Римма Дорожкина
Открытое занятие по формированию знаний о правах ребенка «О правах, играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать детям общее представление об их правах. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим людям, создавать эмоциональный комфорт.
Материал: выставка книг о правах. Персонажи и декорации к сказкам. Костюмы, маски сказочных героев, карточки по правам (эмблемы) - знаки. Рисунки детей о правах. Дом, 5 обручей, 7 марок козлят, Волк, запись 3 поросят, фланелеграф, сказка, голоса птиц, Маша, Медведь, заяц, лиса, баба- Яга, песня о дружбе.
Публикация «Открытое занятие по формированию знаний о правах ребенка „О правах, играя“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
Муз. оформление: аудиозапись с голосами лесных птиц, отрывки из сказок, песня о дружбе.
Ход занятия:
(включаются магнитофон с записью голосов птиц, из дома (в уг. Природы) вылезает баба-Яга крадется к ребятам и забирает самую большую книгу, на обложке которой написано «Ваши права»).
Баба-Яга: Кто такие? Что расселись тут? Что вообще вы расселись, чем это вы занимаетесь, а? Ответы детей, просят отдать книгу.
Баба-Яга: Не отдам, малы еще права изучать! А эту книгу я почитаю сама. И вообще вы на эту книгу никаких прав не имеете, вот! Да и на Все права которые в книги написаны, могут рассчитывать только дети и внуки царя Салтана и Соловья - Разбойника. Среди вас есть внуки или их дети? Нет, вот так -то. А еще дети верящие в бабу- Ягу и кощея Бессмертного, если их любят, и одного с Бабой - Ягой цвета кожи и одной национальности, есть такие? Вот так-то. Все - таки я оказалась права, а вы нет, и нечего спорить, книгу я забираю, разговор окончен. Дети говорят, что б. я. не имеет права забирать книгу.
Баба-Яга: Ой-ой-ой! Умные какие, ну-ка подойди ко мне вот ты, больше всех и громче всех кричал, номер один, а вот ты будешь номер 2, ты номер 3 и т. д. имена вам не нужны, вы еще маленькие, все одинаковые, одного роста, возраста, сопливые, обойдитесь без имен, номерами. Скажите, вы разве не одинаковые? А ну, докажите. (Глеб - голубоглазый, светловолосый, шустрый, а Антон - медленный. Настя - кареглазая, с черными волосами, а Вика - голубоглазая со светлыми волосами, очень умная и веселая).
Баба-Яга: Да, уж, и действительно вы оказывается все разные, и номера не подходят вам, с именами - то лучше. А какое же есть право? Право на имя! Это точно, я согласна, что каждый ребенок со дня своего рождения имеет право на собственное имя. Давайте поиграем в игру «Эхо». (Встали в круг и поочередно произносим свое имя, а остальные хором повторяют). Здорово! Мне понравилась игра, но книгу я вам все равно не отдам. Ну отдала бы, если у кого-нибудь из вас мама работает в библиотеке. Ну, у кого мама библиотекарь, никого? Я считаю, что книги читать имеют право только дети библиотекарей, в домах могут жить только дети строителей, а лечится только дети врачей, вот так! Правильно я говорю? Докажите! (ответы детей).
Баба-Яга: Вспомните сказку «Волк и семеро козлят». Чем закончилась с волком? - Беда- Нужно ему помочь? - Да - Как можно помочь ему? (брюхо зашить, врача вызвать) - А вот некоторые дети не хотят помочь волку. Почему? - Он злой, вредный, обидел, съел козлят.
Баба-Яга: Теперь посмотрите отрывок из сказки. Волк приходит к козлятам, но они его не пускают.
Волк: Ребятушки, козлятушки, ваша мать пришла, молока принесла, и полной копытцы водицы.
Козлята: слышим, слышим не матушкин этот голос.
Дети, скажите, какое право нарушил волк?
- Право на жизнь, на разлучение с родителями.
Звучит грамзапись музыки «3 поросят». На фланелеграфе сказка.
- Вспомнили, как называется сказка? Дети, вспомните, чем закончилась сказка? (Волк упал в печку, обжегся и убежал).
