Ирина Назаренко
Открытое занятие по развитию речи «Овощи»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ «ОВОЩИ»
Педагог: Назаренко Ирина Викторовна
Образовательная область: коммуникация.
Возрастная группа: старшая группа.
Цель: побуждать детей вступать в речевое взаимодействие, поддерживать коллективный разговор, продолжать формировать умение составлять описательный рассказ об овощах по опорной схеме Ткаченко.
Программные задачи:
1. Уточнить и расширить представления об овощах : названиях, внешних и вкусовых качествах, местах произрастания, их использовании в различных блюдах.
Публикация «Открытое занятие по развитию речи „Овощи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
2. Формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
3. Способствовать поиску новой информации об уже известных объектах (в нашем случае об овощах).
4. Формировать умение готовить сообщение по определенной теме в форме познавательного рассказа.
4. Формировать интерес к произведениям малой фольклорной формы (загадки, пословицы).
5. Повышать заинтересованность родителей в продуктивной досуговой деятельности с детьми.
6. Развивать умение анализировать и обобщать, мелкую моторику пальцев рук, связную речь;
7. Воспитывать самостоятельность и уверенность при выполнении заданий.
Оборудование:
посылка со съедобными овощами, с волшебной книгой народных советов, с контейнером нарезанных овощей; демонстрационный материал – плакаты, муляжи и картинки овощей, схемы Ткаченко; раздаточный материал — конверты с пазлами овощей.
Ход занятия.
1. Орг. момент. Сообщение темы.
- Давайте поздороваемся с нашими гостями. Поприветствуем своих друзей, улыбнувшись друг другу.
Неожиданно стук в дверь…
- Посмотрите, к нам на занятие по развитию речи неожиданно доставили посылку, сказали с овощами, а с какими, мы сейчас с вами догадаемся.
Дети отгадывают загадки.
Под землей живут семейки,
Поливаем их из лейки.
И Полину, и Антошку
Позовем копать. (картошку)
Ох, наплачемся мы с ним,
Коль почистить захотим.
Но зато от ста недуг
Нас излечит горький. (лук)
Эти крепкие ребятки
В листьях прячутся на грядке.
Лежебоки-близнецы
Зеленеют. (огурцы)
Летом, не боясь жары,
Зрели красные шары.
Вызрели как на подбор.
Что за овощ? (Помидор)
Растут на грядке елочки,
Не колют их иголочки.
В земле запрятан ловко
Их корешок. (морковка)
Каждую отгадку- овощ дети распознают на ощупь, вытаскивая из посылки, кладут в корзинку.
- Сейчас я посмотрю, все ли мы с вами вытащили из посылки.
Воспитатель аналогичным способом достает из посылки лимон:
-Куда мне лимон положить? (Отдельно, потому что фрукты растут на дереве в саду, а овощи – в огороде на грядке. Лимон – это фрукт.)
-Как одним словом назвать то, что находится в корзине?
- О чем мы сегодня будем говорить на занятии?
-Когда я доставала лимон, мне показалось, что в посылке что-то еще лежит.
(Воспитатель достает книгу)
-Ребята, это какая-то волшебная книга с полезными советами, в ней много иллюстраций с овощами, не просто так нам ее прислали. Ну, я думаю, для чего, мы поймем с вами чуть позже.
2. Составление описательного рассказа об овощах с опорой на схемы Ткаченко:
Огурец - это овощ, потому что растет в огороде на грядке. Он ароматный, приятно пахнущий, свежий, сочный, хрустящий. Снаружи он покрыт тонкой зеленой кожицей, а внутри он белый, мягкий с множеством маленьких белых семян. Он зелёный овальной формы. На ощупь твёрдый, шершавый, пупырчатый. Его солят, маринуют, делают салаты. Его употребляют в сыром и вареном виде.
-Кто еще что-то хочет дополнить?
-Молодцы! Много знаете про огурцы.
Дополнение воспитателя:
А я вот знаю, что в огурцах содержится такой минеральный элемент, как калий, который способствует лучшей работе нашего сердечка.
- А давайте посмотрим, может быть из волшебной книги мы еще что-нибудь новое и интересное узнаем про огурцы.
Из книги:
Огуречный напиток – успокаивает нервную систему.
Огуречный сок – средство от кашля.
Морковь - это овощ, потому что растет в огороде на грядке. На вкус она сладкая, сочная, хрустящая. Снаружи она длинная, покрыта тонкой оранжевой кожицей, внутри она тоже оранжевая, имеет в середине стержень. Морковь оранжевого цвета, треугольной формы. На ощупь твердая, гладкая. Морковь употребляют в сыром и вареном виде. Она очень полезная. Из нее можно приготовить салат, морковный сок, овощное рагу, овощной суп, борщ.
-Кто еще что-то хочет дополнить?
Дополнение воспитателя:
- А я знаю, что вещество, которое окрашивает морковь в оранжевый цвет, называется «каротин». Когда ты съешь морковку, внутри тебя, в твоем теле, каротин превращается в витамин А. А это витамин роста.
Из книги:
Употребляя каждый день по 300 грамм моркови можно значительно улучшить свое зрение и зубную эмаль, а также укрепить свой иммунитет.
