Взял свою большую ложку,
Ну, конечно, наш (МАЛЫШ)
Четвёртый “солнечный зайчик” (на нём сосулька)
- Какой 1-ый звук в слове “сосулька”?
- А как правильно произносить этот звук?
Язык горочкой пошире
Вниз, в зубы упирается.
По середине языка
Воздух пробирается.
Струйку воздуха пусти.
Улыбнись и посвисти: ССС!
- А почему весной так много сосулек? (Солнышко лучистое ярко светит и пригревает.)
Детям даё тся задание на развитие мышц мелкой моторики: сделать своё солнышко лучистым, надев на него разноцветные лучики-скрепки:
- Возьмите 10 скрепок-лучиков и сделаете своё СССолнышко таким же лучиСССтым как у меня. (Задание выполняется за столами)
- Мы сделали солнышко каким? ЛУЧИСТЫМ. А ещё оно КАКОЕ? (яркое, весёлое, весеннее, тёплое, ласковое, красивое)
- Подружите своё слово – признак со словом СОЛНЫШКО, в слове солнышко выделите голосом звук С (яркое СССолнышко, весёлое СССолнышко).
- А я знаю про солнышко игру.
Игра-упражнение “Солнышко
(На развитие общей моторики, проводится под музыку)
Маленькое солнышко
Я держу в ладошках (дети показывают руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Вижу из окошка (показывают руками большое солнце)
Маленькое солнышко я беру руками (показывают руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Высоко над облаками (поднимают руки над головой и смотрят вверх)
Маленькое солнышко
Мне в ладошки светит (показывает руками маленькое солнышко)
А большое солнце
Светит всей планете! (поднимают руки над головой и разводят в стороны)
Пятый “солнечный зайчик” (на нём журавль)
- Какой звук первый в названии “журавль”?
- Журавль это какая птица: перелётная или зимующая?
- Каких ещё перелётных птиц вы знаете?
- А сейчас вспомним слова, которые получились от слова “журавль” :
Когда этих птиц много, это (ЖУРАВЛИ)
Как журавля назвать ласково? (ЖУРАВУШКА)
Как называется птенец журавля? (ЖУРАВЛЁНОК)
У журавля, чей клюв? (ЖУРАВЛИНЫЙ)
А чьи перья? (ЖУРАВЛИНЫЕ)
Какую песню поёт журавль? (ЖУРАВЛИНУЮ)
- И вот остался на полянке последний “солнечный зайчик” и на нём …Зайчик
Шестой “солнечный зайчик” (на нём зайчик - Повторяйчик)
- Этого зайчика зовут Повторяйчик. Значит, что он любит делать?
(Повторять)
- Зайчик просит вас повторит чистоговорку со своими любимыми звуками.
А вы догадались, какой у него любимый звук? (Зззайчик – звук З).
А какой у звука З парный мягкий звук? (Зь-зь-зь)
Будьте внимательны: повторять нужно громко, если появится изображение БАРАБАНА, и - тихо, если увидите ЮЛУ.
ЗА-ЗА-ЗА – закрывай глаза. (юла)
ЗО-ЗО-ЗО – видел золотой узор? (юла)
ЗУ-ЗУ-З - зуб болит внизу! (барабан)
ЗЮ-ЗЮ-ЗЮ - ели мы изюм. (юла)
ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ - не показывай язык! (барабан)
ЗЯ-ЗЯ-ЗЯ – нам болеть нельзя! (барабан)
Все й солнечные зайчики возвращаются к своему солнышку)
- Вот все солнечные зайчики собрались вокруг солнышка, и картинки на них опять напомнили нам, что наступила…ВЕСНА.
IV. Итог занятия.
Когда в детский сад ребята пришли,
То многие звуки сказать не могли,
Свистеть и шипеть ещё не умели,
Рычать и трещать они не хотели.
Но вот логопеды на помощь пришли
И трудные звуки сказать помогли.
Дети: Теперь говорим мы красиво,
Больше за это спасибо!
- Вы такие молодцы, теперь вы умеете говорить все трудные звуки!
И на память о нашем занятии я хочу подарить вам воздушные шары, на которых картинки – символы этих звуков : Р - тигр, Л- самолёт, Ш - змея, Ж - жук, С - насос, З – комар и их буквы.