- Мог ли волк съесть поросят?
- Кому жаль волка? Чем можем помочь волку? (сочувствуют, предлагают вылечить волка).
- Какое право нарушил волк?
- Право на неприкосновенность жилища.
Давайте поиграем в п/и «3 поросенка». По три человека. В 5 обручах - это домики их. Когда поросят 3 и они в домике - волк их не трогает. Звучит музыка, поросята бегают на поляне со
словами:
Мы маленькие поросятки,
по лесу гуляем,
цветы собираем,
песенки поем:
Нам не страшен серый волк.
Как только я объявляю об опасности: "вдруг выходит волк, зубами-щелк! -быстро прячьтесь в свои домики от волка и говорите : «Нам не страшен серый волк» - игра.
- Молодцы поросятки, спасли свои домики от волка. Какое право нарушил волк, повторите еще раз. На неприкосновенность жилища. Садитесь на места.
- А вот еще вспомним одну сказку, сказка называется «Маша и медведь» (Таня, Вова).
Маша: - Ребята, я слышала, что вы изучаете права человека? Помогите мне, пожалуйста.
Восп. : А что случилось?
Медведь: Что случилось, что случилось? Да ничего не случилось. Надоело мне самому кашу варить да в избушке убирать - вот и все.
Маша : Он хочет чтобы я у него жила в лесу, в избушке убирала, кашу варила, да его кашей кормила. А если убегу, то он поймает меня и съест.
Восп. : Давайте поможем героям сказки разобраться кто прав, а кто нет.
Дети: Миша неправ. Пусть он отпустит ее к дедушки и бабушки, да еще пирожков даст на дорожку.
Медведь: Ну хорошо, хорошо. Я помогу тебе, Маша, вернуться домой.
И пирожки тебе лично испеку.
Восн. : Дети какое право нарушил Миша?
- Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.
- Спасибо дети, что помогли Маше и Мише все понять.
- Внимание! Следующая сценка из сказки «Заюшкина избушка».
Заяц: Помогите! Помогите же кто -нибудь! Ребята, со мной беда приключилась. Попросилась ко мне лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала (плачет).
Лиса: А что, я виновата что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной. Где теперь мне жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что! Подумаешь какой, другой дом себе найдешь.
Заяц: Но ведь это мой дом, моя собственность (плачет).
Лиса: Я в лесу хозяйка! На все имею право.
- Подожди лиса, успокойся. Сейчас разберемся. Давай у ребят спросим. А ну скажите, какое право на жилище имеет каждый?
Дети: Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища.
- Теперь ты лиса поняла, что ты не имеешь право выгонять зайца из его собственного дома.
Лиса: Ну ладно, больше не буду. Пойдем, заинька, вместе поиграем, попоем, попляшем. А может вместе будем жить.
- Вот так ребята, еще одним героям сказки помогли помириться и определить свои права. Давайте еще раз вспомним какие мы имеем права: право на жизнь, на имя, не разлучаться с родителями, на бесплатное образование, на отдых, на игры, на неприкосновенность жилища, никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. [/u]
- И так. Сегодня вы говорили о правах. Скажите, дети, что же такое право?
Дети: Это правила, по которым живут люди.
- Где записаны эти права?
- В декларации прав человека, принята в 1959г.
- Что такое декларация?
- Это объявление, провозглашение основных принципов, программных положений. 20 апреля 1989г. - историческая дата для всех детей всего мира, была принята Конвенция о правах ребенка. Что такое конвенция?
- Это международное соглашение.
- Кто защищает права ребенка. Ваши права ребята?
- Государство.
- А как вы можете защищать свои права в общении со сверстниками? (быть дружными).
- Какое самое главное право каждого человека?
- Право на жизнь.
- Да, ребята! Молодцы, запомнили и знаете свои права. Я даже само не заметила, как стала совсем хорошей, доброй, правильной. Спасибо вам всем. Мне было очень приятно и интересно с вами общаться, естественно я вам оставлю вашу книгу, теперь я все знаю о правах каждого человека. Спасибо, я пошла к себе домой, имею право!