Картофель - это овощ, потому что растет в огороде на грядке. На вкус в сыром виде он твердый, хрустящий, в вареном виде – он рассыпчатый, мягкий. Снаружи он покрыт тонкой коричневой кожицей, а внутри белый. Он коричневый, овальной формы. На ощупь гладкий, твердый, плотный. Картофель – это второй хлеб. Его в сыром виде не едят. Из него можно приготовить очень много блюд: первые горячие блюда, салаты, крахмал, в мундире.
-Кто еще что-то хочет дополнить?
Дополнение воспитателя:
А я знаю, что первое картошкино имя было «папа». Так называли ее на родине в Южной Америке индейцы. В честь папы индейцы устраивали праздник урожая. Женщины наряжали клубни картофеля, как кукол, шили им юбочки из разноцветных лоскутков. А мужчины танцевали, поставив на голову мешочек с клубнями картофеля.
Из книги:
Картофель - это самый популярный продукт питания. Он источник витамина С. Сок картофеля применяется при ожогах (будут меньше видны шрамы). Картофельный сок пьют при плохом аппетите. Подышав над паром картофеля «в мундире» в течение 10 минут, можно лечить простуду и уменьшить зубную боль. Прикладывание ломтика картофеля к ране — обезболивает.
Помидор - это овощ, потому что растет в огороде на грядке. На вкус он сладкий, может быть кислый, сочный. Снаружи он покрыт тонкой красной кожицей, а внутри он красный мягкий, содержит много маленьких белых семян. Помидор красного цвета, круглой формы. На ощупь мягкий, гладкий. Из него можно приготовить томатный сок, борщ, овощной салат. Его едят в сыром, тушеном виде.
-Кто еще что-то хочет дополнить?
Дополнение воспитателя:
-А я знаю, что на родине помидора, в Южной Америке, его называли «томат». Люди раньше выращивали помидор у себя на клумбах и в саду для украшения и называли его «золотое яблоко».
Из книги:
Если вы будете постоянно кушать помидоры, у вас будет хорошая память, также помидор способствует повышению настроения.
Лук – это овощ. Лук растет на огороде. По вкусу он горький, сочный, хрустит. Снаружи он покрыт коричневой луковой шелухой, а внутри он белый, состоит из множества тонких слоев круглой формы. Он маленький. По цвету лук коричневый, круглой формы. Лук твердый, гладкий. Лук добавляют в суп и во вторые блюда. Его едят в сыром и жареном виде. Лук очень полезен!
-Как вы понимаете пословицу «Лук - от ста недуг»?
Дополнение воспитателя:
- А я знаю, что в луке содержится такое вещество, как фитонциды – они убивают в организме все болезнетворные бактерии и микробы.
- Илья с мамой приготовили домашнее задание. Он нам расскажет сейчас очень интересную историю о луке. (Доклад ребенка)
Из книги:
Если у вас головная боль, то достаточно просто приложить луковицу, разрезанную на половинки, к вискам. Боль проходит.
Лечение луком стоит применять в период эпидемии гриппа. Для этого необходимо кушать лук, запивая его горячим чаем с лимоном. Лук следует жевать не меньше трёх минут.
Луковым соком можно лечить насморк. Капать в нос от трёх до пяти капелек.
ФИЗМИНУТКА.
Игра «Назови овощ» (дети становятся в круг, передавая лимон по кругу, называют по очереди овощи).
«Урожай»
В огород пойдем, урожай соберем. (идут по кругу, взявшись за руки)
Мы морковки натаскаем. (таскают)
Мы картошки накопаем. (копают)
Срежем мы кочан капусты. (срезают)
Круглый, сочный, очень вкусный. (показывают круг руками 3 раза)
Щавеля нарвем немножко
И вернемся по дорожке. (идут по кругу, взявшись за руки)
3. Практическая часть.
- Овощи на ощупь распознали, с помощью схем описали, а сейчас пройдем за столы.
- А что будем делать, вы мне скажете сами?
Дети открывают конверты, достают пазлы, у каждого ребенка свой конверт.
Дети самостоятельно собирают пазлы.
По окончании - дидактическая игра «Назови ласково»
- Сейчас каждый из вас нам расскажет, какой овощ собрал, и попробует свой овощ назвать ласково. Например, патиссон – патиссончик.
- Сложите пазлы в свои конверты и уберите конверты на край стола.
4. «Пробуем овощи на вкус».
- Ребята, посмотрите, такая большая посылка и в ней мы нашли только 6 овощей и волшебную книгу. Странно, вам так не кажется? Наверное, в ней еще что-то есть! Сейчас мы посмотрим.
Воспитатель достает из посылки контейнер с нарезанными овощами (ассорти).
- Лера, как ты думаешь, что мы сейчас будем делать? (с закрытыми глазами будем определять на вкус овощ, который я вам дам попробовать).
Воспитатель приглашает каждого ребенка по очереди к себе:
- Закрой глаза, открой рот и определи по вкусу, что ты съел (Дети закрывают глаза и открывают рот). А вы, ребята, не подсказывайте, а проверяйте, правильно угадано по вкусу или нет.
5. Итог занятия.
- Овощей наелись, теперь-то мы уж точно с вами не заболеем, будем красивыми, сильными и здоровыми.
- Давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня на занятии?
- Чем овощи отличаются от фруктов?
- Какую пользу приносят овощи? (В них очень много полезных веществ и витаминов. Это, в первую очередь, пища для человека и заряд энергии)
- Что на занятии вам понравилось или запомнилось?
- Наше занятие подошло к концу. Всем большое спасибо за активную и хорошую работу на занятии. А теперь можно немного отдохнуть.