Татьяна Тихонова
Отчет об опытно-экспериментальной работе по апробации УМК «Предшкола нового поколения»
▼ Скачать +Заказ
Тема: «Апробация УМК «Предшкола нового поколения»
Идея эксперимента заключается в достижении качества образования через построение преемственности уровней (дошкольного и начального, и целенаправленном изучении и применении фактического материала УМК «Предшкола нового поколения» с использованием оптимальных методов, средств и организационных форм обучения.
На основе системы разработанных контрольно-измерительных материалов было проведено психолого-педагогическое обследование детей.
Публикация «Отчет об опытно-экспериментальной работе по апробации УМК „Предшкола нового поколения“» размещена в разделах
Важнейшей частью программы эксперимента являются изучение динамики развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе и разработка индивидуального маршрута.
Описание хода эксперимента
Как показывает статистика, около 30% наших воспитанников ранее не посещали ДОУ. Поэтому для нас очень актуален вопрос подготовки детей к школе. Ведь главная цель предшкольной подготовки, как ее определил А. Фурсенко, министр образования и науки РФ, «выравнивание стартовых возможностей будущих школьников». Чтобы успешно подготовить воспитанников к школе, необходимо, чтобы в учреждении было создано единое образовательно-развивающее пространство, необходимо отобрать наиболее действенные методы и приемы обучения. И когда мы познакомились с УМК «Предшкола нового поколения», нам показалось, что это как раз то, что нужно. Для того чтобы добиться эффективности в развитии компонентов психологической, интеллектуальной и социальной готовности к обучению в школе, обеспечить преемственность с начальной школой был выбран комплект парциальных программ «Предшкола нового поколения» не случайно. Этот комплект разработан на основе комплексной «Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста». Парциальные программы нацеливают педагогов и родителей на полноценное общее развитие детей, их социализацию, на достижение необходимого уровня подготовки к обучению в школе.
«Предшкола нового поколения» включает программы социально-личностного, познавательно речевого и художественно-эстетического воспитания, нацеленные на выравнивание стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе.
УМК ориентирован на подготовку каждого ребенка к школе физически, психологически, социально и интеллектуально.
УМК обеспечивает целостность педагогического процесса посредством взаимосвязи целей и задач образования, воспитания и развития.
УМК включает в себя взаимосвязанные интегрированные области знаний: развитие речи (начальное представление о языке, литература, изобразительное искусство, музыка, математика, социальные отношения, окружающий мир и математика (предметный и природный окружающий мир и его изучение, ОБЖ, мир художественной культуры (изобразительное и прикладное искусство, музыка, театрализованная деятельность, основы физической культуры (спортивные занятия и игры, представления о собственном теле и уходе за ним). Каждое направление можно использовать отдельно или все вместе.
Средствами всех пособий комплекта создается единая художественная и коммуникативно-игровая среда, которая разворачивается вокруг событий дидактической волшебной сказки.
Благодаря интриге, сохраняется интерес детей к занятиям.
УМК разработан так, что на его основе можно выстраивать и индивидуальные программы развивающей работы с детьми, распределить нагрузку в зависимости от темпа усвоения материала детьми (на одном занятии можно взять материал 1-2 занятий, а можно только часть). Обязательная часть программы может быть освоена в течение 1-2 лет или течение 2-х месяцев.
УМК создает все условия для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности ребенка и взрослого, строится на адекватных возрасту формах работы (коллективных, групповых, индивидуальных); предусматривает разные виды деятельности ребенка (игры, рисование, конструирование, экспериментирование и др.)
Еще один из самых больших плюсов – это то, что педагогу не нужно разрабатывать конспекты занятий, составлять планы, готовить демонстрационные материалы – все предусмотрено УМК. Нужно только взять книгу и тетрадь и внимательно прочитать. В программе дано примерное распределение часов по образовательным областям для разных режимов работы.
Все пособия, входящие в УМК соответствуют современным требованиям: стандартам, СанПиН, личностно-ориентированы (т. е позволяют учиться ребенку с разными возможностями).
Главный «минус» УМК – это его цена (около 2,5тысяч на ребенка). Это для родителей очень дорого. Поэтому мы решили использовать не все направления, а заменить недостающие другими программами. Направление «Мир художественной культуры» заменили авторской программой «Цветные ладошки», «Основы физической культуры» заменили физкультурными занятиями по Программе воспитания и обучения в детском саду.
Анализируя обозначенные выше позиции, можно говорить также о преемственности целей и задач дошкольного и начального школьного образования. Преемственность образовательных программ «Предшколы нового поколения» и УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивается:
-отбором содержания образования, адекватного возрастным особенностям детей;
-использованием различных видов деятельности ребенка (для детей старшего дошкольного возраста – игры, рисование, конструирование, экспериментирование, спортивные мероприятия и т. д.); в начальной школе эти виды деятельности органично дополняют учебную деятельность;
-связанностью, взаимопроникновением и взаимодействием направлений развития детей (дошкольное и начальное школьное звено) : физического, социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического.
Необходимо отметить преемственность форм организации образовательного процесса, которые на ступени дошкольного и начального школьного образования характеризуются наличием партнерской позиции взрослого и вариативностью коллективной, индивидуальной, групповой, парной работы.
Все воспитатели структурного подразделения отмечают, что данный УМК, способствует формированию у детей стойкого интереса к учебным занятиям, учебно-познавательной мотивации, произвольного поведения, самооценки, развитию любознательности и умственной активности, направленного внимания, навыков общения со сверстниками, учит думать и рассуждать, иметь свою точку зрения по каждому вопросу. Содержательный компонент УМК понятен и близок детям дошкольного возраста, поэтому они с желанием идут на занятия.
Конечно, бывали и трудности. Главная - не просто перестроить взгляд на обучение, поменять позицию с «Я УЧУ» на «Я СОПРОВОЖДАЮ И НАПРАВЛЯЮ», не просто научиться принимать иную отличную от своей точку зрения и уважать ее, особенно если она принадлежит ребенку. Непросто научиться доверять ребенку, верить в его возможности и предоставлять право на ошибки, ведь мы всегда стараемся его опекать, оберегать от трудностей; непросто научиться готовиться к занятиям за несколько минут, не загружая себя работой, ничего не рисуя и не мастеря.
Опыт первого года работы по программе «Предшкола нового поколения» показал следующее:
Учебники и тетради соответствуют программным требованиям
Обязательная часть программы может быть освоена в течение 1-2 лет или течение 2-х месяцев.
После УМК «Предшкола нового поколения» совершенно не имеет значения, по какой программе обучения дети пойдут в начальной школе, так как этот комплекс универсален и дает базовый уровень подготовки.
Этим комплектом с успехом может пользоваться как ДОУ, так и группы кратковременного пребывания, родители.
Научно-методическая особенность УМК заключается в том, что он нацелен на развитие детей, а в конечном счете – на подготовку детей к обучению в школе.
Педагогический коллектив МОУ «СОШ №2 р. п. Новые Бурасы» планирует продолжить работу по эксперименту и предполагает :
Обеспечить защиту жизни и здоровья детей от возможных негативных последствий эксперимента.
Разработать диагностический инструментарий для успешной реализации программы эксперимента.
Отслеживать промежуточные результаты.
Подготовить методические рекомендации для педагогов и родителей.
Разработать рабочие программы в соответствии с учетом ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.